ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДИТЕЛЯМИ

Автор: Никитенко
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день остро встает вопрос о роли семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. По признанию специалистов всего мира младший школьный возраст является периодом наиболее стремительного физического и психического развития, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Руководящая роль в формировании правильного поведения младших школьников принадлежит взрослым. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Проблема исследования – каковы психологические особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста с родителями.
Цель исследования – изучить особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста с родителями.
Объект исследования – процесс формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста с родителями.
Предмет – психологические особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста с родителями.
Гипотеза: взаимоотношения в семье влияют на эмоциональное благополучие её членов в дальнейшей жизни, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного факторов воспитания.
Задачи исследования:
1.Изучить развитие детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье;
2.Раскрыть особенности внутрисемейного общения детей младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть возможности развития некоторых особенностей общения младших школьников с родителями;
4. Описать методы исследования характера взаимоотношений младших школьников с родителями;
5. Проанализировать полученные результаты;
6. Выделить рекомендации по развитию взаимоотношений детей младшего школьного возраста с родителями.
Методологической основой исследования является: учение о влиянии семьи как социальной и культурной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой среды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка, о деятельностном подходе к формированию личности ребенка, психологический анализ эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития, концепция ведущей роли обучения в развитии.
Теоретические основы исследования составляют исследования ряда работ авторов, таких как А. Адлер, Э. Фромм, Э.Аронсон, Д. Майерс, , Л.Р. Алимова, Т.В. Андреева, Е.В. Буренкова, Н.Н. Обозов, Т.М. Мишина, Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гофман, Е.М. Дубовская, В.П. Левкович, О.Э. Зуськова.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ СШ №20 г.Дзержинска . В эксперименте принимали участие 25 учащихся 3-х классов в возрасте 9-10 лет, из них 12 девочек и 13 мальчиков и их родителей.
Методы исследования:
1. Эмпирические методы: «Тест родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В.Столин); Метод \”Незаконченные предложения\” (тест Сакса-Леви в адаптации); методика Рене Жиля «Изучение сферы межличностных отношений ребёнка»; анкета для родителей.
2. Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологических особенностей взаимоотношений детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость работы в том, что подробно рассмотрены понятия и проблемы взаимоотношений родителей и детей в современном обществе, приведены новейшие исследования по данной проблеме
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Никитенко А.Н..docx