Автор: Белоусова Лариса Михайловна
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ХОРИНСКИЙ РАЙОН»
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Хоринский детский сад «Ромашка»
671410, РБ, Хоринский район, с. Хоринск, ул. Промышленная, 28.
8(30148)23-4-05.E—mail horinsk.detsad.@mail.ru
.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ
«ЗДРАВСТВУЙ, МАЛЫШ»
(срок реализации 1 год, возраст 1,5–2 года)
с. Хоринск
Творческая группа:
Кучумова Анна Михайловна — заведующий МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка».
Белоусова Лариса Михайловна — старший воспитатель, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка».
Дриевская Валентина Николаевна – воспитатель первой младшей группы.
Павлова Надежда Васильевна – воспитатель группы раннего возраста.
В данном пособии представлен опыт работы МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка» по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………….. ……………..4
Создание условий для адаптации детей раннего возраста к детскому саду………………….9
Алгоритм работы ДОУ в адаптационный период……………………………………………………..12
Планирование работы в адаптационный период……………………………………………………….12
Календарное планирование воспитательно –образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду…………………………………………………………..13
Диагностика степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду………………….21
Работа с родителями………………………………………………………………………………………………..23
Приложения…………………………………………………………………………………………………………….27
Введение
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности его дальнейшего развития. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (заболеваемость, сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность, гиперактивность детей и пр.), лежат именно в раннем детстве (Е.А. Смирнова, В.Г. Алямовская, и др.).
Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:
ü Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.
ü Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
ü Формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
ü Окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.
Основными линиями развития детей раннего возраста являются: развитие предметной деятельности, развитие речевой и игровой деятельности.
Ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.
Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этим простым действиям, увидеть их результат, почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо начиная с 1 года приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.).
Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает их свойства, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И, хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Он действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата.
Чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речевой деятельности и общения. Овладение речью в основном происходит от года до трёх лет. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно же, новых форм общения.
Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания — это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным, образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый.
На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия (или «единство слова и дела») — очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации, активизирующей речь детей, – специальная психолого-педагогическая задача, которая должна решаться в сотрудничестве педагога и психолога.
Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают материал для речевого развития. Однако взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и, возможно, спектаклем игрушек. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога.
В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются, в основном, воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнять речевые инструкции взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующем психолого-педагогическом сопровождении. Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть – взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение осуществляется не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими.
Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием. Она требует и умственных, и волевых, и физических усилий и координации своих действий. Если ребёнок по-настоящему включён в игру, она приносит ему эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2-3 лет является важнейшей задачей психолога.
В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка – его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейших межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку, людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями, и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково – «Каравай», «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Зайка» и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы специалистов. Практически все дети раннего возраста (от 1,5 лет), растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и в овладении навыками общения. При этом раннее детство является сенситивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Вместе с тем, правильная организация общения малышей во вновь комплектующейся группе представляет серьёзные трудности и требует участия профессиональных психологов. Все перечисленные задачи являются общими для педагогов, психологов и родителей и решаются в их тесном сотрудничестве. У здоровых малышей нередко наблюдаются задержки речевого развития, эмоциональные нарушения, импульсивность, расторможенность и пр. Своевременное выявление этих проблем имеет решающее значение для их преодоления и построения адекватной стратегии работы с ребёнком.
Диагностика развития детей раннего возраста имеет существенную специфику и требует особого подхода (общение со взрослым и предметная деятельность). Такой подход позволяет взглянуть на ребенка, оценить его достижения по главным линиям развития, которые обеспечивают формирование таких базовых личностных качеств, как инициативность, любознательность, креативность во взаимоотношениях с социальным и предметным миром, доверие к нему и уверенность в своих силах. При этом не отрицается важность развития моторики, сенсорной сферы, речи и других психических функций, но они рассматриваются в качестве средств общения и предметной деятельности, а не как главные задачи воспитания.
Факт влияния взрослого на полноценное развитие ребенка является установленным и общепризнанным. Формирование практически всех способностей осуществляется во взаимодействии со взрослыми и зависит от содержания общения. На практике диагностические процедуры предусматривают оценку выполнения детьми отдельных инструкций, изолированных действий, и практически не включают проб, направленных на выявление характера общения ребенка со взрослыми. Вариант предлагаемой диагностики восполняет этот существенный пробел. На основе многолетних научных исследований авторы разработали качественные и количественные критерии оценки основных форм общения ребенка раннего возраста со взрослыми. Специфика этого общения заключается в том, что оно разворачивается на фоне действий с предметами и включает их в качестве своего содержания. Этим обусловливается процедура диагностики, которая строится на одновременном наблюдении диагноста за тем, как ребенок общается со взрослым (в том числе речевыми средствами), и как при этом протекает его предметная деятельность. Таким образом, диагностика осуществляется сразу по нескольким направлениям, главными из которых являются: диагностика развития общения со взрослым, включающая выявление развития речи как средства общения; диагностика уровня развития ведущей в раннем возрасте предметной деятельности (двигательные способности и уровень познавательной активности рассматриваются как аспекты предметной деятельности). Совокупный качественный анализ позволяет не только диагностировать наличный уровень развития отдельных сфер, но и выделить причины тех или иных отставаний в развитии.
Задачи воспитания и развития маленького ребёнка тесно связаны с повышением психологической и педагогической информированности и компетентности родителей, с формированием адекватной родительской позиции. Главной и центральной фигурой для маленького ребёнка является близкий взрослый, в большинстве случаев мать. Именно характер общения матери с ребёнком, адекватность её воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям малыша определяют как эмоциональное самочувствие ребёнка, так и его психическое развитие. Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включённости в нее родителей. Между тем, практика показывает, что далеко не все матери умеют и считают нужным играть с ребёнком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям ребёнка, не учитывают его индивидуальные потребности и способности. Просвещение и обучение родителей, их консультирование по использованию развивающих игрушек, игр и занятий, включение родителей в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького ребёнка и возрастных закономерностей его развития – необходимые задачи работы специалистов.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение является сложным периодом в его жизни. Малышу предстоит приспособиться к совершенно новым условиям, к незнакомым людям и сверстникам. Отрыв от близких и дома, где он воспитывается в атмосфере любви, внимания, ласки, защиты, где выполняются все его желания, создают ребенку стрессовые переживания и могут стать серьёзной психической травмой. Поэтому многое зависит от воспитателей и специалистов, которые могут оказать помощь родителям в подготовке их малыша к условиям детского сада.
Ранний возраст является уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, быстрыми темпами совершенствуются психические функции. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка больших усилий.
Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников, у него появляется аффективное поведение. Особенности поведения в этот период во многом связаны с особенностями темперамента. Из-за эмоционального неблагополучия меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Анализ заболеваемости показывает, что дети в основном болеют в первый месяц после поступления в детский сад.
Профессионально организованная работа педагогов ДОО и тесное содружество с родителями в предадаптационный и адаптационный периоды дают положительные результаты в сохранении психического, физического развития и здоровья детей раннего возраста.
Создание условий для адаптации детей раннего возраста к детскому саду
В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград, ребенок испытывает адаптационный стресс.
Ряд исследователей (Л.Н. Павлова, В.Г. Алямовская, Р. Калинина, Е.О. Севостьянова и др.) указывают на то, что именно в раннем возрасте адаптация происходит дольше, труднее и чаще сопровождается болезнями, так как в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. На этапе становления дети раннего возраста в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. Течение адаптационного периода, который может продолжаться от месяца и до года, и дальнейшее развитие ребенка зависят от степени подготовленности малыша к переходу в дошкольное учреждение, отношения к нему педагогов.
Анализ исследователей позволил обнаружить ряд негативных последствий изменения образа жизни ребенка:
— нарушение его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности;
— разлука и встреча с родными протекает бурно, экзальтированно;
— ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников;
— снижается аппетит, ребенок отказывается принимать пищу (теряет в весе);
— снижается интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему;
— сон протекает неспокойно (ребенок мало спит, быстро просыпается, во сне вздрагивает);
— падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;
— наблюдается общее подавленное состояние, в совокупности с тем, что ребенок попадает в окружение сверстников, подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушается реактивность организма, которая приводит к частым болезням (особенно у детей второго года жизни, так как в этом возрасте все негативные проявления выражены более ярко, чем у детей трех лет).
Цель ДОО — создание системы условий безболезненной адаптации и оказание помощи детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации в дошкольном учреждении.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
— проведение анализа литературы по детской психологии и дошкольной педагогике, педиатрии (физиология детей младенческого и раннего возраста), анализ исследований ученых и изучение опыта работы других дошкольных учреждений по адаптации детей раннего возраста;
— определение системы отслеживания адаптации детей раннего возраста;
— разработка системы условий безболезненной адаптации и проверка их эффективности;
— формирование активной позиции родителей к процессу адаптации детей;
— выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье (согласование методики проведения режимных процессов, требований к ребенку с сохранением выработанных стереотипов).
Предполагаемый результат: снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей по поводу перспективы пребывания ребенка в группе раннего возраста; снижение эмоционального напряжения детей в период знакомства с детским садом, группой и воспитателями до начала посещения; благоприятный прогноз готовности детей к посещению детского сада.
Под адаптацией мы понимаем процесс взаимодействия личности с социальной средой; приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму, который сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Руководствуясь комплексным субъектным подходом, разработанным В.Г. Алямовской, Л.Н. Павловой, Т.Э. Токаевой и др., определили ряд условий безболезненной адаптации, разработали модель, в которой выделили три их группы.
1. Создание пространственной предметно-развивающей среды, в которую входит дизайн группы (соблюдение цветовой гаммы, эстетичность, комфорт, уют), оформление игровых уголков, оснащение их игрушками (антистрессовые, мягкие, игрушки-забавы, игрушки-сюрпризы, технические игрушки, куклы, машинки, каталки, мячи разных размеров, флажки и др.), подбор музыкальных произведений.
2. Профессионализм, компетентность педагога. Предполагает самообразование воспитателя (изучение методической литературы), прослушивание консультаций психолога (с целью сохранения психического развития ребенка и положительных эмоций), педагога (педагогическая направленность на ребенка, как на субъекта), советов и рекомендаций врача по заболеваниям каждого ребенка (совместное изучение медицинских карт детей).
3. Работа с родителями и детьми.
Особое внимание при разработке модели уделили внутреннему состоянию ребенка, поэтому каждая группа условий включила компонент эмоционального благополучия. В помощь коллективу ДОО разработана последовательность заполнения таблиц течения адаптационного периода.
Алгоритм приема детей в дошкольное образовательное учреждение.
/Приложение 1/
Для реализации модели разработан алгоритм приема вновь пришедших детей, который включает поэтапное эмоционально-развивающее взаимодействие с детьми и их родителями.
Цель первого этапа – ознакомление родителей с особенностями и закономерностями протекания адаптационного периода у детей раннего возраста и содействие формированию эффективной родительской позиции в период адаптации.
Цель второго этапа – ознакомление родителей и детей с педагогическими условиями на прогулке; знакомство с педагогами группы.
Цель третьего этапа – ознакомление родителей и детей с педагогическими условиями в группе («День открытых дверей»); совместные действия.
Цель четвертого этапа – снижение эмоционального напряжения детей в период адаптации.
Планирование работы в адаптационный период
От правильно спланированной работы зависит успешность адаптации детей к новым условиям детского сада. В планировании работы участвуют: заведующая, старший воспитатель, медсестра. Каждый участник вносит свой план действий, который важен в работе в предадаптационный и адаптационный периоды. Поэтому необходимо выделить четыре основные службы, обеспечивающие сопровождение ребенка и его семьи в период адаптации: административная, которая отвечает за работу с педагогами и родителями; психологическая, педагогическая, медицинская осуществляют работу в трех направлениях – с воспитателями, детьми и родителями. Тесное содружество четырех служб несёт положительный результат не только в адаптационный период, но и в дальнейшей работе, которая обеспечивает благополучие взаимоотношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Прием детей в ДОУ необходимо проводить по подвижному графику. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому малышу и возможность семье выбрать удобное время для посещения детского сада. В первые дни ребенок не должен пребывать в группе более 2-3 часов в период бодрствования (прогулки или игры) с 8.00 — 9.00 до 10-11.00 часов.
Постепенно время пребывания ребенка в группе увеличивается. Прием детей осуществляется в зависимости от их возраста, индивидуальных особенностей и сроков комплектования группы. Если группа детей раннего возраста уже начала посещать детский сад, то прием вновь поступающих детей проводится по следующей схеме:
с 1,6 лет до 2 лет |
с 2 лет до 3 лет |
2 малыша в неделю (вторник, четверг) |
3 малыша в неделю (понедельник, среда, пятница) |
Календарный план воспитательно- образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
В адаптационный период воспитателям приходится работать в сложном режиме, так как дети пришли в детский сад впервые, и им необходимо уделять много заботы, внимания и любви. Чтобы каждый ребенок чувствовал защиту и заботу со стороны взрослого, важно больше времени проводить с детьми. Если малыш не получит того, что он хочет — теплоты, любви, заботы, то у ребенка появится психоэмоциональное напряжение, и он будет переживать, тосковать, плакать, звать свою маму.
Заранее разработанный в виде таблицы на каждый день настоящий календарный план поможет воспитателям больше внимания уделять детям раннего возраста в сложный для малышей период.
Задачи:
1. Снятие у детей раннего возраста психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.
2. Укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми в период адаптации.
3. Развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.
Этот календарный план рекомендован только на адаптационный период. В нем описаны игры разной тематики, содержания, подвижности. Они проводятся в совместной деятельности воспитателя с детьми (игры проводятся с одним, с двумя, с небольшой подгруппой детей, в зависимости от разных причин). Предлагается несколько названий игр, но не обязательно строго соблюдать последовательность и перечень игр, ниже можно добавить свои игры. Те игры, которые были проведены, отмечаются «галочкой». Ко всем играм, которые названы в плане (см. часть 2 настоящей программы). Картотеку можно дополнять.
В календарном плане предложена примерная программа прогулки. Она проводится с детьми от 1 года 6 мес. до 3 лет в солнечную и спокойную погоду, а так же для детей с 1 года 6 месяцев в осеннее-зимне-весенний период проводится «искусственная» прогулка, т.е. все наблюдения из окна и игры проводятся в группе, музыкальном или спортивном зале. В летний период возможно проведение прогулки на улице. По желанию воспитателей, можно использовать другие игры, не указанные в плане. Отдельно можно спланировать наблюдение (записать после игр). Те мероприятия, которые были проведены на прогулке, отметить «галочкой».
В комментарии воспитатель отмечает активность детей в игровой деятельности в группе и на прогулке. Проводится небольшой анализ работы с детьми в течение дня.
План можно изменить, вписать свои игры, наблюдения в зависимости от психологических и возрастных особенностей детей, от экологической обстановки, погодных условий и т.д.
1 неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой познакомиться!» |
|
ПОНЕДЕЛЬНИК |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. «Зайка хочет с тобой познакомиться» 2. «Зайка, зайка, попляши, у зайки ножки хороши» 3. «На мяч» (дети подходят к воспитателю и берут мяч и бросают его) 4. Игра с пальчиками «Где же, где же наши ручки» 5. «Посмотри, как летит воздушный шарик». 6. «Качели» — покачать тревожного малыша на качелях 7. Музыкальная игра «Колыбельная зайчонка». 8. Игры с образными мягкими игрушками (свободная деятельность детей). |
1. Знакомство с участком. 2. Игры в песочнице «Насыпь песок в ведерки». 3. Подвижная игра «Прятки» (найди зайчика). 4. Игра с ручками «Ладушки – ладушки». 5. Свободная деятельность детей (игры с развивающими игрушками).
|
ВТОРНИК |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми). |
Прогулка. |
1. «Кто у нас красивый?» 2. «В нашей группе много маленьких ребят». 3. «Поиграем с мячом» (дети берут из корзины мячи и бросают их вперед). 4. «Научим зайчика умываться» (потешка : «Водичка, водичка») 5. Игра с пальчиками «Кулачки», «Вышли пальчики гулять». 6. Катание машинок за веревочку. 7. «Качели» — покачать тревожного ребенка. 8. Музыкальная игра «Веселая дудочка». 9. Игры с заводной игрушкой. |
1. Рассматривание цветов на участке. 2. Игры в песочнице «Насыпь песок в формочки». 3. Игра с мячом «Принеси мне мяч» (поручение). 4. Игра «Прятки» (найди зайчика.) 5. Свободная деятельность детей (игры с развивающими игрушками).
|
СРЕДА |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра – потешка «Идёт коза рогатая». 2. «Маленькие ножки, шагают по дорожке». 3. Игра «Доброе утро». 4. «Поймай солнечного зайчика». 5. «Полетел мяч далеко, далеко. 6. Пальчиковая игра «Дождик, дождик», «Сорока». 7. Катание машинок за веревочку. 8. «Качели» — покачать тревожного ребенка. 9. Музыкальная игра «Озорная погремушка». 10. Игры с заводной игрушкой. |
1. Рассматривание листочков на участке «Посмотри, как листочек летит». 2. Игра «Догони зайчика». 3. Игры в песочнице «Насыпь песок в формочки». 4. Свободная деятельность детей (игры с развивающими игрушками).
|
ЧЕТВЕРГ |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Перышки» — посмотри, как перышко летит 2. Игра с пальчиками «Вышли пальчики гулять», «Пальчик – мальчик». 3. Игра «Задень воздушный шарик» — шарики подвешены на высоту вытянутой руки ребенка. 4. «Собери мячи в корзинку». 5. «Пойдем в гости к зайчику» — шагают наши ножки. 6. Катание машинок за веревочку. 7. Музыкальная игра «Колокольчик». 8. «Горка» — катание малышей с горки. |
1. Рассматривание разноцветных листочков, игра «Принеси листок». 1. Игра «Догони мячик и принеси его». 2. Игры в песочнице «Насыпь песок в формочки». 4. Свободная деятельность детей (игры с развивающими игрушками).
|
ПЯТНИЦА |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Погремушка». 2. Игра «Мыльные пузыри». 3. Игра «Ладушки – хлопушки». 4. Игра с пальчиками «Лошадки», «Дружат наши дети». 5. «Перешагни через палочку, подойди к зайчику и погладь его». 6. «Горка» — катание малышей с горки. 7. Музыкальная игра «Барабан». 8. «Прокатим зайчика (взять любую образную игрушку) в машине». |
1. Наблюдение за солнышком. 2. Игра с пальчиками «Дождик, дождик». 3. «Догони мяч и принеси его». 4. Игры в песочнице «Насыпь песок в формочки». 5. Свободная деятельность детей (игры с развивающими игрушками).
|
2 неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой дружить!» |
|
ПОНЕДЕЛЬНИК |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. «Мишка хочет с тобой познакомиться». 2. «В гости к Мишке» — ножками затопали топ-топ, зашагали по полу топ-топ, дети ходят ножками топ-топ, шли-шли и к Мишке пришли (в разных направлениях). 3. «Поиграем с мячом» (по просьбе взрослого дети приносят мяч). 4. Игра «Мишка косолапый» (речевая игра). 5. «Воздушные шарики» (взрослый бросает воздушный шар, дети его ловят). 6. Игра с пальчиками «Кулачки», «Моя семья». 7. «Качели» — покачать тревожного малыша. 8. Музыкальная игра « Мячик». 9. «Катание с горки». |
1. Наблюдение за солнышком. 2. Игры в песочнице «Насыпь песок в формочки». 3. Подвижная игра «Прятки» (найди мишку) 4. Игра с ручками «Где же, где же наши ручки». 5. Свободная деятельность детей (игры с развивающими игрушками).
|
ВТОРНИК |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». 2. Игра «Мишка, мишка попляши (аналогичная игра «Зайка, зайка, попляши!», вместо зайки – мишка). 3. «Веселый паровозик» (речевая игра). 4. Игра с сухим песком (крупой) «Найди игрушку» (дети под крупой или сухим песком находят мелкие игрушки: шарики, кубики или образные игрушки «киндера-сюрприза»). 5. Игра с мишкой «Собери шишки (шарики)». 6. Игра «Скати мяч с горки». 7. Игра с пальчиками «Дождик, дождик», «В детский сад идти пора». 8. Катание с горки. 9. Музыкальная игра «Юркая юла». |
1. Рассматривание листьев, погладить их, подуть на них. 2. Игра «Собери листочки». 3. Подвижная игра «Полетел мяч далеко-далеко». 4. Игры в песочнице «Насыпь песок в формочки». 5. Свободная деятельность (игры с развивающими игрушками).
|
СРЕДА |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Дети хлопать все умеют». 2. Игра «Мыльные пузыри». 3. «Собери мячи в корзину». 4. Игра «Кукла Катя» (речевая игра). 5. Игра с пальчиками «Ладушки, ладушки», «Из-за леса, из-за гор». 6. Игра «Маленькие ножки» (включить веселую музыку). 7. «Погуляем по дорожкам» (с мишкой). 8. Музыкальная игра «Музыкальные ложки» 9. «Качели» или «Катание детей с горки» |
1. Наблюдение за деревьями (ветер дует, веточки на деревьях качаются). 2. Игра «Собери листочки» (сделать букет из листьев и отнести его в группу). 3. Подвижная игра «Догоним мишку». 4. Игры в песочнице «Наполняем формочки песком». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
ЧЕТВЕРГ |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Доброе утро». 2. Музыкальная игра «Заинька, поскачи». 3. Игра с водой «Вылови игрушки». 4. Игра «Веселый колокольчик» (речевая игра). 5. Игра с пальчиками «Пароход», «Оладушки». 6. Игра «Ты, колечко, покружись». 7. «Гуляем по дорожкам» (вместе с зайкой и мишкой – с мягкими игрушками). 8. Игра «Прятки — найди мишку». 9. Музыкальная игра «Наша песенка простая». 10. «Катание детей с горки.» |
1. Наблюдение за листопадом. 2. Игра «Догони меня» (дети догоняют воспитателя, воспитатель догоняет малышей). 3. Игра «Дети хлопать все умеют». 4. Игры в песочнице «Наполняем ведерки (разной формы) песком». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
ПЯТНИЦА |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «В нашей группе, в нашей группе, много маленьких ребят». 2. Игра «Летят листочки» (дети под спокойную музыку гуляют по группе, по сигналу воспитателя останавливаются и приседают). 3. Игра «Перышко» (перышки подвешены на нитке и расположены горизонтально на уровне глаз детей; дети дуют на перышки). 4. Игра «Похлопаем! Потопаем!» (речевая игра). 5. Игра «Погремушечка». 6. Игра с пальчиками «Рыбки», «Этот пальчик в лес пошел». 7. «Перешагиваем палочки, лежащие на полу». 8. Катание детей с горки, «Качели». 9. Музыкальная игра «Самолет». |
1. Наблюдение за птицами. 2. Подвижная игра «Птицы летают» (дети вместе с воспитателем бегут по участку, останавливаются «машут крылышками»). 3. Игра «Собираем листочки». 4. Игра в песочнице «Накладываем песок в кузов машины». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
3 неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой играть!» |
|
ПОНЕДЕЛЬНИК |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми). |
Прогулка |
1. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий!» 2. Игра «Дети хлопать все умеют». 3. Игра «Ты, колечко, покружись!» 4. Игра «Собери шары». 5. Игра «Мяу!» (речевая игра). 6. Погуляем по дорожкам (под спокойную музыку с мягкими игрушками). 7. Игра с пальчиками «Дождик, дождик», «Этот пальчик хочет спать». 8. Катание с горки, «Качели». 9. Музыкальная игра «Киска к детям подошла», «Собачка Жучка». |
1. Наблюдение за солнышком. 2. Подвижная игра «Догони мяч». 3. Игра «Погуляем по участку» (воспитатель рассматривает с малышами оборудование на участке, обыгрывают оборудование). 4. Игры в песочнице «Наполним кузов машины песком». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
ВТОРНИК |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми). |
Прогулка |
1. «Утреннее приветствие», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». 2. Музыкальная игра «Маленькая птичка» 3. Игра «Попрыгунчик». 4. Игра «Пушистый котенок» (речевая игра). 5. Игра «Воздушные шары». 6. «Перешагни палочки лежащие на полу». 7. Игра с пальчиками «Человечки», «Вышли пальчики гулять». 8. Игра «Брось мяч мишке и зайке». 9. Катание детей с горки, «Качели». 10. Музыкальная игра «Солнышко». |
1. Наблюдение за листьями на деревьях (как они колышутся на ветру, как во время ветра падают на землю). 2. Игра «Деревья качаются» (дети по показу воспитателя выполняют движения). 3. Подвижная игра «Догонялки с мишкой». 4. Игры в песочнице «Наполним формочки песком». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей). |
СРЕДА |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. «В нашей группе, в нашей группе, много маленьких ребят». 2. Игра «Покажи нос (рот, уши, голову, живот и т.д.)». 3. Игра «Найди игрушку в сухом песке (или в крупе)». 4. Игра с пальчиками «Оладушки», «Дружат наши дети». 5. Игра « Попрыгунчик». 6. Игра «Собачка» (речевая игра). 7. Игра «Собери мячи в корзину». 8. Игры с заводными игрушками. 9. Музыкальная игра «Петушок», «Догони Петушка». |
1. Наблюдение за солнышком и облаками (облака белые, пушистые; солнышко яркое). 2. Подвижная игра «Солнышко и дождик» (дети выполняют действия по показу взрослого). 3. Игра «Собери листочки в ведерко». 4. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
ЧЕТВЕРГ |
|
Игры ( совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Маленькие ножки шагают по дорожкам» 2. Игра «Найди Зайку (мишку)». 3. Игра «Подуй на листочки» (листочки подвешены на веревочку на уровне глаз детей в горизонтальном положении). 4. Игра с пальчиками «Пальчик, пальчик, где ты был», «Этот пальчик в лес пошел». 5. Игра «Листочки летят» (дети под спокойную музыку ходят по залу, останавливаются и приседают). 6. Игра «Скати мяч с горки». 7. Игра «Кукла Машенька» (речевая игра). 8. Катание машинок за веревочку. 9. Музыкальная игра «Пришла собачка». |
1. Рассматривание цветов на клумбе, понюхать их. 2. Подвижная игра «Попрыгаем, как зайчики». 3. Игра «Подуй на листочек». 4. Игры в песочнице «Наполним ведерки песком». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
ПЯТНИЦА |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Доброе утро». 2. Музыкальная игра «Барыня». 3. Игра «Шла коза по мостику». 4. Игра «Мыльные пузыри». 5. Подвижная игра «Веселый мяч». 6. Игра с пальчиками «Лошадки», «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать». 7. Катание каталок, машинок. 8. Игра «Мишка – шалунишка» (речевая игра). 9. Катание с горки, «Качели». 10. Музыкальная игра «Прилетели гули». |
1. Наблюдение за птицами. 2. Подвижная игра «Птички полетели» 3. Игра с пальчиками «Ладушки, ладушки» 4. Игра «Собери листочки в ведерки». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
4 неделя «Здравствуй, малыш! Я тебя очень люблю!» |
|
ПОНЕДЕЛЬНИК |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. «В нашей группе, в нашей группе, много маленьких ребят», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». 2. Игра «Топ, топ, стоп». 3. Игра «Скати мяч с горки». 4. Игра с пальчиками «Сорока – белобока», «Моя семья». 5. Подвижная игра «Вышла курочка гулять». 6. Игра с заводными игрушками. 7. Игра «Кто-то в домике живёт» (речевая игра). 8. Гуляем по дорожкам (под спокойную музыку). 9. Катание детей с горки, «Качели». 10. Музыкальная игра «Топ, да топ». |
1. Наблюдение за солнышком (ярко светит теплое). 2. Подвижная игра «Солнышко и дождик». 3. Игра «Погуляем по участку» (рассматривание листьев на кустарниках, деревьях). 4. Игры в песочнице «Наполним кузов машины песком». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
ВТОРНИК |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка
|
1. «Кто у нас пригожий, кто у нас хороший». 2. Игра «Попрыгунчик». 3. Игра с пальчиками «Где же наши ручки», «Дружат наши детки». 4. Игра «Пойдем в гости к зайчику (к мишке, к собачке)» (ножками затопали…) 5. Игра «Поймай солнечного зайчика». 6. Игра «Кто в гости к нам идёт?» (речевая игра). 7. Игра «Поиграем с мячом». 8. Игры с заводными игрушками. 9. Катание детей с горки. 10. Музыкальная игра «Маленький зайка». |
1. Игра «Погуляем по участку» (рассматриваем листочки разного цвета и разной формы). 2. Игра «Собери листочки» (для букета). 3. Подвижная игра «Прятки» (с мишкой). 4. Игры в песочнице «Сделаем норки для мышки». 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
СРЕДА |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Детей встречает зайка (кукольный персонаж –би-ба-бо), «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». 2. Игра с зайчиком «Мыльные пузыри». 3. Погуляем с зайчиком по дорожкам (под музыку) 4. Игра «Брось мяч зайчику». 5. Игра «Автомобили» (речевая игра). 6. Подвижная игра «Догони зайчика». 7. Игра с пальчиками «Рыбки», «Сорока». 8. Игры с заводными игрушками. 9. Музыкальная игра «Где же наши ручки», «Эй, лошадка!» |
1. Наблюдение за ветром (натянуть между деревьями веревку и повесить на нее листочки, перышки, бумажные бантики). 2. Игра с пальчиками «Дождик, дождик». 3. Подвижная игра «Прятки» (найди зайчика) 4. Игра «Мяч лети далеко, далеко». 5. Игры в песочнице «Норка для зайчика». 6. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
ЧЕТ ВЕРГ |
|
Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Утреннее приветствие». 2. Игра с пальчиками «Из-за леса, из-за гор». 3. Игра «Ладушки – хлопушки». 4. Игра «Найди игрушку в сухом песке (в крупе)». 5. Игра «Погуляем с зайчиком» (мягкая игрушка на каждого малыша). Дети гуляют под спокойную музыку. 6. Игра « Собери мячи». 7. Игра «Курочка и кошка» (речевая игра). 8. Игра «Ходьба по наклонной доске» (приподнята на 10 см). 9. Катание детей с горки. 10. Музыкальная игра «Зашагали ножки», «Мишка – шалунишка». |
1. Наблюдение за птицами. 2. Игра «Поймай птичек» (на палке воспитателя две бумажные птички, дети догоняют птичек). 3. Игра «Курочка – хохлатка». 4. Игра «Погуляем по участку» (поищем птичек). 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
ПЯТНИЦА |
|
Игры (совместная деятельностьвоспитателя с детьми) |
Прогулка |
1. Игра «Доброе утро». 2. Игра «Погремушечка». 3. Игра с пальчиками «Пальчик – мальчик». 4. Игра «Перешагивание через палочки, лежащие на полу» (под спокойную музыку). 5. Игра «Брось мяч в корзину» (2 корзины: одна корзина с мячами, другая – пустая. Дети берут из корзины мяч, подходят к пустой корзине и бросают в неё мяч. Игра повторяется 2-3 раза). 6. Игра «Сороконожки» (звучит веселая музыка – не громко, чтобы было слышно воспитателя). 7. Игры с заводными игрушками. 8. Игра «Зайка серый умывается» (речевая игра). 9. Музыкальная игра «Маленький зайка». 10. Катание детей с горки, «Качели». |
1. Рассматривание листочков на участке. 2. Игра «Найди такой листок, как у меня» (по цвету). 3. Игра «Собери листочки в ведерки». 4. Подвижная игра «Солнышко и дождик» (по показу и вместе с воспитателем дети выполняют движения). 5. Игры с развивающими игрушками (свободная деятельность детей).
|
Диагностика степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
С целью эффективного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка в период привыкания к новому коллективу необходимо выявить степень его адаптации. Для этого нами в начальной стадии эксперимента использовались критерии адаптации, разработанные институтом педиатрии.
Легкая степень адаптации |
К 20-му дню пребывания у ребенка: — Нормализуется сон. — Нормально начинает есть. — Настроение бодрое, заинтересованное в сочетании с утренним плачем. — Отношения с близкими взрослыми не нарушаются. — Ребенок поддается ритуалам прощания. — Быстро отвлекается. — Его интересуют другие взрослые. — Отношение к детям может быть безразличным или заинтересованным. — Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2-х недель при участии взрослых. — Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнить указания взрослого. — К концу 1-го месяца восстанавливается речь. — Заболеваемость не более 1-го раза сроком не более 10 дней, без осложнений. — Вес без изменений. — Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. |
Средняя степень адаптации |
— Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. — Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна страдает. — Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. — Настроение неустойчивое в течение месяца. — Плаксивость в течение всего дня. — Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. — Отношение к близким эмоционально возбуждающее (крик, плач при расставании, встрече). — Отношение к детям безразличное, но может быть заинтересованным. — Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. — В игре не использует приобретенные навыки. Игра ситуативная. — Отношение ко взрослым избирательное. — Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней, без осложнений. — Вес не изменяется, несколько снижается. — Появляются признаки невротических реакций, избирательность в отношении со взрослыми и детьми. — Общение только в определенных условиях. — Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5 – 2 недель. |
Тяжелая степень адаптации |
— Ребенок плохо засыпает. — Сон короткий. — Вскрикивает, плачет во сне. — Просыпается со слезами. — Аппетит снижается сильно, надолго. — Может быть стойкий отказ от еды. — Невротическая рвота. — Функциональные нарушения стула. — Бесконтрольный стул. — Настроение безучастное. — Ребенок долго и длительно плачет. — К 60-му дню нормализуются поведенческие реакции. — Отношения с близкими эмоционально-возбужденные, лишенные практического взаимодействия. — Отношение к детям: избегает, сторонится, проявляет агрессию. — Отказывается от участия в деятельности. — Речью не пользуется или имеется задержка речевого развития (ЗРР) на 2-3 периода. — Игра ситуативная, кратковременная. |
В ходе исследовательской работы данные критерии подверглись уточнению. Появилась необходимость разделить возрастные периоды и ввести критерии дезадаптации.
Степень адаптации |
Показатели адаптации |
|
Возраст детей с 1,6 лет до 2 лет |
Возраст детей \ с 2 лет до 3 лет |
|
Легкая |
Поведение ребенка нормализуется в течение 7 дней — 4 недель. |
Поведение ребенка нормализуется в течение 7 дней — 3 недель. |
— Ребенок соответственно норме прибавляет в весе, не болеет в течение данного периода. После отсутствия или болезни (1 раз) с желанием пришел в ДОУ. — Сохраняется нормальное эмоциональное состояние. — Хороший аппетит. — Спокойный сон. — Общение с детьми и со взрослыми. — Активные самостоятельные действия. |
||
Средняя |
— Поведение ребенка нормализуется в течение двух месяцев. — В течение двух месяцев ребенок может переболеть до 2 раз, но с желанием приходит в группу после болезни. |
— Поведение нормализуется в течение 1 месяца. — В течение месяца ребенок может переболеть до 2 раз, но в группу идет с желанием. |
— Ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболеваемость длительностью до 7 — 10 дней. — Настроение у ребенка сохраняется хорошее, спокойное. — Засыпает не скоро и не надолго, спит спокойно. — Аппетит выборочный, но насыщенный. — Ребенок демонстрирует потребность в сотрудничестве со взрослыми и детьми, легко расстается с близкими людьми. — Осуществляет активные самостоятельные действия. |
||
Тяжелая |
Адаптационный период длится до 3 месяцев. |
Адаптационный период длится до 2 месяцев. |
— Засыпает с хныканьем, быстро просыпается. Сон беспокойный. — Ест долго, неохотно. — Капризничает. — С плачем расстается с родными. Отсутствие близких, их внимания вызывает тревогу и плач. Постоянное ожидание родных. — Трудно идет на контакт со взрослыми. Нет контакта с детьми. |
||
Дезадаптация |
Длительность адаптации до 6 месяцев и более. |
Длительность адаптации до 5 – 6 месяцев и более. |
— Ребенок часто болеет, длительно отсутствует. — Наступает физическое и психическое истощение. — Не спит, капризничает, отказывается от еды. — Не играет. Уединяется. — С плачем расстается с близкими людьми. — Нет контакта с детьми. Не всегда идет на контакт со взрослыми. — Повышается температура, появляется сыпь, частые мочеиспускания. — Агрессивен с окружающими его людьми. |
Работа с родителями.
Специфика родительского отношения заключается в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. В отечественной психологии достаточно подробно разработана проблема периодизации психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина и другие). Было показано, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, формы общения со взрослыми и т.д. Очевидно, что с развитием ребенка должно изменяться и отношение родителей к нему. Те отношения, которые сложились в младенчестве, оказываются неприемлемыми для ребенка трех лет или, тем более дошкольника или наоборот.
По мнению многих психологов, раннее детство доминирует в формировании базисных личностных образований. Но ведь именно в этот период ребенок уязвим и несамостоятелен, он полностью зависит от семьи (физически и эмоционально). Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослого. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Тесные эмоциональные контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений с окружающими.
Из выделенных М.И.Лисиной форм общения для детей раннего возраста характерны:
1. Ситуативно-личностное общение. Оно характерно и для младенцев, и для детей раннего возраста. Это, как правило, сиюминутное взаимодействие ребенка и взрослого. Ребенок нуждается, прежде всего, в эмоциональном контакте.
2. Ситуативно-деловое общение. Эта форма общения возникает только в раннем возрасте. У ребенка возникает потребность не только в эмоциональном контакте, но и в сотрудничестве.
Малыш осваивает пространство, знакомится с новыми предметами и взрослый помогает ему в этом. Показывая, как можно действовать с игрушками, предметами быта. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Если ребенку уделяется мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии. Физическое, когнитивное и эмоциональное развитие во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с малышом.
Тип позиции Родителей. |
Словесное выражение позиции. |
Способ поведения с ребенком. |
Влияние на развитие ребенка. |
Принятие и любовь |
“Ребенок – центр моих интересов”. |
Нежность, занятия с ребенком. |
Чувство безопасности, нормальное развитие личности. |
Явное отвержение. |
“Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться”. |
Невнимательность, жестокость, избегание контактов. |
Агрессивность, эмоциональная тупость. |
Излишняя требовательность. |
“ Не хочу его таким, какой он есть”. |
Критика, отсутствие похвалы, придирчивость |
Фрустрация, неуверенность в себе. |
Чрезмерная опека. |
“Посвящу ребенку свою жизнь”. |
Чрезмерные поблажки или ограничение свободы. |
Инфантилизм, особенно в социальном отношении, неспособность к самостоятельности. |
Следствия родительских позиций могут быть очень значительными для развития личности и жизни ребенка.
Основной целью является:
-расширение возможностей понимания своего ребенка;
-улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;
-выработка новых взаимодействий с ребенком;
-объединение взрослых для решения проблем воспитания и развития детей раннего возраста в условиях детского сада;
-активная коммуникация в семье;
-актуализация раннего возраста для дальнейшего развития личности.
Целесообразно обратить внимание и построить работу не только на центрации на ребенка, но и ориентироваться на взаимодействие с ребенком не только матерей, но и отцов, на самой личности родителя, на построении взаимоотношений внутри семьи.
Возникает необходимость в проведении занятий по формированию сотрудничества с ребенком с учетом признания за ребенком права на выбор и предоставлении ему большей самостоятельности. Актуальной является задача обучения родителей различным формам поддержки ребенка.
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как будут складываться эти отношения.
Оказание своевременной квалифицированной помощи родителям поможет избежать серьезных проблем в отношениях с ребенком, в его развитии и становлении личности.
Основные формы работы с родителями:
-Консультации;
-Беседы;
-Встречи по интересам;
-Дни открытых дверей;
-Родительские собрания;
-Родительская почта.