Современное бытование обряда Ивана Купалы

Автор: Меркушева Арина Александровна

Современное бытование обряда Ивана Купалы

 

Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях, и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Обычаи праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа. Понятьсущность и смысл обрядности, как и любого другого общественного явления можно лишь исходя из объективных причин ее возникновения и проследив историю ее развития. Нам важно также определить такие функции выполняли обряды в прошлом, в каком виде существовали и как видоизменялись, т.е. подойти к вопросу с точки зрения истории. Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время массовых празднеств, хорового пения, хороводов, игр непосредственно выражаются коллективные эмоции людей, обеспечивается связь поколений, преемственность национальных традиций.

Обрядность – составная часть культуры, отражавшая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи  последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний.Этоподчеркивали в своих исследованиях Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин, А. Ф.Некрылова.

Термин «обряд» происходит от глагола обрядить, «обряжать» — украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Он обладает удивительным свойствомвоздействовать на эмоциональный мир человека и одновременно вызвать у всех присутствующих сходное эмоциональное состояние, способствующее утверждению в сознании той основной идеи, ради которой он совершается.С точки зрения исследователя Г. П. Блиновой., обряд – это строго определённые обычаями те или иные действа. Это порядок утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни. Этосвоеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека. В каждый обряд вкладывается своё содержание, но он всегда представляет собой условное действие, цель которого – выразить в символической форме конкретные представления и определенные социальные идеи.

Обряд является одним из способов существования традиций. В комплексе общественных традиций он проявляется как одна их форм закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения к другому. Изучение народной поэзии и музыки, народных праздников, игр позволяет получить представление об их сущности, функциях и динамике. Причины возникновения и эволюции обрядов вытекают из экономических и социальных условий жизни. В процессе общинного труда постепенно складывались определенные отношения человека к роду, к общине, к другому человеку, отношения мужчины и женщине, родителей к детям, заложившие основы морали.

Как известно, Иван Купала – большой летний народный праздник, отмечавшийся у древних славян. Купальская неделя совпадала по времени с днём летнего солнцетворения. Праздник посвящался солнцу и был связан с древнейшими культами славян – культом огня и воды. В этот день по традиции разводились костры, купались в потеплевших реках, обливали друг друга водой. Некрылова А. Ф. утверждает, что праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие все население   деревни, села. Причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

После принятия христианства на Руси в этот день (24 июня) стал отмечаться праздник Рождества Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи), который, по преданию, крестил Иисуса Христа. В связи с тем, что празднование купальской недели совпадало с этим церковным праздником, в народе утвердилось его новое название «Праздник Ивана Купалы».

На Ивана Купалу также собирают целебные растения, которые, по преданиям, исполнены особой лечебной силы. Значение слова «Купала» трактуется по-разному. Некоторые исследователи, например БлиноваГ. П. считают его производным от слова «купный» (совокупный, совместный, соединенный). Другие объясняют его происхождение от слова «купа» (груда, кипа). В некоторых областях России очаг, как место, в котором разжигается огонь, называют «купальницей»,подчеркивает  Н. И.  Кравцов.

В древнеславянской мифологии Купало, считался божеством земных плодов. Перед сбором урожая хлебов ему приносили жертвы. В то же время, Купало – божество сердитое, горячее, кипящее гневом, яростью, оно служит символом огня. По народному поверью, солнце в этот день выезжает на трёх конях: серебряном, золотом и бриллиантовом; оно веселится и рассыпает по небу огненные стрелы. В народе считают, что солнце «играет» пять раз в году: на Рождество, на Крещение, на Благовещение, на Пасху и в день Ивана Купалы. Вместе с тем по звучанию слово «купало» совпадает со словом «купать», погружать в воду. Не случайно ритуальное купание, обливание водой – непременные атрибуты праздника. В этот день на заре было принято купаться в реке, умываться росой – таким действиям приписывалась магическая, целебная сила.

Из летних праздников день Ивана Купалы – самый веселый и жизнерадостный, в нём принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, обязательного соблюдения обычаев. До наших дней дошли приметы, относящиеся к этому празднику: «Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов», «На Иванову ночью звездно – много будет грибов», «Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится, мало и они будут пустые». Ивановские дожди вызывали у земледельца одновременно и радость, и тревогу: они очень нужны хлебам и уже опасны для травы перед самым сенокосом. Накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно мыли у колодца или на речке «квашенки» — кадушки, в которых приготавливают тесто для выпечки хлеба.

Один из довольно распространенных купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного. Деревенские парни одеваются в старое белье и отправляются с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняют их водой, идут по деревне, обливая каждого, делая исключения только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Кончается дело тем, что молодежь, вымокшая до нитки, гурьбой устремляется купаться на речку.

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Добыв трением из дерева «живой огонь», под пение особых купальских песен зажигали костры, несомненно, имеющие символическое значение. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Парни и девушки в праздничных нарядах собирались обыкновенно у костров, где водили хороводы, и попарно прыгали через эти костры, думая, чтоэто избавит их от всех зол, болезней, горя. Влюбленные пары старались перепрыгнуть костер вместе, взявшись за руки, считалось, что после этого жизнь станет счастливее, а любовь – крепче.Судя по удачному или неловкому прыжку, предсказывали грядущее счастье или беду, раннее и позднее замужество. «Огонь очищает от всякой скверны плоти и духа, — писал один из этнографов ХIХ века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревня». Народное поверье гласит: кто выше прыгнет через купальский костер, у того и колос хлеба уродится выше. Через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали старые, снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с ними сгорели и сами болезни.Обязательно играли в горелки.

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь в году, которая считается «страшной ночью»,нельзя спать, так как оживает и становится активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, змеи, и.т.п.С днём Ивана Купалы связаны многочисленные обычаи и приметы, относящиеся к растительному миру, которые нашли своё выражение в русских пословицах и поговорках («Иван Купала – хорошие травы», «Иванов день пришел – траву собирать пошел»). Часть трав и цветов собирают днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда девушки рвут травы, то приговаривают: «Земля – мати, благослови меня травы брати».Травы и цветы, собранные на Иванов день, высушивают и берегут, считая их очень целебными по сравнению с теми, которые собраны в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, а также применяют для  «разжигания» любви или для «отсушки».

В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, вечером пускали их на воду, наблюдая, как и куда они поплывут. Зрелые женщины, присутствуя при этом, помогают толковать те или иные положения венка, подталкивая тем самым девушек к принятию того или иного решения.

Главным символом праздника был цветок папоротника. По преданию, этот огненный цветок  появляется только в ночь на Ивана Купала. Тот, кто сумеет найти цветок папоротника и сорвать его, станет властителем леса, будет править тропами в лесу, владеть кладами под землей, его полюбят самые красивые девушки и т.п. Основные ритуальные элементы этого дня – погружение в воду, традиционные купания, разжигание костров («купальниц»), совместная (купная) трапеза. Приготовление в огромных котлах обетной каши имело также символический смысл. Совместная обеденная трапеза символизировала единение людей, обилие, достаток, плодородие земли и т.д. В этот день топили бани, постилая на пол траву и цветы. Парились вениками из богородской травы, папоротника, ромашки, Иван – да – Марьи, лютика, полыни, мяты и других трав, чтобы изгонять телесную нечистоту. Купание в реках, веселье, смывание с себя тоски, болезней, сглаза – все это было овеяно древним язычеством, обычаем поклонения огню и воде.

Конечно, многие традиции не дошли до наших дней или  видоизменились. В настоящее время магическое значение праздника утрачено. Элементы обряда не имеют символического или очищающего значения для современных людей. Праздник ушёл из быта и практической жизни, он сейчас никак не связан с крестьянским трудом, экономическими и социальными условиями современной жизни.Несмотря на то, что большинство современных людей воспринимают Ивана Купала как еще один повод выбраться на природу и отдохнуть, не стоит забывать об истинном смысле праздника и о глубокой связи наших предков с природой.

Каждый отдельный славянский народ внес свои коррективы в ход обряда Ивана Купалы.В некоторых сёлах сохранилась одна из самых знаменитых и дошедших до наших дней традиций – прыгать через костер на Ивана Купалу.На поляне разжигают большой костер и парни с девушками, взявшись за руки, прыгают через него. Если прыжок оказывается удачным, то стоит ждать свадьбы. Этот обряд отображен во многих сказаниях и легендах.

Еще одной особенностью является приготовление манекена бога Купавы. До сих пор используют венки, которые пускают на воду.В современных российских городах день Ивана Купалы становится не просто таинственным праздником, но и лишним поводом от души посмеяться. Например, в деревнях Новосибирской области и Красноярского края существует целый ряд традиций. Сам праздник делится на две части — ночь накануне Ивана Купалы, которая носит народное название «Творило», и следующий день. Ночью молодежь считает своим долгом подшутить над друзьями, соседями и друг другом.«Иван Купала — обливай кого попало!» – это вторая традиция: если в этот день вы дойдете домой сухим — пеняйте на себя! — тогда весь год вам не будет везти. В наши дни самая популярная традиция в день Ивана Купалы — обливаться водой, так как люди продолжают верить, что вода смывает болезни и очищает человека. Обливаются все и везде: в офисах, на улицах, дома.Энтузиасты купаются, бросают в воду венки, поют, пляшут, водят хороводы вокруг костров, прыгают через огонь. Однако церковь не приветствует языческие обряды.

В последние годы в России наряду с другими старинными русскими культурными традициями возрождается и обряд празднования Ивана Купалы. В настоящее время праздник Ивана Купалы воплощается на сценической площадке как красочное театрализованное действо. В концертах исполняются купальские песни, которые,однако,полностью утратили своё магическое значение, а преобладает развлекательная сторона.  Современные исполнители могут не понимать символику праздника,  значение атрибутов, которые использовались в древнем обряде.

Таким образом, в настоящее время для большинства людей праздник Ивана Купалы является просто развлечением, а не настоящей данью традициям. К тому же, часто организаторы празднеств сами толком не знают, когда нужно отмечать день Ивана Купалы — в конце июня или в начале июля. И сборища проходят обычно днем, хотя в старину большая часть купальских обрядов совершалась ночью. Есть, правда, и те, кто устраивает в лесу ночные карнавалы, в программу которых обязательно входят и поиски цветка папоротника. Купальские песни могут исполняться как в театрализованном действе, так и как отдельные концертные номера.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *