Автор: Павлова Галина Евгеньевна
Сценарий в рамках деятельности семейного клуба «Звукарик»
викторина Что? Где? Когда? с детьми подготовительной группы.
Пояснительная записка.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры. В одном из них говориться, что: «Ребёнок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности». Родители стремятся к тому, чтобы ребёнок, поступая в школу, владел правильной речью, что будет способствовать положительной социализации ребёнка. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений образовательного учреждения с родителями (законными представителями), а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Опрос, проведённый среди родителей детей с нарушениями речи, показал:
45% родители осознают нарушения произношения как дефект;
25% дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает;
15% слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем;
15% родители преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя гиперрефлексию на дефект.
Проанализировав полученные данные, я остановилась на том, что наиболее продуктивный и востребованный процесс взаимодействия для речевого развития – непосредственное участие родителей в мероприятиях ДОУ. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.
В связи с этим я организовала клуб «Звукарик», где дети и родителями являются активными участниками совместных мероприятий. Работа на заседании данного клуба даёт им возможность приобрести знания и навыки, а затем применить полученные знания дома.
Цель Клуба: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития детей.
Задачи Клуба:
Повысить компетентность родителей в области речевого развития ребенка на определенных возрастных этапах и его индивидуальных особенностей.
Совместно с родителями совершенствовать речевое дыхание, активизировать движения речевого аппарата.
Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза с помощью речевых игр и развития экспрессивной речи у детей.
Организация работы Клуба
Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с перспективным планом работы Клуба, а также реальными запросами и потребностями родителей.
Заседания Клуба проводятся 1 раз в месяц.
Срок деятельности Клуба не ограничен.
Ожидаемый результат:
• динамика уровня компетентности родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• осознание родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
Представляю вашему вниманию одно из совместных мероприятий.
Цель игры: Укрепление связей с семьёй посредствам разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями.
Ход игры:
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Что наша жизнь игра». Входит ведущая игры.
Логопед: — Здравствуйте, наши гости, уважаемые родители и дети! Мы приветствуем вас в клуб знатоков «Что? Где? Когда?» Итак, мы начинаем игру.
К игровому столу мы приглашаем «знатоков»:
семья Миронычевых — Мария Ивановна и Вероника
семья Исламовых — Римма Фануровна и Ислам
семья Барабановых – Игорь Сергеевич и Мирослав
Капитан команды: Хромцов Семён
ПРОТИВ КОМАНДЫ ЗНАТОКОВ СЕГОДНЯ ИГРАЕТ КОМАНДА ЗРИТЕЛЕЙ:
семья Жиляевых
семья Родионовых
семья Бабенко
семья Дунаевых
Семья Сунагатовых
семья Гачковских
Логопед: Напоминаю правила игры. По кругу на столе разложены конверты с вопросами. Играет тот вопрос в конверте, на который остановилась стрелка волчка. На обсуждение вопроса отводится ровно одна минута. На табло (интерактивной доске) выставляются очки. Игра длится до шести очков.
(Звучит музыка «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»).
Логопед: Первый раунд.
Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №5
Логопед : – Против вас играет семья Жиляевых .
Уважаемые знатоки! Внимание вопрос (звучит гонг): «Какие буквы спрятались?».
Нужно расшифруйте спрятанные буквы. ( приложение 1)
Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).
Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?
Капитан: Отвечает Мария Ивановна.
Логопед: Второй раунд.
Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №7
Логопед : – Против вас играет семья Бабенко
Внимание вопрос(звучит гонг): Игра «На что похожа буква».
Придумайте, на что похожа буква, которую вы нашли (приложение 2)
Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).
Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?
Капитан: Отвечает Ислам.
Логопед: Третий раунд.
Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №1
Логопед : – Против вас играет семья Дунаевых.
Внимание следующий вопрос: «Определить место положение звука «З » в слове, закрашивая квадратик (начало, середина, конец слова) (Приложение 3.)»
Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).
Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?
Капитан: Отвечает Римма Фануровна.
Логопед: Четвёртый раунд.
Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на значке музыкальная пауза.
Логопед: сегодня у нас в гостях вокальная группа: «Радостяночка».
Логопед: Пятый раунд.
Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №9
Логопед : – Против вас играет семья Родионовых
Внимание вопрос: «Отгадайте слово по первому звуку».( приложение 4)
Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).
Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?
Капитан: Отвечает Игорь Сергеевич.
Логопед: Шестой раунд.
Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №3
Логопед : – Против вас играет семья Гачковских.
Внимание вопрос: Зашифрованные слова. Из предложенных названий предметов выдели первый звук. И из полученных первых звуков составь слово и назови его.( приложение 5)
Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).
Логопед: Обсуждение закончилось. Кто отвечает?
Капитан: Отвечает капитан.
Логопед: Седьмой раунд.
Крутится волчок, играет музыка. Стрелка волчка останавливается на конверте №3
Логопед : – Против вас играет семья Суногатовых.
Внимание вопрос: «Пирамида»
Задание: расставить полученные слова на пирамиду (3 звука, 2 звука, 1 звук).
Пошла минута на обсуждение. (Родители и дети в течении одной минуты обсуждают заданный вопрос).
Логопед: Обсуждение закончилось. Уважаемый капитан кто отвечает?
Капитан: Отвечает Мирослав.
Логопед: Дорогие знатоки, на ваш взгляд какой вопрос был самым трудным?
Какой из вопросов был самым лёгким для вас?
Логопед: Со счётом …команда знатоков выиграла (проиграла). Поздравляем. Спасибо за хорошую игру. Награждение игроков.
Звучит музыка.
Приложение 1.
Приложение 2
А — лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б — барабан и палочки, кенгуру.
В — очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.
Г — коса, семафор.
Д — домик, легковой автомобиль.
Е — сломанная расческа.
Ё — ежик несет два яблока на спине.
Ж — жук, снежинка.
3 — змейка, птица в полете.
И — дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
Й — рядом дерево и гора, птица над ними.
К — птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.
Л — развязались ленточки в косе.
М — две горы, майка, качели, сломанная скамейка.
Н — носилки, кроватка.
О — лицо, солнышко, тарелка, пирог.
П — качели, ворота.
Р — ромашка.
С — сушка, ухо слона.
Т — молоток.
У — уши зайца.
Ф — филин, человек, поставивший руки на пояс.
X — вертушка, акробат.
Ц — котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.
Ч — флажок, вешалка, перевернутый стул.
Ш — ежик.
Щ — щетка.
Ь — ключ.
Ы — лыжи и лыжные палки рядом.
Ъ — поварешка.
Э — эхо.
Ю — юла, ветка с яблоком.
Я — человек с рюкзаком за плечами, петушок.
приложение №3
«Определить местоположение звука в слове».
Приложение 4
«Отгадай слово по первому звуку».
Приложение 5.
ТОПОР, ОСЁЛ, РОЗА, ТИГР – ТОРТ.
КРОКОДИЛ, АРБУЗ, ШКАФ, АНАНАС – КАША.
приложение 6