Автор: Жанкевич Евгения Игоревна
Совершенствование профессионального мастерства педагога в условиях ФГОС.
«Педагог учиться всю жизнь»- это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагога делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, и на тех, кто постоянно повышает свою квалификацию, вводит в свою работу новые приемы, методы и формы обучения и воспитания, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
В современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Важным условием введения ФГОС в систему образования является подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам, педагог должна осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровней дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.
Система повышения профессионального мастерства педагогов представлена в виде модели, которая состоит из 4 ступеней профессионального саморазвития педагога, каждая ступень включает в себя несколько подступеней профессионального роста:
Первая ступень:
· «Поиск своей позиции» (когда педагог осознаёт, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений).
Данный шаг включает в себя две подступени профессионального роста педагога:
1. Педагогическая умелость. Характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой принято понимать две группы компонентов:
ü умение педагога управлять своим поведением,
ü умение педагога взаимодействовать с ребёнком.
2. Педагогическое мастерство
Характеристика педагога на данной ступени: хорошо владеет системой развивающих и воспитательных умений и навыков, занимается самообразованием, изучает передовой педагогический опыт, моделирует тему углубленной работы и появляются первые результаты по углубленной теме работы (создание картотеки, изучение литературы ит. д.) На данной ступени педагог может находиться не один год.
Вторая ступень — профессиональный рост:
На данном этапе шлифуется педагогическая техника в практической деятельности.
Педагог владеет педагогической техникой, занимается самообразованием, создает портфолио достижений и обобщает педагогический опыт на педагогических советах образовательного учреждения.
Третья ступень:
«Критический анализ различных вариантов решения педагогических задач» (т. е. идёт своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог).
Данная система включает в себя три подступени профессионального роста педагога:
· готовность к нововведениям (выражается в «сплаве» психологической, теоретической и практической готовности).
· педагогическое творчество
· повышение уровня квалификации
Педагог способен решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности, занимается самообразованием, формирует инновационный банк по разработке и использованию новых технологий, методик, программ, внедряет инновационные подходы, распространяет опыт работы на муниципальном уровне и повышает свой уровень квалификации (аттестуется на 1 и высшую квалификационную категорию)
Педагогической творчество связано со способностью продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и принципы. Результатом данного этапа у педагога становится создание авторского модифицированного плана работы.
Четвертая ступень – готовность педагога к созданию авторской педагогической технологии. По В. В. Серикову, один из важнейших показателей личностного развития педагога является авторский стиль педагогической деятельности. Эта деятельность предполагает:
— постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
— изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации внеурочных занятий;
— ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:
педагог 21 века — это:
ü гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
ü умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
ü умеющий организовать рефлексивную деятельность;
ü обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Таким образом, в современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым педагогом поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».