Проектная деятельность в начальной школе

Автор: Царёва Светлана Геннадьевна

      Одной из задач современной школы в рамках ФГОС является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. 

     Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

     Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать.

    На основании своего педагогического опыта возникло убеждение, что  именно проектная деятельность вызывает у младшего школьника интерес к познанию, способствует личностному росту.

    Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  саморегуляцию, самозащиту.

      ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю  вместе с детьми  презентации, исследовательские работы, проекты.

 Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

    Итак, проектная деятельность-это метод, который раскрепощает ребёнка

-повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации

-способствует уверенности в своих силах

-это деятельность, которая направлена на решение интересной проблемы  сформулированной самим учеником

Любой проект имеет практически одинаковую структуру или несколько П

Проблема

Планирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта

Проект проходит несколько этапов

Погружение в проект

1 этап

Проблема, которая будет разрешена в ходе проекта

 

2 этап

Организационный

Определяются основные направления работы, составляется план

3 этап

Осуществление деятельности

Начинается поиск необходимой информации, сбор данных, изготовление продукта

4 этап

Презентация(защита)своего продукта

     Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса.

      В 1 и 2 классах-  доступные творческие задания.

   

Проект «Пословица – всем делам помощница» приобщил детей к русскому фольклору. Ребята узнали много пословиц от пожилых жителей нашего села. И бабушки, и дети были рады общению. Результатом проектов «Подвижные игры» и «Красивая осанка – залог здоровья» стали  беседы с медработниками, выставки рисунков, исследования факторов влияющих на осанку, влияния осанки на здоровье детей, опросы учеников и родителей, интересные перемены. По инициативе детей в школе стали проводиться утренние зарядки с младшими школьниками. Я и учитель физкультуры помогли ребятам составить комплексы утренних упражнений. Музыкальное сопровождение вызывает положительные эмоции и создаёт бодрое настроение, жизнерадостный настрой на весь учебный день. Дети провели опрос-исследование и выяснили, что зарядка мобилизует внимание, является основой работоспособности и средством укрепления здоровья.  

  

                                                                                                     Очень нравится ребятам проводить различные опыты и эксперименты. Проект «Вода в природе» помог не только узнать о свойствах и превращениях воды, но и научил бережному отношению к воде. На уроках окружающего мира исследовали свойства воздуха, соли.

   Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость.

 

Одним из первых УМК для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов стал комплекс «Школа 2100»,который полностью соответствует требованиям нового поколения. Материал подаётся проблемно и предлагается не для запоминания, а для организации мыслительной деятельности.

В этом году у меня 2 класс. Учимся по программе «2100»

Организация внеурочной деятельности. Один час в неделю отводится на факультатив по проектной деятельности.

Ребята занимаются по рабочей тетради «Учусь создавать проект».Тетради разработаны с 1-4 класс. Мне понравилось это пособие тем, что в нём много новизны, творчества, открытий и исследований. Каждое занятие

Правильный выбор темы проекта- залог успеха

помогает ребёнку шагать по ступеням создания собственного проекта.

Темы разработаны авторами в работе с проектантами, которые стали победителями в городских и Всероссийских конкурсах проектно-исследовательской деятельности.

Темы могут предлагаться учителем, а также

ученик может сам выбрать тему.

Так, ученица моего класса живёт в частном доме. В последнее время по вечерам стали отключать электроэнергию. Девочка задумалась о том, можно ли самой сделать свечу, которая даёт хорошее освещение и не приносит вред здоровью

Появилась идея сделать самой экологически чистую свечу, которая даёт хорошее освещение.

Сейчас мы собираем материл для этого проекта.

В 1 и 2 классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители. Очень важно, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта.

Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

 

А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор  деятельности.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе учит детей взаимодействовать друг с другом, учит работать с информацией, а также учит их учиться.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые  и исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения:  фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них  развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

 

 

За межаттестационный период я выпустила 4 класс, который обучался по общеобразовательной программе. Результаты контрольных работ показали высокое качество знаний (77% по русскому языку, 88 % по математике) . В среднем звене учащиеся подтвердили свои знания. Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школы и класса, в различных конкурсах, школьных олимпиадах . Мои выпускники отличаются активной жизненной позицией. Ученик 4 класса стал лауреатом городской научно-практической конференции.

 

Заниматься развитием школьников про­сто необходимо и делать это надо систематически и целенаправлен­но. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от при­роды любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руко­водство со стороны взрослых.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение  инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.

 

 

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности как

-самостоятельность

-целеустремлённость

-инициативность

-настойчивость

-толерантность

То, что от нас требует Федеральный государственный общеобразовательный стандарт

 

 

Развитие дошкольника через проектную деятельность

Автор: Антонова Ирина Владимировна

Развитие дошкольника через проектную деятельность

 

Метод проектов — один из новейших течений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется внимание и интерес.

Проектная деятельность-форма производственной деятельности.

В рамках проекта ведется самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социальный результат. Проект базируется на задаче, требует поиска исследования в разных направлениях, результаты которого суммируются и в целом будут обобщены. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает возможности решения, т. е. уходит от традиционного и привычного действия по заданной схеме. [5]

Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей, но только в том случае, если педагог намерен сохранить проблемную ситуацию. Именно эта проектная деятельность отличается от производственной деятельности, при которой проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. 

Поэтому в рамках дошкольного и начального образования, как отмечают исследователи и педагоги, психическая готовность включает в себя достаточно высокий уровень когнитивного развития, исследования и умственные операции [11].

Анализ ряда исследований (в. в. Гусев [20], Д. г. Левитес [16], Н. В. Матяш [18] показывает возможность и преимущество использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, которая заключается в том, что деятельность, где каждый аспект является целостным процессом, который принимает все особенности личности, в том числе познавательный интерес к операции.

Суть метода проектов — интерес детей к определенным проблемам, которые предполагают владение определенной суммой знаний, и за счет проектной деятельности, стимулирования, которая предусматривает решение одной или нескольких проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике — Ассоциация академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего равновесия на каждом этапе обучения.

Метод проектов основан на развитии познавательных интересов детей, умение конструировать свои знания в информационном пространстве, развитие критического мышления [9].

Познавательный интерес стимулирует избыточную надситуативную активность. Это явление было обнаружено в окрестностях исследователей (д. Б. Богоявленский [6], в. А. Петровский [19] и др.). Это стремление ребенка к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулирующее мероприятие»). Для ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Б. Д. [10] писал, что в этой способности не «удалять» в ответе, а «собирать» в новом вопросе тайну познавательного интереса, способности видеть что-то новое в предмете нет, так что вы можете видеть других.

Проектная деятельность — это особый вид взаимодействия ребенка и взрослого и должна основываться на определенных принципах [3]:

1. Действие проекта начинается, если нет прямого действия. Проектная деятельность-это когда ребенок видит проблему и ваше решение думать.

2. Проектная деятельность предполагает перемещение ребенка в комнате. Он ищет решения своих проблем во время деятельности методом проб и ошибок, выбирает оптимальный вариант, но делает это самостоятельно. Например: воспитатель приглашает детей сделать подставку для кистей. Детям предлагается на выбор самый нетрадиционный материал. Педагог предлагает сначала подумать, говорит, что можно нарисовать «эскиз» опоры.

План ребенка намного опережает его технические возможности, и то, что он нарисовал на листе бумаги может привести к трудностям в реализации. И здесь он может рассчитывать на помощь друзей или взрослых. Совместная реализация плана ребенка позволяет лучше понимать друг друга и устанавливать доверительные отношения. Однако поддержка педагога не должна приводить к готовности выполнять работу за ребенка.

Проектная деятельность основывается на субъектности ребенка, на проявлении его инициативы, проявлении самостоятельной деятельности. Субъективность выражается при наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Например: при обсуждении подарков к 8 Марта некоторые дети предлагают сделать открытку. Все согласны. Воспитатель выслушивает все варианты. Хвалит ребенка за то, что он предложил нарисовать открытку и сестре, бабушке. Попробуй придумать что-нибудь другое. Воспитатель дает начало включению всех детей в творческий проект. Любая детская инициатива должна быть поддержана и одобрена.

Проектная деятельность предполагает не только реализацию идеи ребенка, но и реализацию ее смыслов. Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него что-то значимое. Например: подготовка к празднику. Ребенок должен понимать и узнавать, что такое праздник? (это особенный день в жизни человека или страны). Почему мы празднуем это? Как мы выражаем свое отношение к празднику? И как только значение определено, вы можете искать способы его представления.

Деятельность проекта направлена на дошкольный возраст. Поскольку ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личностные смыслы в проектной деятельности, он всегда ищет адресата — того, кому адресовано его высказывание, оформленное как произведение. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженный социальный характер и является одним из немногих социально значимых действий, доступных для детей дошкольного возраста.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к анализу, синтезу, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Работа может сочетать в себе различные области знаний, кроме того, имеются большие возможности в организации совместной учебно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей [15].

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует но воспитанию любознательного, еще самостоятельного, успешного но ребенка. Детям нужен политика определенный промежуток но времени, чтобы еще понять информацию, политика усвоив ее, они еще сделают более политика сложный виток в политика познании мира. В педагогической практике политика познавательный интерес политика рассматривают как но внешний стимул оно познавательных процессов, оно как средство политика активизации познавательной но деятельности обучающегося, еще как эффективный оно инструмент воспитателя, еще позволяющий ему политика сделать процесс но обучения привлекательным, но выделить в обучении оно именно тех но дошкольников, заставит политика активизировать мышление, еще волноваться и переживать, политика увлеченно работать оно над учебной но задачей.

Дошкольный возраст-оно это сензитивный оно период для оно развития познавательных но потребностей, поэтому политика очень важно еще своевременное стимулирование еще познавательных процессов и но развитие их но во всех политика сферах деятельности еще детей. Интерес к учебе-оно залог успешного политика обучения и эффективности еще образовательной деятельности в но целом. Познавательный интерес политика охватывает все политика три функции оно учебного процесса, оно традиционно выделяемые в политика дидактике: образовательную, политика развивающую, воспитательную. Благодаря чему но познавательный интерес, и еще знания, и процесс политика их приобретения политика могут стать политика движущей силой еще развития интеллекта и еще важным фактором политика воспитания личности, а но также основой политика для подготовки политика дошкольников к школе.

Проектная деятельность оно дошкольников-это оно условное воспроизводство в оно реальной практической но деятельности людей, но создает условия оно реального общения. Эффективность обучения оно здесь обусловлена в но первую очередь оно взрывом мотивации, политика повышением интереса к оно предмету.

Проектная деятельность но активизирует желание политика дошкольников контактировать политика друг с другом и но воспитателем, создает оно условия равноправия в политика речевом партнерстве, политика разрушает традиционный политика барьер между оно воспитателем и дошкольником. Эта работа но позволит робким, оно неуверенным в себе еще детям говорить и оно тем самым политика преодолеть барьер политика неопределенности. Здесь каждый еще получит роль и политика должен быть политика активным партнером в еще речевом общении.

В ходе реализации но проектов, дошкольники, но конечно, должны обладать еще такими элементами еще общения, как оно умение начать но беседу, поддержать ее, оно прервать собеседника в но нужный момент, еще согласиться с ним оно или опровергнуть еще его, умение еще целенаправленно слушать но собеседника, задавать оно уточняющие вопросы. Хорошим собеседником политика часто бывает политика тот, кто еще может наиболее политика четко распознать политика ситуацию, в которой еще находятся партнеры, политика учесть уже еще известную информацию и но выбрать языковые политика средства, которые оно будут эффективны политика для общения. Почти все политика время в проекте, основная политикаосновная о деятельность -это оно речевая практика, оно не только политика говорить, но и еще слушать как оно можно более политика активно, так еще как ребенок оно должен понимать еще реплику партнера, оно соотнести ее с оно ситуацией, определить, но насколько она политика соответствует ситуации и еще задаче общения и но правильно отреагировать оно на реплику.

Благодаря обоснованному и но адекватному сочетанию политика теории и практики оно проектная деятельность оно способствует актуализации оно знаний, умений и но навыков детей еще для самостоятельного политика поиска и решения но задач, стимулирует но интересы, потребность в еще творческой деятельности, оно создает условия политика для сотрудничества оно со взрослыми и оно сверстниками.

 

 

Практическая работа по химии

Автор: Вязникова Екатерина Николаевна

В статье приведен ход практической работы по химии для учреждений СПО по теме «Получение метана и изучение его свойств». Использованы Информационные источники: Электронный ресурс:  Органическая химия. Видеоопыты. Режим доступа сhttp://school-collection.iv-edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41/. Учебник Габриелян О.С. Химия: учеб.для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2014. Даны ссылки на видеоопыты, описан ход работы, приведены критерии оценивания

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Докучаева Оксана Сергеевна

Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии малышей.

Очевидно, что невозможно разработать и использовать одну-единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Само понятие «здоровье» представляет собой интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности 

Совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях ФГОС.

Автор: Жанкевич Евгения Игоревна

Совершенствование профессионального мастерства педагога в условиях ФГОС.

«Педагог учиться всю жизнь»- это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагога делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, и на тех, кто постоянно повышает свою квалификацию, вводит в свою работу новые приемы, методы и формы обучения и воспитания, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма. 

         В современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.  

Важным условием введения ФГОС в систему образования является подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам, педагог должна осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровней дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.           

              Система повышения профессионального мастерства педагогов представлена в виде модели, которая состоит из 4 ступеней профессионального саморазвития педагога, каждая ступень включает в себя несколько подступеней профессионального роста:

Первая ступень:

·        «Поиск своей позиции» (когда педагог осознаёт, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений).

Данный шаг включает в себя две подступени профессионального роста педагога:

1.     Педагогическая умелость. Характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой принято понимать две группы компонентов:

ü  умение педагога управлять своим поведением,

ü  умение педагога взаимодействовать с ребёнком.

2.     Педагогическое мастерство

Характеристика педагога на данной ступени: хорошо владеет системой развивающих и воспитательных умений и навыков, занимается самообразованием, изучает передовой педагогический опыт, моделирует тему углубленной работы и появляются первые результаты по углубленной теме работы (создание картотеки, изучение литературы ит. д.) На данной ступени педагог может находиться не один год.

Вторая ступень —  профессиональный рост:

 На данном этапе шлифуется педагогическая техника в практической деятельности.

Педагог владеет педагогической техникой, занимается самообразованием, создает портфолио достижений и обобщает педагогический опыт на педагогических советах образовательного учреждения.

Третья ступень:

 «Критический анализ различных вариантов решения педагогических задач» (т. е. идёт своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог).

Данная система включает в себя три подступени профессионального роста педагога:

·         готовность к нововведениям (выражается в «сплаве» психологической, теоретической и практической готовности).

·         педагогическое творчество

·         повышение уровня квалификации

Педагог способен решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности, занимается самообразованием, формирует инновационный банк по разработке и использованию новых технологий, методик, программ, внедряет инновационные подходы, распространяет опыт работы на муниципальном уровне и повышает свой уровень квалификации (аттестуется на 1 и высшую квалификационную категорию)

Педагогической творчество связано со способностью продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и принципы. Результатом данного этапа у педагога становится создание авторского модифицированного плана работы.

Четвертая ступень – готовность педагога к созданию авторской педагогической технологии. По В. В. Серикову, один из важнейших показателей личностного развития педагога является авторский стиль педагогической деятельности. Эта деятельность предполагает:                                
      — постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;                    
      — изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации внеурочных занятий;      
      — ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

            В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод: 
     педагог 21 века — это:      

ü гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 

ü умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 

ü умеющий организовать рефлексивную деятельность; 

ü обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. 

Таким образом, в современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым педагогом поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».                                      

Доступные способы создания предметно пространственной развивающей среды для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ.

Автор: Зарецкая Марина Юрьевна, Белова Анна николаевна

Доступные способы создания

предметно пространственной развивающей среды

для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ.

 

Цель: Организовать развивающую среду доступными способами, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

Задачи: 1. Изучить литературу и нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно – методических и игровых материалов;

 2. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания доступной развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ.

3. Формировать у детей навыки создания дидактических пособий дотупными способами из неоформленного материала.

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя — важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Так как реализация ФГОС требует вложений, это определяет необходимость  разработки  такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся  развивающей среды.
Поэтому актуальность данной работы заключается в с
оздании предметно пространственной развивающей среды для развития детской игры и самостоятельности в группе МБДОУ доступными способами.

Именно этому разделу авторы уделили особое внимание. Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал замечательные слова: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка…» Я думаю каждый педагог стремится придумать такой мир, создать все условия для развития ребенка.

Многими учеными предметно — пространственная развивающая среда трактуется как организованное жизненное пространство.

Что бы организовать качественную пространственную среду необходимо учитывать принципы построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:

принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога;

-принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. (Например: «Стена творчества» — полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников).

-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; 

принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу в тематических зонах- центрах;

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого,  предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий.

В группах нашего детского сада имеются центры, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. Каждый центр оснащен соответствующими материалами и необходимым инвентарем.

Совместно с детьми мы можем трансформировать центры с учетом их желаний и интересов. Например: в группе существует модуль который можно легко трансформировать на любую тематику в соответствии с темой недели: Перелетные птицы, Космос, времена года и другие.

Вариативность среды достаточно обеспечена. В группе имеются пространства для игры, конструирования, уединения, а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, которые обеспечивают свободный выбор детей, стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность.

Все центры группы содержат безопасные материалы, игрушки, игры. Мебель соответствует требованиям СанПин.

Дети могут свободно пользоваться любым центром, они находятся в свободном доступе.

Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.  В группе имеются мягкие модули, которые дети могут использовать в разных игровых ситуациях.

В последнее время в группах детских садов стало всё больше декоративных элементов – картин, статуэток, сухих или искусственных цветов, кружевных штор и т.п. Однако нередко эти украшения не имеют никакого отношения к детям и к их жизни в детском саду. Это могут быть гламурные рисунки принцев и принцесс сомнительного художественного качества или фотографии известных актеров, репродукции картин и т.п.

Наличие таких декоративных элементов никак не связано с жизнью детей, а порой портит их вкус. Лучшим украшением помещений могут быть творческие работы и поделки самих детей, выставки авторских работ сотрудников ДОУ, фотографии детей и их родителей, выставки хороших игрушек и т.п.

Хочется  сказать, что      воспитатели должны постоянно пополнять предметно – развивающую среду, какими то новыми материалами, вместе с ребятами делать поделки из подручных средств, которые можно использовать для игры, для театрализованных постановок, для украшений группы.  ВОТ несколько примеров, ребята вместе с родителями и воспитателем, сделали эти работы…

Ну и конечно не забывать, что без участия родителей, как воспитания наших детей так и оснащения группы, мало что может измениться.

 

 

 

 

«Организация сюжетно-ролевых игр в летнее время»

Автор: Филиппова Ирина Викторовна

 

«Организация сюжетно-ролевых игр в летнее время»

 

 

 

   Чтобы с максимальной пользой использовать игровую деятельность дошкольников во время летних прогулок, при планировании летнего досуга необходимо использовать все виды игр, учитывая особенности их организации.

 

   Основной вид игры детей дошкольного возраста — сюжетно-ролевая игра. Она развивает детский потенциал и имеет решающее значение для психического развития ребёнка, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

 

Организация сюжетно – ролевых игр на площадке должна подчиняться определённым принципам:

 

-воспитатель должен играть вместе с детьми (на позиции “играющего партнера»);

 

-воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста;

 

 

 

Этапы организации сюжетно-ролевой игры:

 

1. Обогащение впечатлениями;

 

2. Изготовление атрибутов для игры;

 

3. Определение задач игры (не менее 3х);

 

4. Составление плана сюжета;

 

5. Ход игры;

 

6. Развитие и поддержание игры;

 

7. Окончание игры и ее оценка.

 

 

 

1. Обогащение впечатлениями:

 

— наблюдения;

 

— беседа;

 

— участие детей в процессе труда взрослых;

 

— просмотр мультфильмов, телепередач, фрагментов кинофильмов;

 

— чтение художественных произведений;

 

— рассматривание фотографий, иллюстраций, реальных предметов;

 

— встреча с людьми разных профессий.

 

 

 

2. Изготовление атрибутов для игры:

 

— в младшей группе – в присутствии детей;

 

— в средней – частично вместе с детьми;

 

— в старших – дети могут изготавливать атрибуты самостоятельно под руководством воспитателя.

 

 

 

3. Определить задачи игры (не менее 3х):

 

— расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);

 

— формирование игровой деятельности:

 

— формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).

 

 

 

4. Составление плана сюжета:

 

— сюжет основной и сопутствующий;

 

— роли;

 

— игровые действия;

 

— атрибуты;

 

— речевые обороты;

 

— возможные события.

 

 

 

5. Ход игры:

 

— создание интереса (внесение новых игрушек, изготовление атрибутов, создание игровой ситуации, рассматривание реальных предметов, сооружение построек, беседы, участие воспитателя в играх, составление плана сюжета)

 

— сговор на игру;

 

— создание воображаемой ситуации;

 

— подбор атрибутов.

 

 

 

6. Развитие и поддержание игры:

 

— включение воспитателя в игру (кроме старшей группы);

 

— воздействие через роль;

 

— объединение детей в играх;

 

— включение новых сюжетов и ситуаций;

 

— использование дополнительных предметов.

 

 

 

7. Окончание игры и ее оценка:

 

— краткий итог работы в ролях;

 

— перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

 

— оценка взаимоотношений

 

— оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

 

 

 

Виды сюжетно-ролевых игр:

 

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: Садик, школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, строительство, армия…

  • Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа

  • Игры на темы литературных произведений (мультфильмов). В этих играх дети повторяют эпизоды из литературных произведений (мультфильмов), подражая действиям героев, усваивая их поведение.

  • «Режиссерские» игры, ребенок определяет действия игрушки, направляя все действия, наделяя их определенными признаками.

 

 

 

   Все сюжетно-ролевые игры можно проводить и на прогулке. Чаще всего мы проводим такие игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Транспорт» Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.

 

  Атрибуты заранее собираем в контейнер и выносим  на улицу. Ребята с удовольствием перевоплощаются в докторов, продавцов и водителей. И если на начальном этапе мы стараемся взять как можно больше атрибутов для игры, чтобы закрепить у детей представление о том или ином предмете,  то далее стараемся вводить предметы заместители.

 

   Так же мы используем игры которые не требуют большого количества атрибутов например такие, как «Разведчики», «Ищем клад», которые учат детей ориентироваться на местности, добиваться конечной цели. Можно спрятать флажок до прогулки на участке. Выйдя на улицу, говорим детям, что мы сегодня будем кладоискателями. Надо объяснять ориентиры. Например: 10 шагов от дерева прямо, потом направо 5 шагов, опять прямо 3 шага и стоп. Первому, кто находит флажок, полагается приз. Такие игры детям очень нравятся, потом они с удовольствием играют сами. Вместо ориентиров можно использовать слова: горячо, холодно, теплее. Мальчишек легко заинтересовать игрой в «Разведчиков», предложить им найти «врага», который спрятался на участке (это может быть любая игрушка). Обязательно напомнить, что разведчики передвигаются тихо, незаметно. Такие игры мальчикам очень нравятся.

 

     На прогулке можно использовать самые разнообразные сюжетно-ролевые игры с элементами исследования. Можно превратиться в «лаборантов» и исследовать свойства и состав песка, для этого с собой на прогулку нужно взять только лупу.

 

    Любая сюжетно-ролевая игра на прогулке обязательно многому научит детей, если воспитатель правильно спланирует ее и поставит нужные задачи. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что-то предлагать, уводить грамотно от неправильных решений и выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

   Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

 

   Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Сюжетно-ролевая игра учит  действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.

 

 

 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

 

 В.А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

Классификация игр детей дошкольного возраста по Н.К.Крупской.

 

1. Творческие игры: Сюжетно-ролевые; Режиссёрские; Театрализованные; Конструирование.

 

2. Игры с правилами: Дидактические (настольно-печатные, словесные, с предметами); Подвижные (в зависимости от активности, в зависимости от атрибутов, в зависимости от основных движений, бессюжетные и сюжетные).

 

 

 

Общие правила организации игр для дошкольников на участке.

 

  • Игра должна быть безопасной.

  • Игра должна соответствовать возрастной группе, в которой она проводится.

  • Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.

  • Правила игры должны быть простыми и понятными детям.

  • Все дети должны иметь возможность принимать в игре активное участие.

  • Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

 

Игру нельзя оставлять незаконченной