Автор: Бирюкова Галина Николаевна
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи. Из опыта работы выявлена следующая закономерность, если развитие движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитее, хотя общая моторика может быть нормальной.
Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышать работоспособность коры головного мозга.
В работе с детьми используются игры, которые являются синтезам поэтического слова и движения. Здесь движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и руки оказывает игры с предметами: мозаики, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закреплений на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающими предметами (матрешки) игрушками; игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн».
Осуществление работы по формированию микромоторной деятельности должна проводится регулярно и системно, тогда будет достигнут лучший результат. Потому в систему игр для детей включены: игровая пальчиковая гимнастика, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация – вырезывание, «пальчиковой театр», штриховка, раскрашивание, графическое письмо и ориентировка на листе бумаге.
Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:
Ø Застегивание и расстегивание пуговиц.
Ø Шнурование ботинок.
Ø Шнуровка на специальных рамках.
Ø Нанизывание колец на тесьму.
Ø Игры с мозаикой.
Ø Сортировка мозаики по ячейкам.
Ø Игры с конструктором.
Ø Перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
Цель: Создание системы игр и упражнений по развитию микромоторной деятельности у детей дошкольного возраста, как условие успешного развития речи.
Задачи:
1. Использовать методы и приёмы формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, через интегрированную работу воспитателей и логопеда.
2. Проводить работу по совершенствованию микромоторной деятельности регулярно начиная с младшего дошкольного возраста, выделив для неё оптимальное время.
3. Повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Методическая разработка предлагается для работы учителям – логопедам, воспитателям и родителям в работе с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и графических навыков.