Автор: Рафикова Лиана Равильевна
Проектная деятельность-как инновационная деятельность в формировании личности дошкольника в соответствии с ФГОС Д/с
Проектная деятельность-как инновационная деятельность в формировании личности дошкольника в соответствии с ФГОС Д/с
В связи с активизацией образовательного процесса и его нацеленности на конкретные образовательные результаты, возникает проблема изменения и самих подходов к обучению детей. Предлагаются современные педагогические технологии и основные требования к их реализации. Одной из таких технологий является проектная, как одна из инновационных. Она выделяется из других современных методов обучения. Проектный подход к обучению уже доказал свою эффективность в системе образования и активно начинает применяться в обучении разных уровней образовательной системы.
На сегодняшний день современное общество нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности, поэтому целью современного подхода к обучению является становление индивидуальной личности, т. е. человека, который способен самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. В принятии Федерального закона” Об образовании в Российской Федерации указано содержание образования ориентировочно, на то чтобы обеспечить самоопределение личности, создать условия для её развития и самореализации, развивать общество, что приводит к укреплению и совершенствованию правового демократического общества.
Проблема современных образовательных технологий — это поиск оснований, позволяющих выделить инновационные технологии, развивающих самостоятельность мышления субъектов учения. Важнейшей частью и формат реализации подобных технологий является внедрение проектной деятельности.
Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов. Метод проектов можно рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно — исследовательская деятельность определена во ФГОС как механизм развития ребёнка.
Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитатели меняется, и он становится партнёром для детей. Партнёрская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности. Воспитатель делает всё с детьми. Существует 4 позиции, при которых воспитатель становиться партнёром:
1. Включённость воспитателя в деятельность на ровне с детьми. (вместе рисует, рисует, режет, клеит.)
2. Добровольное присоединение ребёнка к деятельности (воспитатель должен придумать такой оборот речи, чтобы ребёнок захотел присоединиться к проектной деятельности)
3. Свободное общение, перемещения ребёнка во время деятельности (Посиди, принеси, подай, где у нас лежит.)
4. Позиция партнёрских отношений – открытых временной конец занятий или игры (т. е. каждый ребенок работает в своем темпе, что обеспечивает ему свой уровень, этапы освоения какой-то образовательной деятельности).
В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможность быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности
Выделяется три вида проектной деятельности:
1. Исследовательская проектная деятельность-получение ответа на вопрос: «Почему существует это явление?» В ходе таких проектов ребенок не просто усваивает то, что ему рассказали, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ.
2. Творческая проектная деятельность-это долгосрочный по времени и коллективный по характеру. Как правило, ребенок может выделять свою идею, но при этом выполняется часть общей работы с коллективным результатом. Первым этапом является выбор темы, вторым – мотивы участия детей, третье-обсуждение хода работы, воспитатель не должен принимать чью-либо позицию. Четвертое-реализация планов и последнее – итог: дети предоставляют результаты коллективной деятельности.
В нашей группе «Неволяшка» проведены краткосрочные проекты: «Огород на окне» основная цель данного проекта заключается в формировании экологической культуры у детей и их родителей. В ходе данного проекта укреплялись партнёрские отношения между детьми, родителями и педагогами. Во время проекта на окне был выращен лук и ещё дети наблюдали за прорастанием фасоли.
Проект «Витамины растут на грядке» познавательно-исследовательский, здоровье сберегающий. Вид проекта групповой, участники дети, родители, педагоги. Длительность проекта десять дней. Данный проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья у малышей. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний об овощах, их пользе в укреплении здоровья, дать понятие, что такое витамины. Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисовании, лепке).
Задача проекта создать условия для формирования у детей познавательного интереса, учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, закреплять приобретённые знания, расширять кругозор, развивать любознательность, связную речь и обогащать словарный запас.
В ходе реализации данного проекта были применены все виды образовательной деятельности.
В проект были привлечены и родители: совместно с детьми родители изготовили книжки-малышки, посадили фруктовые деревья.
Проект «Моя семья»
Тип проекта творческий, вид краткосрочный (две недели, цель проекта— умение называть своё имя, имена членов семьи. Воспитывать чувство любви и привязанности к своим родным. Тема «Моя семья» очень актуальна в младшем дошкольном возрасте, у детей начинает формироваться элементарные представления о явлениях в обществе. Малыши очень эмоциональны, и это позволяет воспитывать в них любовь к близким и окружающим. Ребёнок должен осознавать себя членом семьи.