Автор: Москвичева Жанна Сергеевна
Анализ исследований ученых по проблеме содержания бесед с дошкольниками
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего – либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод развития связной речи. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. В беседе вместе с мышлением развивается речь.
В прошлом веке при отборе содержания бесед важнейшим был принцип близости и доступности обсуждаемых явлений. Считалось возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах. Содержание бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ребенка совершенно конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, которые становились предметом беседы.
В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными, такие как: А.П.Усова, Е.А.Флерина, Е.И.Радина, Э.П.Короткова, Н.М.Крылова.
Е.И.Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.
Ученые сделали выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские передачи, альбомы, компьютерные программы расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребенка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания. Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы.КЛАССИФИКАЦИЯ БЕСЕД
Беседа – это одно из средств обучения детей. Её роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения.
Остановимся на классификации бесед.
Е.А.Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед:
1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениями детей.
3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.
Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.
М.М.Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.
С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе и т.д.) и этические (о нормах поведения людей в обществе и дома).
ХАРАКТЕРИСТИКА БЕСЕД
ВВОДНАЯ БЕСЕДА – это беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограничена. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны , если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов останется неразрешенным («посмотрим….увидим….проверим..»).
БЕСЕДА,СОПРОВОЖДАЮЩАЯ ПРЕОБРЕТЕНИЕ НОВОГО – является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель её – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ или ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию связной диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕД В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре.
Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:
1. Не давать детям удаляться от главной темы.
2. Неуклонно вести к конечным выводам.
3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.
5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.
6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определенном возрасте дети засыпают вопросами: что это? Почему? Для чего? и т.д. Это своеобразное проявление детского развития, требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.
7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
8. Вызывать соревнование высказаться ясно и изысканно.
9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно.
В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия – беседы. Беседа – разговор используется во всех возрастных группах, в отношении младшего дошкольного возраста используется беседа – разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок и начинается с 2 – 3 минут. Затем она удлиняется и становится более организованной. В средней группе беседа – разговор может длиться до 10 минут, в старшей – до 15минут, в зависимости от материала и заинтересованности детей.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).
В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ (подготовительная к школе группа)
Тема: « Кто строит дом?»
Цель: закрепить знания о труде строителей, познакомить с новой профессией – архитектор.
Задача: развитие навыков разговорной речи, умение высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения. Уважение к людям труда, воспитание культуры речевого общения.
Словарь: введение новых слов: архитектор, план; закрепление и активация слов: каменщик, плотник, штукатур, маляр, подъемный кран.
Ход беседы:
«Ребята, а вы заметили, что за окном идет строительство нового дома?»
Ответы:
«Давайте понаблюдаем около окна за строительством. Что вы видите?»
Ответы:
«А как вы думаете, откуда строители знают, как надо правильно строить дом?»
Ответы:
«Правильно. Они строят по плану, который разработал архитектор. А кто из вас знает кто это такой?»
Ответы:
Архитектор – это такая профессия, на нее нужно учиться. Архитектор придумывает и рисует дома на бумаге. А строители воплощают его чертежи в жизнь.
«АРХИТЕКТОР»
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартирах свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.»
« Какие строительные профессии вы знаете?»
Ответы:
По ходу ответов можно дополнить еще, которые дети не назовут.
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… (строитель)
Он легко одной рукой
Строит дом для нас с тобой
Что за чудо-великан?
Скажут все – …(подъемный кран)
ШТУКАТУР
Из училища на стройку
К нам приехал паренёк.
Он уверенно и бойко
Штукатурит потолок.
Штукатурку лепит к стенам
Маленькой лопаткою,
Чтобы были эти стены
Ровные и гладкие.
Вот и познакомились мы с вами с новой профессией – архитектор.
Завтра мы еще понаблюдаем за строительством. Спасибо всем за участие в нашей беседе.
Список литературы.
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] – М.: Академия, 1997.
2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1981
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. – М.: Просвещение,1981
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Академия, 1981