Формирование связной речи детей

Автор: Саханова Лилия Фанилевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0
false

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

 Составление рассказов по наблюдае­мым действиям. 

 Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам.

 Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине.

 Составление рассказов по одной сю­жетной картине

 Составление рассказов по памяти

 Составление рассказов по символам.

 Составление рассказов по схемам.

 Составление рассказов по натураль­ным предметам

 Составление рассказов по предмет­ным картинкам.

 Составление рассказов по задан­ным словам.

Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста­влять разнообразные рассказы повествова­тельного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие вашего ребёнка не на­рушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, по­высят умственный возраст, позволят пробу­дить скрытый потенциал, резервы, спо­собности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Чтобы дополни­тельно заинтересовать ребёнка занятия­ми, запишите его рассказы на магнито­фон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и стара­тельности от малыша, а после составле­ния рассказов сможете оценить и обсу­дить с ребёнком их положительные и от­рицательные стороны.

Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за лю­бую, даже незначительную удачу.

Составление рассказов по наблюдае­мым действиям

 

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле­дующими названиями:

Мы покупаем щенка

Прогулка в парк

Мы в зоопарке

Поход в театр

 

Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.

Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. За­тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

 

ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему

 

 

Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам

 

ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ

Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последова­тельно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.

 

 

Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине

 

Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.

ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под дере­вом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

Где сидели улитки?

Почему они испугались оленя?

Как они спрятались от оленя?

Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?

Куда исчез олень?

Почему улитки не видели, как олень ушёл?

Что сказала одна улитка?

Что ответила вторая?

Олень на самом деле испугался улиток?

Что смешного в этом рассказе?

 

 

Составление рассказов по одной сю­жетной картине

 

Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предло­жениями. Составить связные, подробные, полные рассказы по картинам.

СЮРПРИЗ

Откуда идут мальчики?

Что у них за плечами?

Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок?

Какая погода на улице?

Что случится с мороженым в тёплом месте?

Что такое «сюрприз»?

Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому?

Составление рассказов по памяти

 

Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.

 

 

Составление рассказов по символам

 

Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки.

Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-сим­волы. По ним повторить рассказы целиком.

ДАША-ДОКТОР

Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но де­душка почему-то пошёл к настоящему доктору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление рассказов по схемам

 

Вместе с мамой рассмотреть б—8 предметов её одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!

Составление рассказов по натураль­ным предметам

 

Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.

Придумать и пересказать их разговор, если:

игрушки жалуются друг другу на своего хозяина,

игрушки обсуждают своё путешествие по квартире,

игрушки хотят вернуться в магазин,

игрушки очень довольны своим хозяином.

 

 

Составление рассказов по предмет­ным картинкам

 

Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забав­ную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого запи­сать твоё произведение.

 

Составление рассказов по задан­ным словам

 

Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:

Рубка леса.

Снегопад.

Путешествие.

Просмотр телевизионных передач.

Солнечный загар.

Долгий сон         .

Ремонт в квартире.

Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:

Как Дениска испугался своего отражения.

Как Лена первый раз пришла в детский сад.

Как Миша капризничал в магазине игрушек.

Как Серёжа спас котёнка.

Как Наташа помогла соседке.

Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *