конспект занятия «Сказка вокруг нас»

Автор: Куклина Ольга Николаевна

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:

«Сказка вокруг нас».

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Реализация направления музейная педагогика.

Задачи:

 1. Активизировать знания детей о сказках.

2. Способствовать развитию связной речи детей и расширению словаря.

3. Формирование духовно-нравственных ценностей, активной жизненной позиции.

4. Формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

 

Ход занятия.

В — «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, —  сказала мне сестра».

Ребята сегодня я вас тоже приглашаю, вместе с нашими гостями, в музей. Какой же музей находится в нашей группе?

Ответы детей. «Музей сказки». Вот туда мы и отправляемся, рассаживайтесь у экрана, мы начинаем. Включается видеозапись мини-музея, на экране  под музыки из передачи «В гостях у сказки» открываются импровизированные ворота и перед зрителями предстаёт  музей с пустыми полками.

В – Вот это да, а где же наши экспонаты, кто их похитил? На экране появляется Баба-яга : Ну что расселись, нет здесь никакого музея, все ваши волшебные предметы и сказочных героев я заколдовала, и сделала невидимыми, один экспонат оставила, свою скульптуру, отныне это будет музей Бабы-яги, потому-что я здесь самая главная. Ха-ха-ха.

В  — Опять Баба-яга за своё взялась, опять желает нам всё испортить, мне кажется ребята, волшебство где-то рядом и сказки помогут нам всё найти и вернуть наш музей.

Слышен писк, вы слышите, кто-то пищит, кто бы мог это быть, догадки детей.  

( мышка). А обычно в сказках, мышка, где живет? Ответы детей (за печкой). Давайте подойдем поближе к печке (выставлена экспозиция русской избы). Подходят и видят мышку.

Мышка: «Дайте мне кашки, а я вам добренькое скажу» (аудиозапись). Ребята дают мышке тарелочку с кашей. Мышка говорит, что музей можно расколдовать с помощью заклинания, которое состоит из трёх слов, слова спрятаны в разных музеях, если вы сможете их найти, пока часы не пробьют, 12 вы спасёте свой музей, спешите у вас мало времени, этот клубочек вам поможет найти дорогу. (  на экране появляется видео часы, которые показывают время 11.30, педагог обращает внимание на часы, уточняет сколько время, обращает внимание, что нужно поспешить ведь ровно в 12.00 музей будет невозможно расколдовать).

В. Итак ребята, как нам спасти наш музей, что нам нужно найти? Ответы детей (заклинание из трёх слов), где они находятся? (в разных музеях музеям.)

В. – Ребята посмотрите, но мы с вами уже находимся в каком-то музее, как вы думаете, что это за музей. Ответы детей (музей русских сказок, русской избы, старины и т.д.). Подвести итог, наверное, в этом музее живут русские народные сказки

В – посмотрите ребята, как и в нашем музее здесь есть правила (обращает внимание на значки с правилами), подскажите, что они обозначают? Ответы детей: можно поиграть, попроси прочитать взрослого, можно трогать руками, можно понюхать, можно рассмотреть.

В – обращает внимание на игрушку кота (кукла-маппет), на котором прикреплён знак – поиграй со мной. Уточняет, что обозначает это правило и предлагает поиграть с котом,(педагог одевает на руку куклу и начинает говорить от имени кота)

Кот – зачем пожаловали, спать мешаете, шорох наводите, всех мышей перепугали. Дети отвечают, что ищут заклинание, чтоб расколдовать музей, просят кота помочь.

Ишь, какие быстрые, а поиграть со мной, позабавить, сказочку рассказать.

В –  у нас очень мало времени мы спешим, но попробуем ребята рассказать коту докучную сказку.

Кот-это ещё что такое?

Дети – это сказка без начала и конца, рассказывают хором.

Ох, и молодцы позабавили вы меня, да мир сказок удивителен и неповторим, а какие виды сказок вы еще. Ответы детей: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных, докучные сказки приводят примеры.

Кот – какие умненькие дети, а я ведь тоже совершенно необычный кот. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, невероятно трудолюбивый: одновременно работаю во многих сказках. А вы знаете сказки, в которых главный герой я – Кот? Ответы детей

Кот — Неплохо, неплохо. Знаете сказки, в которых я работаю котом, ничего не скажешь. Но сегодня у меня совсем другая работа. Сегодня я – хранитель сказочного музея, в котором собраны сказочные герои. Вот сейчас проверю, хорошо ли вы знаете сказки. Пусть каждый из вас вытащит из моего чудесного ящичка по одной картинке и каждой из них найдёт пару. По сигналу «Раз-два-три, быстро пару найди!» нужно найти пару своей картинке и рассказать, из какой сказки эти герои и предметы. Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

Варианты сказок: Гуси-лебеди, Царевна лягушка, По щучьему веленью, Маша и медведь, Морозко, Крошечка Хаврошечка, Мальчик с пальчик, У страха глаза велики, Василиса прекрасная, Лисичка со скалочкой.

Кот – а кто написал эти сказки (русские народные сказки)

Кот – я очень рад, что вы так любите и хорошо знаете сказки, я отдаю вам конверт с первым словом заклинания, остальные слова вы найдёте в других музеях. Дети благодарят кота.

Клубочек показывает дорогу, и дети переходят к следующей экспозиции.

В – ребята, а чтобы в пути нам было веселее, давайте вспомним отрывок из произведения Русла и Людмила «У лукоморья дуб зеленый».

Физкультминутка проговаривание слов и выполнение движений в соответствии с текстом.

Рассаживаются перед экраном на экране выходят  картинки с героями сказок А.С.Пушкина .

В – как вы думаете ребята а какой перед нами музей,  ответы детей ( Музей сказок А.С. Пушкина.) Выходит фото А.С.Пушкина.

В – ребята, а что вы можете рассказать о детстве маленького Саши Пушкина. Ответы детей ( В детстве Пушкин был окружен заботой и вниманием, но особо о нем заботилась няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему очень много сказок, на основе ее сказок А.С.Пушкин стал сочинять свои)

Предлагаю вам поиграть. (если дети правильно ответили на экране  появляются иллюстрация сказки)

Игра «Узнай сказку по словам»
1) Путь, дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2) Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, верёвка, расплата («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Рать, воевода, мудрец, шатёр, Шемаханская царица, звёздочёт, петушок («Сказка о золотом петушке»)
5) Окошко, царь, сёстры, бочка, остров, лебедь, богатыри. белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане»).

В- достает яблоко, а из какой оно сказки. Ответы детей

В — давайте с вами поиграем. Я сейчас буду катать яблоко по подносу, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Надобно (надо). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).

На экране появляется фотография детей группы в инсценировки сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», педагог предлагает оживить фотографию. Дети надевают атрибуты (бабка платочек, рыбка – корону, дед – шапку) проходит инсценировка отрывка из сказки.

В – ребята давайте попросим рыбку выполнить и наше желание, используя слова из сказки,  дети просят рыбку: «Смилуйся государыня, рыбка помоги нам найти второе слово заклинания» рыбка помогает.

 С помощью клубочка дети переходят в другой музей (выставлена экспозиция крылатых выражений)

В – ребята, а вы не догадываетесь, на какую экспозицию мы попали, ведь здесь «нужно ухо держать востро», а то ненароком «в трёх соснах заблудимся».

Ответы детей. Воспитатель обращает внимание на хозяйку экспозиции «Белую ворону»

В — ребята, чтобы нам найти третье слово заклинания, нужно вспомнить известные вам крылатые выражения, для этого предлагаю вам поиграть в игру, дети стоят в кругу по кругу передаётся белая ворона, у кого в руках игрушка называет крылатое выражение.

В – я думаю, ворона оценила ваши старания, давайте посмотрим, может в этом сундучке прячется третье слово заклинания, в сундучке лежат картинке с изображением предметов, что бы это значило, ответы детей, с помощью наводящих вопросов, дети приходят к выводу, что нужно на каждый изображенный предмет вспомнить крылатое выражение.

 ( одновременно для зрителей картинки демонстрируются на экране).

Яблоко — яблоку негде упасть

Часы – в час по чайной ложке

Муха – делать из мухи слона и т.д.

В – молодцы справились вы и с этим задание, надеюсь, мы сможем теперь получить третье слово, вдруг залетает бумажный самолетик, на котором написано третье слово с заклинанием.

В – все слова мы собрали а теперь поспешим ведь на часах уже 12.

Дети  стоят в кругу (на экране часы показывают 12, бьют куранты) дети открывают конверты, слова вывешивают на доску и читают КРИБЛЕ, КРАБЛЕ БУМС.

В – приглашает детей сесть перед экраном, включается видео музей с заполненными полками, Баба-яга в платочке вытирает пыль: а я что, я ничего, я здесь за порядком присматриваю, ничего плохого не делаю, простите меня, обещаю больше никакого злодейства.

Ну что ребята простим Бабу-ягу, ведь без нее в сказках неинтересно будет.

Звучит музыка, на экране ставни музея закрываются. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Стойте, Баба-яга (с экрана), — я хоть и вредная, но в душе такая добрая, вам белочка подарочек оставила, угощайтесь. Воспитатель вносит яркую коробочку, из которой свисают ленточки, каждый тянет за ленточку и вытягивает золотой орешек, от какой же белочки эти орешки, из какой она сказки? Ответы детей.

В – вам понравилось наше сказочное путешествие, а что запомнилось больше всего, ответы детей.

Прощаются с гостями, благодарят за внимание.

 

конспект занятия «Сказка вокруг нас»

Автор: Куклина Ольга Николаевна

Конспект
занятия в подготовительной группе по теме:

«Сказка
вокруг нас».

Интеграция образовательных областей: Познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.

Цель: Реализация направления музейная педагогика.

Задачи:

 1. Активизировать знания детей о сказках.

2. Способствовать развитию связной
речи детей и расширению словаря.

3. Формирование духовно-нравственных
ценностей, активной жизненной позиции.

4. Формирование умений
самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

5. Развитие познавательных способностей и
познавательной деятельности.

 

Ход
занятия.

В — «В воскресный день
с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, —  сказала мне сестра».

Ребята сегодня я вас
тоже приглашаю, вместе с нашими гостями, в музей. Какой же музей находится в
нашей группе?

Ответы детей. «Музей
сказки». Вот туда мы и отправляемся, рассаживайтесь у экрана, мы начинаем. Включается
видеозапись мини-музея, на экране  под
музыки из передачи «В гостях у сказки» открываются импровизированные ворота и
перед зрителями предстаёт  музей с
пустыми полками.

В – Вот это да, а где
же наши экспонаты, кто их похитил? На экране появляется Баба-яга : Ну что
расселись, нет здесь никакого музея, все ваши волшебные предметы и сказочных
героев я заколдовала, и сделала невидимыми, один экспонат оставила, свою
скульптуру, отныне это будет музей Бабы-яги, потому-что я здесь самая главная.
Ха-ха-ха.

В  — Опять Баба-яга за своё взялась, опять
желает нам всё испортить, мне кажется ребята, волшебство где-то рядом и сказки
помогут нам всё найти и вернуть наш музей.

Слышен писк, вы
слышите, кто-то пищит, кто бы мог это быть, догадки детей.  

( мышка). А обычно в
сказках, мышка, где живет? Ответы детей (за печкой). Давайте подойдем поближе к
печке (выставлена экспозиция русской избы). Подходят и видят мышку.

Мышка:
«Дайте мне кашки, а я вам добренькое скажу» (аудиозапись). Ребята дают мышке
тарелочку с кашей. Мышка говорит, что музей можно расколдовать с помощью
заклинания, которое состоит из трёх слов, слова спрятаны в разных музеях, если
вы сможете их найти, пока часы не пробьют, 12 вы спасёте свой музей, спешите у
вас мало времени, этот клубочек вам поможет найти дорогу. (  на экране появляется видео часы, которые
показывают время 11.30, педагог обращает внимание на часы, уточняет сколько
время, обращает внимание, что нужно поспешить ведь ровно в 12.00 музей будет невозможно
расколдовать).

В. Итак ребята, как нам
спасти наш музей, что нам нужно найти? Ответы детей (заклинание из трёх слов),
где они находятся? (в разных музеях музеям.)

В. – Ребята посмотрите,
но мы с вами уже находимся в каком-то музее, как вы думаете, что это за музей.
Ответы детей (музей русских сказок, русской избы, старины и т.д.). Подвести
итог, наверное, в этом музее живут русские народные сказки

В – посмотрите ребята,
как и в нашем музее здесь есть правила (обращает внимание на значки с правилами),
подскажите, что они обозначают? Ответы детей: можно поиграть, попроси прочитать
взрослого, можно трогать руками, можно понюхать, можно рассмотреть.

В – обращает внимание
на игрушку кота (кукла-маппет), на котором прикреплён знак – поиграй со мной.
Уточняет, что обозначает это правило и предлагает поиграть с котом,(педагог
одевает на руку куклу и начинает говорить от имени кота)

Кот

зачем пожаловали, спать мешаете, шорох наводите, всех мышей перепугали. Дети
отвечают, что ищут заклинание, чтоб расколдовать музей, просят кота помочь.

Ишь, какие быстрые, а
поиграть со мной, позабавить, сказочку рассказать.

В –  у нас очень мало времени мы спешим, но
попробуем ребята рассказать коту докучную сказку.

Кот-это
ещё что такое?

Дети
– это сказка без начала и конца, рассказывают хором.

Ох, и молодцы
позабавили вы меня, да мир сказок удивителен и неповторим, а какие виды сказок
вы еще. Ответы детей: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных,
докучные сказки приводят примеры.

Кот
– какие умненькие дети, а я ведь тоже совершенно необычный кот. Во-первых,
очень мудрый. Во-вторых, невероятно трудолюбивый: одновременно работаю во
многих сказках. А вы знаете сказки, в которых главный герой я – Кот? Ответы
детей

Кот

Неплохо, неплохо. Знаете сказки, в которых я работаю котом, ничего не скажешь.
Но сегодня у меня совсем другая работа. Сегодня я – хранитель сказочного музея,
в котором собраны сказочные герои. Вот сейчас проверю, хорошо ли вы знаете
сказки. Пусть каждый из вас вытащит из моего чудесного ящичка по одной картинке
и каждой из них найдёт пару. По сигналу «Раз-два-три, быстро пару найди!» нужно
найти пару своей картинке и рассказать, из какой сказки эти герои и предметы.
Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

Варианты
сказок
: Гуси-лебеди, Царевна лягушка, По щучьему веленью, Маша
и медведь, Морозко, Крошечка Хаврошечка, Мальчик с пальчик, У страха глаза
велики, Василиса прекрасная, Лисичка со скалочкой.

Кот

а кто написал эти сказки (русские народные сказки)

Кот
– я очень рад, что вы так любите и хорошо знаете сказки, я отдаю вам конверт с
первым словом заклинания, остальные слова вы найдёте в других музеях. Дети
благодарят кота.

Клубочек показывает
дорогу, и дети переходят к следующей экспозиции.

В – ребята, а чтобы в
пути нам было веселее, давайте вспомним отрывок из произведения Русла и Людмила
«У лукоморья дуб зеленый».

Физкультминутка
проговаривание слов и выполнение движений в соответствии с текстом.

Рассаживаются перед
экраном на экране выходят  картинки с
героями сказок А.С.Пушкина .

В – как вы думаете
ребята а какой перед нами музей,  ответы
детей ( Музей сказок А.С. Пушкина.) Выходит фото А.С.Пушкина.

В – ребята, а что вы
можете рассказать о детстве маленького Саши Пушкина. Ответы детей ( В детстве
Пушкин был окружен заботой и вниманием, но особо о нем заботилась няня Арина
Родионовна, которая рассказывала ему очень много сказок, на основе ее сказок
А.С.Пушкин стал сочинять свои)

Предлагаю вам поиграть.
(если дети правильно ответили на экране 
появляются иллюстрация сказки)

Игра «Узнай
сказку по словам»

1) Путь, дорога, терем, прялка, солнышко, месяц,
зеркальце, ветер, свадьба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

2) Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

3) Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море,
верёвка, расплата («Сказка о попе и работнике его Балде»)

4) Рать, воевода, мудрец, шатёр, Шемаханская
царица, звёздочёт, петушок («Сказка о золотом петушке»)

5) Окошко, царь, сёстры, бочка, остров, лебедь,
богатыри. белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане»).

В- достает
яблоко, а из какой оно сказки. Ответы детей

В — давайте с
вами поиграем.
Я сейчас буду катать яблоко по
подносу, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо
(плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться
(ругаться). Ступай (иди). Надобно (надо). Град (город). Издалече (издалека).
Величать (называть).

На
экране появляется фотография детей группы в инсценировки сказки «Сказка о
рыбаке и рыбке», педагог предлагает оживить фотографию. Дети надевают атрибуты
(бабка платочек, рыбка – корону, дед – шапку) проходит инсценировка отрывка из
сказки.

В –
ребята давайте попросим рыбку выполнить и наше желание, используя слова из сказки,
 дети просят рыбку: «Смилуйся государыня,
рыбка помоги нам найти второе слово заклинания» рыбка помогает.

 С помощью клубочка дети переходят в другой
музей (выставлена экспозиция крылатых выражений)

В – ребята, а вы не догадываетесь,
на какую экспозицию мы попали, ведь здесь «нужно ухо держать востро», а то
ненароком «в трёх соснах заблудимся».

Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание на хозяйку экспозиции «Белую ворону»

В — ребята, чтобы нам
найти третье слово заклинания, нужно вспомнить известные вам крылатые
выражения, для этого предлагаю вам поиграть в игру, дети стоят в кругу по кругу
передаётся белая ворона, у кого в руках игрушка называет крылатое выражение.

В – я думаю, ворона
оценила ваши старания, давайте посмотрим, может в этом сундучке прячется третье
слово заклинания, в сундучке лежат картинке с изображением предметов, что бы
это значило, ответы детей, с помощью наводящих вопросов, дети приходят к
выводу, что нужно на каждый изображенный предмет вспомнить крылатое выражение.

 ( одновременно для зрителей картинки
демонстрируются на экране).

Яблоко — яблоку негде
упасть

Часы – в час по чайной
ложке

Муха – делать из мухи
слона и т.д.

В – молодцы справились
вы и с этим задание, надеюсь, мы сможем теперь получить третье слово, вдруг
залетает бумажный самолетик, на котором написано третье слово с заклинанием.

В – все слова мы
собрали а теперь поспешим ведь на часах уже 12.

Дети  стоят в кругу (на экране часы показывают 12,
бьют куранты) дети открывают конверты, слова вывешивают на доску и читают
КРИБЛЕ, КРАБЛЕ БУМС.

В – приглашает детей
сесть перед экраном, включается видео музей с заполненными полками, Баба-яга в
платочке вытирает пыль: а я что, я ничего, я здесь за порядком присматриваю,
ничего плохого не делаю, простите меня, обещаю больше никакого злодейства.

Ну что ребята простим
Бабу-ягу, ведь без нее в сказках неинтересно будет.

Звучит музыка, на
экране ставни музея закрываются. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Стойте, Баба-яга (с экрана),
— я хоть и вредная, но в душе такая добрая, вам белочка подарочек оставила,
угощайтесь. Воспитатель вносит яркую коробочку, из которой свисают ленточки,
каждый тянет за ленточку и вытягивает золотой орешек, от какой же белочки эти
орешки, из какой она сказки? Ответы детей.

В – вам понравилось
наше сказочное путешествие, а что запомнилось больше всего, ответы детей.

Прощаются с гостями,
благодарят за внимание.

 

 

конспект занятия «Сказка вокруг нас»

Автор: Куклина Ольга Николаевна

Конспект занятия в подготовительной группе по теме:

«Сказка вокруг нас».

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Реализация направления музейная педагогика.

Задачи:

 1. Активизировать знания детей о сказках.

2. Способствовать развитию связной речи детей и расширению словаря.

3. Формирование духовно-нравственных ценностей, активной жизненной позиции.

4. Формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

 

Ход занятия.

В — «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, —  сказала мне сестра».

Ребята сегодня я вас тоже приглашаю, вместе с нашими гостями, в музей. Какой же музей находится в нашей группе?

Ответы детей. «Музей сказки». Вот туда мы и отправляемся, рассаживайтесь у экрана, мы начинаем. Включается видеозапись мини-музея, на экране  под музыки из передачи «В гостях у сказки» открываются импровизированные ворота и перед зрителями предстаёт  музей с пустыми полками.

В – Вот это да, а где же наши экспонаты, кто их похитил? На экране появляется Баба-яга : Ну что расселись, нет здесь никакого музея, все ваши волшебные предметы и сказочных героев я заколдовала, и сделала невидимыми, один экспонат оставила, свою скульптуру, отныне это будет музей Бабы-яги, потому-что я здесь самая главная. Ха-ха-ха.

В  — Опять Баба-яга за своё взялась, опять желает нам всё испортить, мне кажется ребята, волшебство где-то рядом и сказки помогут нам всё найти и вернуть наш музей.

Слышен писк, вы слышите, кто-то пищит, кто бы мог это быть, догадки детей.  

( мышка). А обычно в сказках, мышка, где живет? Ответы детей (за печкой). Давайте подойдем поближе к печке (выставлена экспозиция русской избы). Подходят и видят мышку.

Мышка: «Дайте мне кашки, а я вам добренькое скажу» (аудиозапись). Ребята дают мышке тарелочку с кашей. Мышка говорит, что музей можно расколдовать с помощью заклинания, которое состоит из трёх слов, слова спрятаны в разных музеях, если вы сможете их найти, пока часы не пробьют, 12 вы спасёте свой музей, спешите у вас мало времени, этот клубочек вам поможет найти дорогу. (  на экране появляется видео часы, которые показывают время 11.30, педагог обращает внимание на часы, уточняет сколько время, обращает внимание, что нужно поспешить ведь ровно в 12.00 музей будет невозможно расколдовать).

В. Итак ребята, как нам спасти наш музей, что нам нужно найти? Ответы детей (заклинание из трёх слов), где они находятся? (в разных музеях музеям.)

В. – Ребята посмотрите, но мы с вами уже находимся в каком-то музее, как вы думаете, что это за музей. Ответы детей (музей русских сказок, русской избы, старины и т.д.). Подвести итог, наверное, в этом музее живут русские народные сказки

В – посмотрите ребята, как и в нашем музее здесь есть правила (обращает внимание на значки с правилами), подскажите, что они обозначают? Ответы детей: можно поиграть, попроси прочитать взрослого, можно трогать руками, можно понюхать, можно рассмотреть.

В – обращает внимание на игрушку кота (кукла-маппет), на котором прикреплён знак – поиграй со мной. Уточняет, что обозначает это правило и предлагает поиграть с котом,(педагог одевает на руку куклу и начинает говорить от имени кота)

Кот – зачем пожаловали, спать мешаете, шорох наводите, всех мышей перепугали. Дети отвечают, что ищут заклинание, чтоб расколдовать музей, просят кота помочь.

Ишь, какие быстрые, а поиграть со мной, позабавить, сказочку рассказать.

В –  у нас очень мало времени мы спешим, но попробуем ребята рассказать коту докучную сказку.

Кот-это ещё что такое?

Дети – это сказка без начала и конца, рассказывают хором.

Ох, и молодцы позабавили вы меня, да мир сказок удивителен и неповторим, а какие виды сказок вы еще. Ответы детей: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных, докучные сказки приводят примеры.

Кот – какие умненькие дети, а я ведь тоже совершенно необычный кот. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, невероятно трудолюбивый: одновременно работаю во многих сказках. А вы знаете сказки, в которых главный герой я – Кот? Ответы детей

Кот — Неплохо, неплохо. Знаете сказки, в которых я работаю котом, ничего не скажешь. Но сегодня у меня совсем другая работа. Сегодня я – хранитель сказочного музея, в котором собраны сказочные герои. Вот сейчас проверю, хорошо ли вы знаете сказки. Пусть каждый из вас вытащит из моего чудесного ящичка по одной картинке и каждой из них найдёт пару. По сигналу «Раз-два-три, быстро пару найди!» нужно найти пару своей картинке и рассказать, из какой сказки эти герои и предметы. Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

Варианты сказок: Гуси-лебеди, Царевна лягушка, По щучьему веленью, Маша и медведь, Морозко, Крошечка Хаврошечка, Мальчик с пальчик, У страха глаза велики, Василиса прекрасная, Лисичка со скалочкой.

Кот – а кто написал эти сказки (русские народные сказки)

Кот – я очень рад, что вы так любите и хорошо знаете сказки, я отдаю вам конверт с первым словом заклинания, остальные слова вы найдёте в других музеях. Дети благодарят кота.

Клубочек показывает дорогу, и дети переходят к следующей экспозиции.

В – ребята, а чтобы в пути нам было веселее, давайте вспомним отрывок из произведения Русла и Людмила «У лукоморья дуб зеленый».

Физкультминутка проговаривание слов и выполнение движений в соответствии с текстом.

Рассаживаются перед экраном на экране выходят  картинки с героями сказок А.С.Пушкина .

В – как вы думаете ребята а какой перед нами музей,  ответы детей ( Музей сказок А.С. Пушкина.) Выходит фото А.С.Пушкина.

В – ребята, а что вы можете рассказать о детстве маленького Саши Пушкина. Ответы детей ( В детстве Пушкин был окружен заботой и вниманием, но особо о нем заботилась няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему очень много сказок, на основе ее сказок А.С.Пушкин стал сочинять свои)

Предлагаю вам поиграть. (если дети правильно ответили на экране  появляются иллюстрация сказки)

Игра «Узнай сказку по словам»
1) Путь, дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2) Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, верёвка, расплата («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Рать, воевода, мудрец, шатёр, Шемаханская царица, звёздочёт, петушок («Сказка о золотом петушке»)
5) Окошко, царь, сёстры, бочка, остров, лебедь, богатыри. белка, свадьба, расплата. («Сказка о царе Салтане»).

В- достает яблоко, а из какой оно сказки. Ответы детей

В — давайте с вами поиграем. Я сейчас буду катать яблоко по подносу, называя старинное слово, а вы замените его на современное: Лихо (плохо). Дивясь (удивляясь). Персты (пальцы). Кликать (звать). Браниться (ругаться). Ступай (иди). Надобно (надо). Град (город). Издалече (издалека). Величать (называть).

На экране появляется фотография детей группы в инсценировки сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», педагог предлагает оживить фотографию. Дети надевают атрибуты (бабка платочек, рыбка – корону, дед – шапку) проходит инсценировка отрывка из сказки.

В – ребята давайте попросим рыбку выполнить и наше желание, используя слова из сказки,  дети просят рыбку: «Смилуйся государыня, рыбка помоги нам найти второе слово заклинания» рыбка помогает.

 С помощью клубочка дети переходят в другой музей (выставлена экспозиция крылатых выражений)

В – ребята, а вы не догадываетесь, на какую экспозицию мы попали, ведь здесь «нужно ухо держать востро», а то ненароком «в трёх соснах заблудимся».

Ответы детей. Воспитатель обращает внимание на хозяйку экспозиции «Белую ворону»

В — ребята, чтобы нам найти третье слово заклинания, нужно вспомнить известные вам крылатые выражения, для этого предлагаю вам поиграть в игру, дети стоят в кругу по кругу передаётся белая ворона, у кого в руках игрушка называет крылатое выражение.

В – я думаю, ворона оценила ваши старания, давайте посмотрим, может в этом сундучке прячется третье слово заклинания, в сундучке лежат картинке с изображением предметов, что бы это значило, ответы детей, с помощью наводящих вопросов, дети приходят к выводу, что нужно на каждый изображенный предмет вспомнить крылатое выражение.

 ( одновременно для зрителей картинки демонстрируются на экране).

Яблоко — яблоку негде упасть

Часы – в час по чайной ложке

Муха – делать из мухи слона и т.д.

В – молодцы справились вы и с этим задание, надеюсь, мы сможем теперь получить третье слово, вдруг залетает бумажный самолетик, на котором написано третье слово с заклинанием.

В – все слова мы собрали а теперь поспешим ведь на часах уже 12.

Дети  стоят в кругу (на экране часы показывают 12, бьют куранты) дети открывают конверты, слова вывешивают на доску и читают КРИБЛЕ, КРАБЛЕ БУМС.

В – приглашает детей сесть перед экраном, включается видео музей с заполненными полками, Баба-яга в платочке вытирает пыль: а я что, я ничего, я здесь за порядком присматриваю, ничего плохого не делаю, простите меня, обещаю больше никакого злодейства.

Ну что ребята простим Бабу-ягу, ведь без нее в сказках неинтересно будет.

Звучит музыка, на экране ставни музея закрываются. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Стойте, Баба-яга (с экрана), — я хоть и вредная, но в душе такая добрая, вам белочка подарочек оставила, угощайтесь. Воспитатель вносит яркую коробочку, из которой свисают ленточки, каждый тянет за ленточку и вытягивает золотой орешек, от какой же белочки эти орешки, из какой она сказки? Ответы детей.

В – вам понравилось наше сказочное путешествие, а что запомнилось больше всего, ответы детей.

Прощаются с гостями, благодарят за внимание.

 

Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета

Автор: Карасева Татьяна Ивановна

   Применение ИКТ на уроках  является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не  только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Внедряя информационные технологии в преподавание  предмета биология, реализуются  следующие цели и задачи:

   1.Развитие личности учащегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

 -развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

 -развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

 -формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).                                    

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  -подготовка учащихся средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

 3.Мотивация учебно-воспитательного процесса:

   — повышение качества и эффективности процесса обучения за счет      реализации возможностей информационных технологий;

   -выявление и использование стимулов активизации познавательной     деятельности.

В изучении школьного курса  биологии   выделяются несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

 — наглядное представление объектов и явлений микромира;

 -изучение биохимических процессов;

 -изучение природных процессов и явлений

 -моделирование биологического эксперимента; 

 -система тестового контроля

 -подготовка к ЕГЭ.

Широкое использование анимации, биологического  моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.

    При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения возможно использование следующих форм  ИКТ:

1.Готовые электронные продукты, которые  позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 

2.Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. 

3.Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.                                                      

Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

  Работа с мультимедийными  пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию учения.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

— как способ создания проблемной ситуации,

— как способ объяснения нового материала,

 -как форма закрепления изученного,

— как форма проверки домашнего задания,

— как способ проверки знаний в процессе урока.

Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

— способствует повышению познавательного интереса к предмету;                                              

— содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

— позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

— формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;                                               

— способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

 

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него.             

  Повышения  мотивации к изучению предмета биологии  можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами:

-Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе    в условиях модернизации современной школы.

-Расширять арсенал  форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.

-Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии, а значит, повышать качество знаний.

-Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.

— Работать с электронными версиями мультимедиа учебников.

-Работать над   проектами, выполняя их как слайд — презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.

Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

                              

Список литературы:

  1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003.
  2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» — М. 2000.

     3.www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html  · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование

4.www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm· 37КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ.