Умные пальчики

Автор: Бирюкова Галина Николаевна

 

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи. Из опыта работы выявлена следующая закономерность, если развитие движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитее, хотя общая моторика может быть нормальной.

Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышать работоспособность коры головного мозга.

В работе с детьми используются игры, которые являются синтезам поэтического слова и движения. Здесь движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и руки оказывает игры с предметами: мозаики, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закреплений на липучках; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с открывающими предметами (матрешки) игрушками; игры с карандашами и крупой, «пальчиковый бассейн».

Осуществление работы по формированию микромоторной деятельности должна проводится регулярно и системно, тогда будет достигнут лучший результат.  Потому в систему игр для детей включены: игровая пальчиковая гимнастика, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация – вырезывание,  «пальчиковой театр», штриховка, раскрашивание, графическое письмо и ориентировка на листе бумаге.

Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:

Ø Застегивание и расстегивание пуговиц.

Ø Шнурование ботинок.

Ø Шнуровка на специальных рамках.

Ø Нанизывание колец на тесьму.

Ø Игры с мозаикой.

Ø Сортировка мозаики по ячейкам.

Ø Игры с конструктором.

Ø Перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

 

Цель:   Создание системы игр и упражнений по развитию микромоторной деятельности у детей дошкольного возраста, как условие успешного развития речи.

Задачи:

1.     Использовать методы и приёмы формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, через интегрированную работу воспитателей и логопеда.

2.     Проводить работу по совершенствованию микромоторной деятельности регулярно начиная с младшего дошкольного возраста, выделив для неё оптимальное время.

3.     Повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

 

Методическая разработка предлагается для работы учителям – логопедам, воспитателям и родителям в работе с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и графических навыков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *