Формирование нравственных ценностей у дошкольников

Автор: Кузьмина Татьяна Анатольевна

Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

 

Нравственные ценности – это нравственные идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются понятия добра, счастья, честность, верность, справедливость, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Любая нравственная ценность проявляется в своей направленности на другого человека, что на практике находит своё выражение в нравственных отношениях. В нравственной ценности главной категорией является доброе-злое.

Личность не является ни доброй, ни злой. Добрым или злым является человек в его отношении к ценностям. Под «добрым» понимается нравственное, достойное подражания.

«Злое» безнравственно и достойно осуждения. Добро требует наибольшей нравственной силы. Обладая чувством стыда, человек различает в себе добро и зло. В работе же совести

человек оценивает свои действия. Совесть предполагает субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям.

Единство нравственного сознания и поведения человека обеспечивается процессом интегрированного взаимодействия умственного (нравственное сознание, нравственные ценности, нравственные нормы), эмоционального (нравственные чувства, проявления сочувствия, сопереживания), поведенческого компонентов (нравственное поведение, поступки, действия и их мотивы). Слабо сформированным в дошкольном возрасте является нравственное сознание, что подтверждается данными возрастной психологии.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Какие нравственные качества сформируются у ребенка, зависит, прежде всего – от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах. Важным направлением работы с детьми дошкольного возраста является краеведение – ознакомление с родной страной, культурным и историческим наследием России. Возвращая национальную память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Знакомим детей с историей и бытом русского народа с его праздниками, обычаями и традициями, приобщая их к русской народной культуре, что является средством формирования у воспитанников патриотических чувств и развития духовности. Также наши дети посещают Музей краеведения и истории города Новочебоксарска, сотрудничаем с библиотекой семейного чтения им. А.Андрианова, Пожарной частью № 11, отделом ГИБДД.

Воспитание в детском саду невозможно без взаимодействия с родителями. В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Поэтому обязательно ведётся знакомство с народными и православными праздниками, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Пасха и другие. Взаимодействие педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании детей проходит также через беседы, круглые столы, образовательную деятельность и совместные мероприятия. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Совместная деятельность педагогов и родителей позволяет не только формировать у ребенка нравственные качества, расширять кругозор, но и повышает педагогическую грамотность родителей.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает чувство сопереживания радости, а затем уже сопереживание горя. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. В деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка, главное – знать, что любовь завоевывается преимущественно любовью. И нельзя забывать, что нравственность – это внутренняя установка человека действовать согласно совести. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике, чтобы они могли отличить плохое от хорошего, а их стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе таких качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем: они —  настоящие патриоты и граждане своей Родины!

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к себе, к семье, близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране, ее героям и гордости за них. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, подмены понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок для детей дошкольного возраста.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание материала для восприятия и понимания отобрано воспитателем, какие методы и способы используются. В МБДОУ №44 «Поляночка» мы используем следующие методы:

– методы формирования сознания личности – разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др. (с помощью этой группы методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения);

– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и демонстрации (ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности; деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности);

– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка – познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и наказание.

В практической деятельности педагоги, выбирая методы патриотического воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами, содержанием в целом. При этом большое значение имеет возраст детей. Необходимо сказать о том, что в дошкольном возрасте одним из ведущих методов воспитания является игровой метод, так как основной вид деятельности детей – это игра.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, ее людьми. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется постоянно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа осуществляется таким образом, чтобы она проходит через струны души каждого воспитанника. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Главной целью в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, экологического, а также физического воспитания. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в проектной деятельности, в театрализации, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В результате плодотворной работы постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Возрождение духовно-нравственного, патриотического воспитания – это шаг к возрождению России. Воспитывать детей надо только своим примером.

 

Список литературы:

1. Метенова Н.М. Педсовет. Нравственное воспитание. Новые подходы к проведению педагогических советов в ДОУ//ООО ИПК «Индиго», 2017. – 61с.

2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995.

3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.

4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.

5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. т. 4. – 386 с.

6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб.: Речь, 2004. 272 с.

7. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника// издательство М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980. 320 с.

9. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет //ООО ТЦ «Сфера»,2013. – 125с.

10. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа//ИТД «Корифей», 2008. – 96с.

11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Автор: Смыкалова Татьяна Николаевна

Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья, формирования культуры здоровья, а так же заботу о здоровье .
Здоровьесберегающая образовательная технология это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Проблемы организации жизнедеятельности и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

Автор: Качурина Ольга Ивановна

 

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и воспитательной работы. Управление школой стало демократичным, а значит, более демократичны отношения в педагогическом треугольнике: учитель, ученик, родитель. Часто можно услышать вопрос: нужна ли вообще работа с семьями? Учитель и так очень загружен. А это еще одна проблема. Действительно, не дело ли самих родителей — воспитание своих детей? Разве так уж необходимо влияние школы на этот сугубо индивидуальный процесс? И демократично ли это? Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям.  

 

 

 

Проблемы организации жизнедеятельности и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

 

 

 

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

 

но прежде всего и дольше всего — люди.

 

Из них на первом месте –

 

родители и педагоги.

 

Качурина О. И.

 

(педагог – психолог «Лицей №58»)

 

 

 

Издавна ведутся споры, дискуссии о том, что важнее для растущего человека, что в большей степени определяет его развитие, формирование наиболее значимых качеств личности — семейное воспитание или воздействие общественных факторов, в частности школы.

 

Разрешить их однозначно просто невозможно, ибо приоритет отдельных факторов воспитания неодинаков в разные периоды жизни ребенка и зависит от индивидуальных особенностей детей.

 

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и воспитательной работы. Управление школой стало демократичным, а значит, более демократичны отношения в педагогическом треугольнике: учитель, ученик, родитель.

 

Ушли в прошлое командно-административные способы регулирования этих взаимоотношений. Перестали быть эффективными некоторые формы работы школы с родителями. А что же осталось?

 

Остались родители и дети — с их радостями и горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в современном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями: опытный учитель с его проблемами пересмотра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контакты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников.

 

Часто можно услышать вопрос: нужна ли вообще работа с семьями? Учитель и так очень загружен. А это еще одна проблема. Действительно, не дело ли самих родителей — воспитание своих детей? Разве так уж необходимо влияние школы на этот сугубо индивидуальный процесс? И демократично ли это? Нет ли в этом сохранения традиций командно-административных функций школы прошлого?

 

Семья — ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувств радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа. На этой почве часто возникают между супругами конфликты. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения.

 

Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:

 

1. Принятие ребенка и его дефекта — родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.

 

2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

 

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания.

 

Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

 

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

 

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением, и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку. Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с малышом и делают это «крадучись», «тайком», в темное время суток, вдали от людей.

 

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности.

 

Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются и психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с физическими или с психическими ограничениями.

 

Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Прежде всего родителям следует побеспокоиться о проведении своевременной диагностики состояния здоровья и развития ребенка. Те дети, у которых дефект развития очевиден и не вызывает сомнения, попадают в поле зрения специалистов сразу после их рождения. Однако нарушения в развитии ребенка могут быть многоплановыми и затрагивать различные сферы жизнедеятельности: умственную, двигательную, сенсорную, речевую или же несколько сфер одновременно. Причем они могут иметь разные формы и разную степень выраженности, появляться и после рождения, что предполагает необходимость их углубленного обследования.

 

Поэтому диагностика отклонений в развитии ребенка должна всегда носить комплексный характер. В случае необходимости родители могут обратиться за помощью в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), где работают специалисты разных профилей.

 

Значительные трудности могут возникнуть у родителей при устройстве ребенка на обучение в школу. В законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что «право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». В нем есть статьи, в которых особо отмечены законодательные положения в отношении детей с отклонениями в развитии, предусматривающие создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организации специальных образовательных учреждений, обеспечивающих лечение, содержание, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

 

Родители часто стоят перед выбором, куда направить ребенка на обучение — в обычную общеобразовательную школу или же в специальное учреждение. Их волнения не напрасны. Мало опыта у общеобразовательных школ в организации обучения «особых» детей, предоставление никоторым из них тьютеров, дефектологов, логопедов, которых в штате школ просто нет. А в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь — сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.

 

К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозрительность, недоверие к другим людям. По этой причине они затрудняются «уйти» от своих проблем, постоянно испытывают внутреннее психическое напряжение, проявляющееся нередко в возникновении чувства безысходности. Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться.

 

Наиболее приемлемой для решения этой задачи является игровая деятельность. Используя этот прием, родитель может организовать такие игры, в которых ребенок не будет чувствовать себя беспомощным. Участие в таких играх вместе со здоровыми сверстниками поможет больному ребенку обрести уверенность в себе и завоевать определенный авторитет в детском сообществе.

 

Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребенку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием, овладеть основными технологиями по воспитанию.

 

Социально-психологические особенности воспитания детей

 

с ограниченными возможностями здоровья в семье

 

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект воспитательного воздействия, независимо от вида дефекта, представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность. В процессе воспитания у такого ребенка, хотя и при некотором возможном снижении темпов и изменении некоторых качественных характеристик развития, постепенно складываются собственные мотивы и стимулы поведения, развиваются потребности, формируются личностные качества, интересы, появляется возможность ставить перед собой цели сознательного самосовершенствования и осуществления самовоспитания.

 

То есть ребенок с ограниченными возможностями, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

 

Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все ее члены: мать и отец, старшее поколение в лице бабушек и дедушек, братья и сестры и др. От их действий и отношения к ребенку во многом зависит успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка.

 

Важнейшей предпосылкой нормального психического развития ребенка является любовь к нему родителей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное отношение. Нередко даже небольшие усилия родителей могут оказать очень сильное влияние на развитие ребенка, повысить его активность, интерес к взрослому человеку.

 

В практике семейного воспитания исторически сложилось два типа отношений между родителями и детьми: отношения соподчинения и отношения сотрудничества.

 

Первый тип отношений хорошо известен. Он вписывается в следующую формулу: «Я взрослый, ребенок— маленький, я знаю, как жить, он не знает. Я его веду за собой». Однако ребенок не всегда понимает эти благородные стремления взрослых, начинает сопротивляться, и тогда взрослый использует свою власть и силу. То есть в данном случае власть становится первой необходимостью воспитания, непременным его условием, а процесс воспитания превращается в процесс подчинения ребенка.

 

Другой тип отношений — сотрудничество. Сотрудничать с детьми, значит уважать их, ценить, уметь поступиться своими желаниями, нуждаться в них и быть нужным. Воспитание как сотрудничество — это естественное воспитание, которое имеет место в каждой дружной семье.

 

Одной из серьезных опасностей, которое подстерегает многие семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями, это установление к нему особого отношения, видя в нем «особенного» ребенка. Родители стремятся оградить его от физических усилий, выполняют за него многие действия, даже те, с которыми он мог бы успешно справиться сам, реагируют на все его капризы, лишая его тем самым элементарной самостоятельности.

 

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

 

Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными, независимо от степени осознания их как взрослыми, так и детьми. 

 

Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия с ним и выработки наиболее оптимальной стратегии и тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни и других факторов. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни никто не может дать. Родители должны сами познать закономерности развития ребенка и соотносить с ними свои действия.

 

Большинство детей с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью: они быстро становятся вялыми и раздражительными и не могут длительное время удерживать внимание на одном задании. Если у ребенка не получается что-либо сделать, то у него пропадает интерес, сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена настроения. При воспитании такого ребенка необходимо быть терпеливым и доброжелательность и ни в коем случае не повышать голос. Особенно это касается чрезмерно впечатлительных детей, которые болезненно реагируют на тон голоса, а настроение матери (преимущественно на ухудшение).

 

Для детей с ОВЗ необходимым условием воспитания является четкое соблюдение режима дня, особенно детьми с нарушением сна, нервная система которых не отдыхает, а активно работает в течение ночи, чему способствует беспокойный сон и страшные сновидения. Родителям таких детей так же рекомендуется избегать активных игр перед сном, просмотра телевизора и других раздражителей.

 

У многих детей с ОВЗ ограничены представления об окружающем мире, поэтому очень важно и нужно расширять кругозор ребенка, знакомить с различными предметами и приучать к различным явлениям, не перегружая его впечатлениями. Особый уход требуется ребенку с ярко выраженным чувством страха, в преодолении которого ребенку должны помочь родители путем ознакомления с предметами, которых он боится. Очень важно воспитывать в ребенке активность для того, чтобы в нем не выработались такие качества как неуверенность и боязливость. Необходимо ребенка научить не только простейшим навыкам самообслуживания, но и постоянно давать определенные поручения, для того, чтобы у него появился интерес к труду, чувство радости и уверенность в своих силах.

 

В ходе любой деятельности у ребенка развивается интеллект. Некоторые родители, боясь, что ребенок не справится с заданием, ни к чему его не привлекают и тем самым не развивают самостоятельность, что приводит к вялости и пассивности.

 

Для создания благоприятных условий воспитания и обучения общим правилам поведения ребенка с ОВЗ необходимо, прежде всего, знать особенности его заболевания и развития. Необходимо, чтобы ребенок принимал себя таким, какой он есть, чтобы у него правильно развивалось отношение к себе и к своей болезни. Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь — это лишь одна из сторон его личности, но у него так же есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях. Дабы не вызвать одиночества у ребенка, ни в коем случае, нельзя его стыдиться. Ребенок, получивший хорошее воспитание, построит свою жизнь, получая новые впечатления и положительные переживания, станет полноценной личностью. Важно привить ребенку двигательные и социальные навыки, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

 

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

 

Семья для человека — наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике.

 

Что же касается роли семьи для ребенка с ограниченными возможностями, то она неизмеримо возрастает. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.

 

Не смотря на ряд существующих проблем, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

 

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с нею, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок-инвалид должен чувствовать любовь и понимание близких людей, всегда готовых прийти на помощь.

 

Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье родителям, прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т.д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формирования навыков самообслуживания и двигательных навыков и умений. Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специально организованных занятиях и самостоятельной бытовой деятельности в быту.

 

Таким образом, главным источником благоприятного формирования личности ребенка с ОВЗ является его социальное окружение, которое должно оказывать положительное воздействие на индивида, путем включения его в жизнь общества, чтоб добиться полноценного равноправия между людьми, не заостряя внимание на нарушении здоровья. Только совместными усилиями педагогов, врачей и родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ и содействия социума к оказанию всех видов поддержки таким семьям, возможно достичь того качества жизни, которое поможет им чувствовать себя полноценной частью нашего общества.

 

Литература

 

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.

 

2. Дружинин В.Л. Психология семьи. М., 1996. 2. Если ребенок не такой, как другие… Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И. Волковой. М., 1997.

 

3. Крупина И.В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М., 1996.

 

4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.

 

5.  Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2004.

 

6. Лёвина Т.В. Семейное воспитание ребенка с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Т.В. Лёвина. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/03/26/semeynoe-vospitanie-i-obrazovanie-detey-s-ovz

 

7. Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. -2013. — № 9. -С. 346-349.

 

День смеха!

Автор: Лузянина Евгения Александровна

                     «День
смеха» (средняя группа)

 

(Под
веселую музыку в зал заходят дети)

Вед: Всем
известно, что 1 апреля –
Праздник шутки и веселья,
Пусть будет радостно и весело у нас,
Начинаем праздник, в добрый час.
Сегодня разрешается кривляться,
Шутить, играть, и кувыркаться!
Праздник юмора с утра –
Крикнем вместе все………

Дети: Ха – Ха!!!

Вед: Я слышу кто – то к нам идет.

 (Играет веселая музыка)

В зал вбегают
Клоуны Чупа и Чупс.

Чупс: Здравствуйте, детишки, Тани, Дани и
Маришки!

Чупа: Здравствуйте! Давайте знакомиться.
Мы весёлые клоуны! Мы  очень любим
шутить, веселиться и играть. Меня зовут Чупа.

Чупс: А меня — Чупс!

Чупа: (раскланиваются) Чупа!

Чупс: Чупс!

Вместе: Чупа-Чупс! Запомнили?

Чупа: А теперь давайте и с вами познакомимся!

Чупс: Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

Девочки,
мальчики!

Чупа: Раз, два, три,

Вместе: Своё имя назови!

Чупа: Всё понятно, всех мальчишек сегодня
зовут “Бу-бу-бу”.

Чупс: А всех девчонок “Сю-сю-сю”.

Чупа: А теперь будем друг с другом
здороваться! Вставайте в круг. Под  музыку
будем двигаться по кругу, а как только музыка закончится, я вам скажу, чем
будем здороваться. Итак, начинаем!

                               Игра
«Поздороваемся»

Под весёлую
музыку дети двигаются по залу. С окончанием музыка клоун говорит, чем нужно
“поздороваться” (ладошками, пяточками, носиками, “хвостиками” и т. д.)

Чупс: А что это вы здесь все вместе
собрались? (Ответы детей) Ничего не понял.

Чупа: Да ведь всем известно, что сегодня 1
апреля – праздник смеха и веселья! И это наш любимый день!

Клоуны исполняют песню «У нас нынче
развлеченье»

1. У нас нынче представленье, для
ребяток развлеченье!

Припев: Барыня ты моя, сударыня ты
моя, — 2 раза

2. Очень любим посмеяться, за
животики хвататься.

Припев:

3. Приготовьте вы ладошки, пустим в
пляс мы ваши ножки!

Припев:

Чупа: Кто –то к нам спешит сюда.

Чупс: Кто же это, детвора?

В
зале под веселую музыку появляется Вредина.

Вредина: Что за шутки? Что за смех?

Разгоню
сейчас я всех!

Чупа: Кто ты такая?

Чупс: Как ты здесь оказалась?

Вредина: Я большая вредина

И появляюсь
там,

Где дети все
смеются,

Где шум стоит
и гам

И поэтому,
друзья

Праздник вам
испорчу я.

Чупа:
Тебя надо
развеселить и тогда ты забудешь о своих вредностях.

Чупс: С нами игры, шутки, смех

Хватит
радости на всех!

Вредина: Не надо меня веселить, я сама могу с
ребятами поиграть, и развеселиться.

ИГРА «Хохотунья».

У Вредины в руках воздушный шар, пока он в воздухе – все
громко смеются, шар в руках – все утихают. Вредина может подбросить шар вверх,
но не отпустить руки. Смотрите, не ошибайтесь!

 Вредина: Надо язычки размять

Буду всех я
обзывать

Вредина
обзывает детей по именам

Чупа:
Обзываться
нельзя!

Это
невежливо!

Чупс: А чтобы язычки размять,

Нужно громко
всем сказать.

Игра Прошу тех, кто любит игры и
шутки, говорить громко — Я!
 

Вы Готовы!

— Кто любит
игры?

— Кто любит
мультики?

— Жевательные
резинки?


Стирательные резинки?

— А корзинки?

— А кто любит
пирожное?

— А
мороженое?

— А шоколад?

— А мармелад?

— А кто любит
клад?

— А
подзатыльники?

— Кто любит
загорать?

— Кто любит
орать?

— Купаться в
грязной луже?

— Кто не моет
уши?

— А кто любит
петь и танцевать?

— А играть?

Чупа:
Будем дальше
выступать,

Будем в
шарики играть.

Игра: «Кенгуру»

 (Пронеси
шарик между ногами)

Дети строятся в две команды. По сигналу нужно взять шарик
зажать его между ног и попрыгать до указателя и обратно. Затем передать шарик
другому участнику. До тех пор пока не пробежит вся команда. Победит та команда
которая закончит первая.

Вредина

И не весело совсем

Лучше все шары я съем

Забирает шары,
прячет себе под футболку

Посмотрите я какая,

Правда самая смешная!

Клоуны

Ты не смешная, ты жадная.

Не будем мы с тобой играть

Не мешай нам выступать.

Внимание! Внимание!

Всей честной компании

Представление продолжается

Фокусы начинаются.

Фокусы (стаканчики, вода, крышка)

Чупа: Засиделись вы ребята,

Чупс: Вставайте, будем мы играть.

У меня
есть волшебный мешочек, а в нем много маленьких, цветных мешочков. Как только
начнется музыка мы начнем друг друга обкидывать. Участвуют все.

                                       Игра «Забросай мешочками».

Вредина: Пока вы тут играли, я забрала всю вашу обувь. Вот сейчас попробуйте найдите
и разберите.

                                          Конкурс «Найди
ботинок»
.

Обе команды
выстраиваются в линию, и первый игрок бежит к куче и ищет свою обувь. Как
найдет, одевает ее и бежит обратно к своей команде. Следующий в очереди игрок
проделывает то же самое, и так до того момента, пока все члены команды не
окажутся вновь обутыми.

Чупа: Молодцы ребята! Здорово
повеселились!

Чупс: Надо всех вас наградить.

Чупа: Правильно, а
чем?

Чупс: Мы с тобой
шли?

Чупа: Шли.

Чупс: Конфеты
нашли?

Чупа: Нашли.

Чупс: Где они?

Чупа: Сейчас
посмотрю своей волшебной коробочке. (достает коробку конфет, в которой
находятся фантики открывает – фантики рассыпаются)

                                   Игра: «Собери
фантики»

Чупс: А где
конфеты?

Вредина: Я нашла
коробочку и съела их (плачет)

Чупа: Вот оно –
угощение всем на славу! Детям на забаву! Что же нам делать?

Вредина: Да я сейчас всё исправлю! Я тоже умею
фокусы показывать

Чупс: Да мы тебе уже не верим! Сегодня
первое апреля.

Вредина: Ну, раз не верите – проверим?

Закрывайте
все глаза, начинаются чудеса!

Змейка, к нам
ты приползи ребяток угости!

Выбегает за
дверь, берётся за леску, тянет. Появляется “змея” из конфет. Вредина, Чупа и
Чупс угощают детей!

Чупа: Жалко с вами расставаться,

Но пришла
пора прощаться,

Чупс: Было весело у вас

Ждите снова в
гости нас.

Вредина: Стала доброй с вами я,

Досвидания,
друзья.

 

Клоуны выходят из зала, дети остаются танцевать.

 

День смеха!

Автор: Лузянина Евгения Александровна

                     «День смеха» (средняя группа)

 

(Под веселую музыку в зал заходят дети)

Вед: Всем известно, что 1 апреля –
Праздник шутки и веселья,
Пусть будет радостно и весело у нас,
Начинаем праздник, в добрый час.
Сегодня разрешается кривляться,
Шутить, играть, и кувыркаться!
Праздник юмора с утра –
Крикнем вместе все………

Дети: Ха – Ха!!!

Вед: Я слышу кто – то к нам идет.

 (Играет веселая музыка)

В зал вбегают Клоуны Чупа и Чупс.

Чупс: Здравствуйте, детишки, Тани, Дани и Маришки!

Чупа: Здравствуйте! Давайте знакомиться. Мы весёлые клоуны! Мы  очень любим шутить, веселиться и играть. Меня зовут Чупа.

Чупс: А меня — Чупс!

Чупа: (раскланиваются) Чупа!

Чупс: Чупс!

Вместе: Чупа-Чупс! Запомнили?

Чупа: А теперь давайте и с вами познакомимся!

Чупс: Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

Девочки, мальчики!

Чупа: Раз, два, три,

Вместе: Своё имя назови!

Чупа: Всё понятно, всех мальчишек сегодня зовут “Бу-бу-бу”.

Чупс: А всех девчонок “Сю-сю-сю”.

Чупа: А теперь будем друг с другом здороваться! Вставайте в круг. Под  музыку будем двигаться по кругу, а как только музыка закончится, я вам скажу, чем будем здороваться. Итак, начинаем!

                               Игра «Поздороваемся»

Под весёлую музыку дети двигаются по залу. С окончанием музыка клоун говорит, чем нужно “поздороваться” (ладошками, пяточками, носиками, “хвостиками” и т. д.)

Чупс: А что это вы здесь все вместе собрались? (Ответы детей) Ничего не понял.

Чупа: Да ведь всем известно, что сегодня 1 апреля – праздник смеха и веселья! И это наш любимый день!

Клоуны исполняют песню «У нас нынче развлеченье»

1. У нас нынче представленье, для ребяток развлеченье!

Припев: Барыня ты моя, сударыня ты моя, — 2 раза

2. Очень любим посмеяться, за животики хвататься.

Припев:

3. Приготовьте вы ладошки, пустим в пляс мы ваши ножки!

Припев:

Чупа: Кто –то к нам спешит сюда.

Чупс: Кто же это, детвора?

В зале под веселую музыку появляется Вредина.

Вредина: Что за шутки? Что за смех?

Разгоню сейчас я всех!

Чупа: Кто ты такая?

Чупс: Как ты здесь оказалась?

Вредина: Я большая вредина

И появляюсь там,

Где дети все смеются,

Где шум стоит и гам

И поэтому, друзья

Праздник вам испорчу я.

Чупа: Тебя надо развеселить и тогда ты забудешь о своих вредностях.

Чупс: С нами игры, шутки, смех

Хватит радости на всех!

Вредина: Не надо меня веселить, я сама могу с ребятами поиграть, и развеселиться.

ИГРА «Хохотунья».

У Вредины в руках воздушный шар, пока он в воздухе – все громко смеются, шар в руках – все утихают. Вредина может подбросить шар вверх, но не отпустить руки. Смотрите, не ошибайтесь!

 Вредина: Надо язычки размять

Буду всех я обзывать

Вредина обзывает детей по именам

Чупа: Обзываться нельзя!

Это невежливо!

Чупс: А чтобы язычки размять,

Нужно громко всем сказать.

Игра Прошу тех, кто любит игры и шутки, говорить громко — Я! 

Вы Готовы!

— Кто любит игры?

— Кто любит мультики?

— Жевательные резинки?

— Стирательные резинки?

— А корзинки?

— А кто любит пирожное?

— А мороженое?

— А шоколад?

— А мармелад?

— А кто любит клад?

— А подзатыльники?

— Кто любит загорать?

— Кто любит орать?

— Купаться в грязной луже?

— Кто не моет уши?

— А кто любит петь и танцевать?

— А играть?

Чупа: Будем дальше выступать,

Будем в шарики играть.

Игра: «Кенгуру»

 (Пронеси шарик между ногами)

Дети строятся в две команды. По сигналу нужно взять шарик зажать его между ног и попрыгать до указателя и обратно. Затем передать шарик другому участнику. До тех пор пока не пробежит вся команда. Победит та команда которая закончит первая.

Вредина

И не весело совсем

Лучше все шары я съем

Забирает шары, прячет себе под футболку

Посмотрите я какая,

Правда самая смешная!

Клоуны

Ты не смешная, ты жадная.

Не будем мы с тобой играть

Не мешай нам выступать.

Внимание! Внимание!

Всей честной компании

Представление продолжается

Фокусы начинаются.

Фокусы (стаканчики, вода, крышка)

Чупа: Засиделись вы ребята,

Чупс: Вставайте, будем мы играть.

У меня есть волшебный мешочек, а в нем много маленьких, цветных мешочков. Как только начнется музыка мы начнем друг друга обкидывать. Участвуют все.

                                       Игра «Забросай мешочками».

Вредина: Пока вы тут играли, я забрала всю вашу обувь. Вот сейчас попробуйте найдите и разберите.

                                          Конкурс «Найди ботинок».

Обе команды выстраиваются в линию, и первый игрок бежит к куче и ищет свою обувь. Как найдет, одевает ее и бежит обратно к своей команде. Следующий в очереди игрок проделывает то же самое, и так до того момента, пока все члены команды не окажутся вновь обутыми.

Чупа: Молодцы ребята! Здорово повеселились!

Чупс: Надо всех вас наградить.

Чупа: Правильно, а чем?

Чупс: Мы с тобой шли?

Чупа: Шли.

Чупс: Конфеты нашли?

Чупа: Нашли.

Чупс: Где они?

Чупа: Сейчас посмотрю своей волшебной коробочке. (достает коробку конфет, в которой находятся фантики открывает – фантики рассыпаются)

                                   Игра: «Собери фантики»

Чупс: А где конфеты?

Вредина: Я нашла коробочку и съела их (плачет)

Чупа: Вот оно – угощение всем на славу! Детям на забаву! Что же нам делать?

Вредина: Да я сейчас всё исправлю! Я тоже умею фокусы показывать

Чупс: Да мы тебе уже не верим! Сегодня первое апреля.

Вредина: Ну, раз не верите – проверим?

Закрывайте все глаза, начинаются чудеса!

Змейка, к нам ты приползи ребяток угости!

Выбегает за дверь, берётся за леску, тянет. Появляется “змея” из конфет. Вредина, Чупа и Чупс угощают детей!

Чупа: Жалко с вами расставаться,

Но пришла пора прощаться,

Чупс: Было весело у вас

Ждите снова в гости нас.

Вредина: Стала доброй с вами я,

Досвидания, друзья.

 

Клоуны выходят из зала, дети остаются танцевать.

Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по математике

Автор: Никонова Алёна Валерьевна

Подготовка к ОГЭ – это всегда ответственный процесс. И оттого насколько грамотно будет построен этот процесс, зависит наш результат. Систему подготовки к ОГЭ начинать надо с 5 класса, вести мониторинг ЗУН учащихся по всем темам.

Система работы с одарёнными детьми по математике

Автор: Никонова Алёна Валерьевна

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров