Семинар — практикум на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»

Автор: Спиридонова Замира Тохтасиновна

Семинар — практикум на тему: «Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина»

статья

Автор: Малофеева Татьяна Александровна

Малофеева Татьяна Александровна

Воспитатель подготовительной группы

ЧБОУ «ЦРР- детский сад № 121 «Катенька»

г. Астрахань

 

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.


          Мышление — самый сложный из процессов познания, причем его сложность такова, что превосходит даже возможности языка в однозначном выражении сути мышления.

          Мышление можно охарактеризовать как психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

          Мыслительная деятельность ребенка младшего школьного возраста зависит от его психологической готовности к мышлению.

          Научить детей мыслить — задача взрослого. Надо подавать знания не в готовом виде, когда задействована только память как мыслительный процесс, следует учить ребенка анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, побуждать к высказыванию собственных предположений. Перед  детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требующие размышлений, сравнений.

          Необходимым условием, для развития мыслительной деятельности, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силу ребенка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы для развития познавательной деятельности. 

           В дошкольном возрасте развиваются такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти, ребенок запоминает, хранит и воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления нужных сведений, фактов. Не следует  считать объем  знаний и накопленную ребенком информацию основным показателем умственного развития. Необходимо развивать память ребенка с помощью специальных игр, упражнений, заучивание стихов и т.д. Память является сокровищницей знаний, основой, без которой невозможно обойтись. Одновременно ограничиваться ею в развитии познавательной деятельности не целесообразно.

          Еще одним из основных психических процессов ребенка, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте – является воображение. Воображение участвует в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых всячески развивать у ребенка способности к воображению.

 Различают три формы мыслительной деятельности — наглядно-действенную, образную и словесно-логическую.

     Различие между образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства для разных ситуаций и тем самым находить правильное решение для разных задач.

    Образное мышление является более эффективным в тех случаях, когда существенные свойства предмета или явления можно себе представить. Однако когда эти свойства оказываются скрытыми, и представить их нельзя, но можно обозначить словами или другими знаками, задача может быть решена только с помощью логического мышления.

    В тренировке мышления ребенка предшкольного возраста, основной акцент следует делать на развитии образного мышления, поскольку, как показывают экспериментальные данные, успешность обучения в начальной школе в наибольшей степени зависит от сформированности именно этого мышления.

    В результате специальной подготовки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

           Тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:

1. Способность осуществлять мысленное преобразование образа.

Основным содержанием образного мышления является оперирование образами. А оперирование образами, в свою очередь, предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое, и многие другие. При этом важно, чтобы образ не расплывался и не исчезал.

     2.Способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план- схемы, а также самостоятельно ее создавать.

Одной из важных разновидностей пространственного мышления является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

     3. Способность «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным изображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения на развитие таких действий. Например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

 4. Способность планировать свои действия в уме.

С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, способность дает возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к реальному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены.

           Для полноценного умственного развития важно не только своевременно формировать познавательные процессы, но и их произвольность: умение концентрировать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя вспоминать  и  если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу не «опускать руки».

 

 

Развитие мыслительной деятельности дошкольника

Автор: Малофеева Татьяна Александровна

Малофеева Татьяна Александровна

Воспитатель подготовительной группы

ЧБОУ «ЦРР- детский сад № 121 «Катенька»

г. Астрахань

 

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.


          Мышление — самый сложный из процессов познания, причем его сложность такова, что превосходит даже возможности языка в однозначном выражении сути мышления.

          Мышление можно охарактеризовать как психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

          Мыслительная деятельность ребенка младшего школьного возраста зависит от его психологической готовности к мышлению.

          Научить детей мыслить — задача взрослого. Надо подавать знания не в готовом виде, когда задействована только память как мыслительный процесс, следует учить ребенка анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, побуждать к высказыванию собственных предположений. Перед  детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их познавательную активность, требующие размышлений, сравнений.

          Необходимым условием, для развития мыслительной деятельности, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силу ребенка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы для развития познавательной деятельности. 

           В дошкольном возрасте развиваются такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти, ребенок запоминает, хранит и воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления нужных сведений, фактов. Не следует  считать объем  знаний и накопленную ребенком информацию основным показателем умственного развития. Необходимо развивать память ребенка с помощью специальных игр, упражнений, заучивание стихов и т.д. Память является сокровищницей знаний, основой, без которой невозможно обойтись. Одновременно ограничиваться ею в развитии познавательной деятельности не целесообразно.

          Еще одним из основных психических процессов ребенка, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте – является воображение. Воображение участвует в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых всячески развивать у ребенка способности к воображению.

 Различают три формы мыслительной деятельности — наглядно-действенную, образную и словесно-логическую.

     Различие между образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства для разных ситуаций и тем самым находить правильное решение для разных задач.

    Образное мышление является более эффективным в тех случаях, когда существенные свойства предмета или явления можно себе представить. Однако когда эти свойства оказываются скрытыми, и представить их нельзя, но можно обозначить словами или другими знаками, задача может быть решена только с помощью логического мышления.

    В тренировке мышления ребенка предшкольного возраста, основной акцент следует делать на развитии образного мышления, поскольку, как показывают экспериментальные данные, успешность обучения в начальной школе в наибольшей степени зависит от сформированности именно этого мышления.

    В результате специальной подготовки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

           Тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:

1. Способность осуществлять мысленное преобразование образа.

Основным содержанием образного мышления является оперирование образами. А оперирование образами, в свою очередь, предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое, и многие другие. При этом важно, чтобы образ не расплывался и не исчезал.

     2.Способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план- схемы, а также самостоятельно ее создавать.

Одной из важных разновидностей пространственного мышления является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

     3. Способность «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным изображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения на развитие таких действий. Например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

 4. Способность планировать свои действия в уме.

С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, способность дает возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к реальному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены.

           Для полноценного умственного развития важно не только своевременно формировать познавательные процессы, но и их произвольность: умение концентрировать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя вспоминать  и  если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу не «опускать руки».

 

 

Конспект совместной деятельности в средней группе «Матрёшечки-круглёшечки»

Автор: Русина Светлана Владимировна

       Конспект совместной деятельности с детьми средней группы

Воспитатель: МБДОУ Детский сад №2

Русина Светлана Владимировна            

«Матрёшечки-круглёшечки»

Цель: Знакомство с частушками. Аппликация «Украшение матрёшек». Танец  с матрёшками.

Задачи: Познакомить детей с частушками. Показать, как можно коллективно работать в избе. Обратить внимание на то, что работой можно приносить кому-то радость.

Материал: матрёшки из однотонных бумажных конусов, готовые цветочки: большие, средние и маленькие, в соответствии с размером матрёшек, деревянные матрёшки по числу детей, клей, кисточки, тряпочки.

 

                                         Ход деятельности:      

                    (на столе стоят матрёшки по числу детей) 

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришёл в гости!

                                  Дуйте в дудки, бейте в ложки!

                        В гости к нам пришли матрёшки!

 

Они хотят с нами поздороваться. Вышла вперёд самая большая матрёшка.

Матрёшка: Здравствуйте, ребятишки!

                    Мы румяные сестрички.

                    Мы толстушки – невелички.

                    Все нас знают там и тут

                    И матрёшками зовут.

 

Воспитатель: Здравствуйте, матрёшечки, какие вы нарядные! Дети, поглядите, какие яркие у матрёшек сарафаны и передники! А что у них на головах? (ответы детей)

Матрёшка: Мы, весёлые матрёшки,

                    Все сидели у окошка.

                    Надоело нам скучать,

                    К вам пришли потанцевать.

 

Воспитатель: Потанцуйте, пожалуйста!

Матрёшка: Попляшем  и частушки пропоём!

Воспитатель: Вы скажите ребятам, что такое частушки?

Матрёшка: Частушки-это маленькие весёлые песенки. Их поют, чтобы поплясать веселей было. Вот послушайте!

                                                      Частушки:

                                                   Мы матрёшечки,

Все круглёшечки.

Улыбаемся всегда

                    И с ребятами друзья!  У-у-ух!

 

          Мы в деревне родились,

     Все на славу удались,

Щёчки пухленькие,

Сами кругленькие! У-у-ух!

 

Воспитатель: Как хорошо вы частушки поёте и пляшете! Можно и ребяткам с вами поплясать?

(Дети с матрёшкой в руке пляшут, выполняя движения по показу воспитателя в соответствии с текстом песни «Мы-матрёшки»:

           

        Мы – матрёшки, вот какие крошки!

        Как у нас, как у нас чистые ладошки!

                                    (показывают матрёшке ладошку, вращая ею)

 

        Мы – матрёшки, вот какие крошки!

        Как у нас, как у нас новые сапожки!

                                     (выставляют ногу на пятку)

 

        Мы — матрёшки, вот какие крошки!

        Поплясать, поплясать мы хотим немножко!

                                        (кружатся)

 

Ох, устали мы плясать, теперь будем отдыхать!

 

Воспитатель: Хорошо плясали, как настоящие матрёшки. А эти матрёшки (показывает 2-3 матрёшки разного размера из однотонных бумажных конусов) почему-то грустные… Как вы думаете, почему? (ответы детей)

 

Наверное они мечтают , чтобы и у них были такие же нарядные сарафаны, как и у деревянных матрёшек. Давайте им поможем нарядиться!

 

Коллективная работа аппликация: наклеивание цветов на сарафаны матрёшек.

 

Воспитатель: Смотрите, как рады матрёшки, кланяются вам, говорят «спасибо».  Молодцы!  Хорошо повеселились, хорошо и потрудились, матрёшек порадовали. Теперь им тоже стало весело.

 

Родительское собрание» Психологическая подготовка ребенка к школе

Автор: Голобородько Татьяна Викторовна

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента:
интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Родителям предоставляется информация о том, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в первый класс.

Родительское собрание» Психологическая подготовка ребенка к школе

Автор: Голобородько Татьяна Викторовна

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Родителям предоставляется информация о том, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в первый класс.