Автор: Павлюк Алсу Рифатовна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №25 «Семицветик»
«Лучший познавательный проект»
Тема проекта:
«Почему скисает молоко?»
Автор: Соловьева Мария
Руководитель: Павлюк Алсу Рифатовна
г. Нижневартовск 2018
Аннотация
Исследовательская работа «Почему скисает молоко» рассчитана для дошкольников 6-7 лет. В ходе работы дошкольники учатся наблюдать и делать выводы, сравнивая наблюдения, отстаивать свою точку зрения. Развивает любознательность и интерес.
Актуальность проекта:
С детства дома и в саду воспитатели рассказывали нам о пользе молока.
Что обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Молоко обладает высокой питательной ценностью и является одним из самых богатых витаминов, необходимых для формирования костей и зубов. Кроме того, молоко — еще и лекарство, потому что благодаря набору в нем полезных веществ, врачи прописывают его многим больным. А уж детям его и подавно следует пить каждый день, но, чтобы от молока была польза, оно обязательно должно быть свежим.
Я очень люблю пить молоко, но оно через некоторое время скисает. Мне стало интересно: «Почему скисает молоко?» Я решила найти ответ на этот вопрос.
Практическая значимость: я предполагаю, что, молоко скисает из-за того, что в нём размножаются бактерии.
Результат проекта: дети узнают отчего молоко становиться кислым.
Паспорт проекта
Тема проекта |
«Почему скисает молоко?» |
Образовательная область |
Познавательное развитие |
Тип проекта |
Индивидуальный |
Участники проекта |
Воспитанница подготовительной группы, педагог, родители |
Цель проекта |
Выяснить, почему скисает молоко. |
Задачи проекта |
1) подобрать и изучить литературу, в которой рассказывается, об истории и полезных свойствах молока; 2) определить причину скисания молока; 3) путём эксперимента выяснить, что может усилить и замедлить скисание молока. |
Срок реализации |
1 неделя (краткосрочный). I этап- подготовительный (6 февраля – 7 февраля) II этап – основной (8 марта – 11 февраля) III этап – заключительный (12 февраля) |
Конечный результат |
Воспитанник узнает отчего молоко становиться кислым. |
План работы
Этап |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный за проведение |
Подготовительный |
1. Изучение литературы из домашней библиотеки и библиотеки группы, интернет ресурсов
|
6,7 февраля
|
Педагог, родители
|
Основной |
1. Проведение опытов.
2. Наблюдение.
|
8,9,февраля
10,11 февраля |
Педагог, воспитанник
Педагог, воспитанник
|
Описание работы
Работу начали с подбора информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», сказок «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Трое из Простоквашино», Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке», М. Бородицкая «Убежало молоко». Сюжетно-ролевая игра «Магазин молочных продуктов»и другие.
За время исследования вот что я узнала, что молоко пили еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют найденные при археологических раскопках в пещерах первобытных людей сосуды для молока.
Молоко бывает: коровье, козье, соевое и даже ореховое! Коровье молоко является наиболее популярным, козье молоко — наиболее усвояемое для маленьких детей.
В свежем молоке содержится много важных питательных веществ. Но самое замечательное вещество, которое содержится в молоке — это молочный сахар. Его название — лактоза. «Защищает» молоко от прокисания именно лактоза. Если парное (то есть только что выдоенное) молоко постоит какое-то время, то оно начинает приобретать кислый вкус. А можно заставить молоко скиснуть не за несколько часов, а за несколько секунд. Почему так происходит? Кто «ворует» молочный сахар? Это молочнокислые бактерии. Они любят различные сахара, не могут жить без многих витаминов и некоторых других соединений.
Откуда же молочнокислые бактерии попадают в молоко? Бактерии обитают повсюду – в воздухе, в воде, на руках, на предметах одежды, могут попасть из недостаточно обработанного оборудования и даже оказаться в таре, куда доиться молоко, невооружённому глазу они не заметны. «Прокисает» только маленькая капелька, которая остаётся снаружи, она «разбавится» в стерильном молоке и кислый вкус будет не заметен. Но стоит немного подождать, бактерии успеют размножиться и непременно дадут о себе знать.
В молоке есть не только молочный сахар, но много всяких веществ, которыми питаются другие виды бактерий.
В научной литературе мы прочитали, что под микроскопом можно увидеть первых вестников закисания – стрептококков. Стрептококки – это название любых бактерий, имеющих форму шариков, которые сцеплены в цепочки. В молоке первым появляется молочный стрептококк.
Из литературы я также узнала, что некоторые кисломолочные продукты изготавливают путем сквашивания молока, добавляя в него разные виды микроорганизмов, каждый из которых способен изменять молоко и придавать ему новые вкусовые свойства. Кисломолочные продукты содержат огромное количество живых бактерий и других микроорганизмов.
А как же получают кефир? Молоко превращается в кефир в результате работы молочнокислых бактерий и дрожжей.
Экспериментирование с молоком (проведение опытов)
Опыт № 1: Превращение молока в кефир. Налить в два стакана молока. Один стакан поставили в холод, другой в тепло.
Вывод: в холоде молоко не изменяется. В тепле молоко прокисает и превращается в кефир.
Опыт №2: Как получается молочный коктейль и йогурт. В один стакан налить молоко и положить свежие ягоды или варенье. В другой стакан налить кефир и положить варенье, сухофрукты и фрукты. Взбить все миксером.
Вывод: Если в молоко добавить ягоды и варенье, то получиться молочный коктейль. Если в кефир добавить варенье или фрукты, то получится питьевой йогурт.
|
|
|
|
|
|
Опыт №3: Мы решили получить творог в домашних условиях. Для начала банку свежего коровьего молока мы поставили в тёплое место (возле батареи). В тепле молоко быстрее сквашивается. Через три дня молоко сквасилось, и превратиться в простоквашу. Простоквашу слили в кастрюлю. Кастрюлю поставили на небольшой огонь на 10 минут. Осторожными движениями помешивал содержимое кастрюли. Очень важно не перегреть простоквашу, иначе творог будет жёстким. Потом ждал, когда масса остынет и расслоиться на плотный слой творога снизу и сыворотку сверху. Взяла дуршлаг и вылил туда содержимое кастрюли. Под дуршлаг поставил емкость для стекания сыворотки. Сыворотка перестала капать – творог готов.
Вывод: Таким образом, в домашних условиях из коровьего молока можно получить много вкусных и полезных продуктов, обогащённых кальцием, фосфором, витаминами и другими полезными элементами.
А можно ли заставить скиснуть молоко и превратиться в творог не за два дня, а за две секунды? Оказывается, можно.
ОПЫТ №4: в свежее молоко мы добавили уксус, и в тот же миг молоко скисло, а после превратилось в творог.
Вывод: творог – это казеин, молочный белок. Он в молоке растворен, как сахар в воде. Но стоит добавить в молоко кислоту, и казеин начинает выделяться, захватывая с собой жир.
Результаты проекта
Узнала новое о свойствах молока. На собственном опыте научилась производить некоторые молочные продукты и блюда. Узнала, что молоко скисает из-за того, что в нём размножаются бактерии и другие микроорганизмы.
Выводы:
1. Молоко- ценный источник питания.
2. Молочнокислые бактерии являются источником скисания молока. Они полезны для работы кишечника.
3. Людям с непереносимостью лактозы молоко противопоказано.
Конечный результат
Таким образом, в результате проведенного исследования я выполнила поставленные задачи, и я считаю, что цель достигнута. Я узнала, что в домашних условиях из коровьего молока можно получить много вкусных и полезных продуктов, обогащённых кальцием, фосфором, витаминами и другими полезными элементами. Уксус может усилить скисание молока, а кипячение – замедлить. В ходе исследования я пришла к выводу, что полученные результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу: молоко скисает под воздействием молочных бактерий.
В тепле молоко прокисает и превращается в кефир.
Молоко скисает при добавлении кислоты (уксусная кислота).
Получение творога, коктейля и йогурта.
Список используемых ресурсов
1. Иван Дубровин «Все об обычном молоке» — Эксмо-Пресс, Яуза, Москва
2. Ю. Николаева. «Молоко, кефир, молочный гриб в помощь организму», 2010 г
Интернет –сайты:
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/30/issledovatelskiy-proekt-moloko-i-molochnye-produkty
4. http://volna.org/okruzhajushhij_mir/moloko_i_molochnyie_produkty.html
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Молоко