Автор: Тимофеева Анна Юрьевна
800×600
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
МБ ДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко»
города Аткарска Саратовской области
Выступление на педагогическом совете
На тему:
«Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».
Воспитатель: Тимофеева Анна Юрьевна
г. Аткарск
январь 2014 год
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение умений самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? А также почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Углубленно занимаясь с детьми экспериментированием на протяжении нескольких лет, выделили следующие задачи:
— сформировать у детей знания об окружающем мире;
— привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
— повысить уровень овладения экспериментальной деятельностью.
В первую очередь, усилия направляют на создание предметно-развивающей среды: обновление дидактических и развивающих игр, создание рисунков, схем, моделей, изготовление паспортов комнатных растений, оборудование мини-огородов, оформление цветников и клумб. В работе по детскому экспериментированию используют картотеку опытов, картотеку загадок, карточки-схемы опытов.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создают уголок экспериментирования, расположенный в доступном для детей месте. Материал в нем постоянно обновляется и пополняется, систематизирован:
• Приборы-помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
• Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена и т.д.
• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и т.д.
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
• Красители: гуашь, акварель и т.д.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, пилки, сито, свечи и т.д.
Кроме этого, в уголке экспериментирования представлен и дидактический материал: схемы, модели с алгоритмами выполнения опытов, книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы, различные коллекции. Для поддержания интереса к экспериментированию дошкольники получают задания, в которых проблемные ситуации моделируются от сказочного героя или другого персонажа, например, Почемучки, Незнайки.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, т.е. используются в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Детям нравятся задания, в процессе решения которых вместе со взрослыми они совершают первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Свои первые игры-экспериментирования с предметами и явлениями начинают с детьми младшего возраста, когда они учатся сравнивать горячее и холодное, сладкое, кислое и соленое, узнавать на вкус чай, молоко, воду и т.д. В процессе игр-экспериментов ребята узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментов у детей задействуются все органы чувств, так как они имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже иногда попробовать на вкус. С возрастом опыты усложняются, в ходе них дошкольники выясняют, как образуется тень, как действует сила притяжения, какие материалы взаимодействуют с магнитом и другие.
В зимний период дети определяют свойства снега и льда, не один раз убеждаясь, что они состоят из воды, обнаруживали в них вещества, загрязняющие воздух. Ребятам очень нравится проводить опыты с водой, узнавать все новые свойства этого знакомого всем вещества, дома показывать опыты родителям. Во время наблюдений на прогулках определяют направление ветра, сравнивают свойства мокрого и сухого песка, и многое другое.
На первых этапах экспериментирования предлагают детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагается принять участие в эксперименте и только после этого дети самостоятельно проводят опыт. В дальнейшем используются схемы экспериментов, карточки-подсказки.
При организации работы по экспериментированию используют различные формы:
— организованная образовательная деятельность; — экскурсии;
— чтение художественной и энциклопедической литературы;
— развлечение;
— опыты;
— беседы.
Чтобы поддержать детский интерес к экспериментированию и закрепить полученные знания, регулярно проводятся консультации, собрания для родителей. Хорошо зарекомендовали себя обучающие занятия с родителями, где были даны советы по организации интересных опытов в домашних условиях, разработаны памятки. Родители, в свою очередь, оказывают помощь в пополнении уголка экспериментирования необходимым оборудованием, энциклопедической литературой.
Подводя предварительные итоги, можно сказать, что в процессе исследовательской деятельности дети научатся видеть и выделять проблему, выдвигать предположения, осуществлять эксперимент и делать выводы, а также доказывать, что в процессе детского экспериментирования происходит развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников.