«Мой родной город-Балаково»

Автор: Горбачева Елена Викторовна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ 38 «СОВЁНОК»

Методическая разработка
Номинация: «Город, в котором я живу» (5-6 лет)

Тема: «Мой родной город-Балаково»

Горбачева Елена Викторовна
Воспитатель МАДОУ
детский сад № 38
г. Балаково Саратовской области

2019 г.
г. Балаково

Закрепить и расширить знания детей о родном городе Балаково.
Предметные задачи:
1) Учить находить и показывать на карте города реки, районы города.
2) Учить правильно называть и различать архитектурные сооружения города.
3) Закрепить знание городских учреждений, достопримечательностей города Балаково.
4) Закрепить знание видов транспорта родного города.
5) Закрепить значение сигналов светофора, правила дорожного движения и поведения
в общественном транспорте.
6) Закрепить знание герба города Балаково.
7) Закрепить умение составлять слово из отдельных букв.
Метапредметные задачи:
Закрепить и расширить знания детей о родном городе Балаково.
Предметные задачи:
1) Учить находить и показывать на карте города реки, районы города.
2) Учить правильно называть и различать архитектурные сооружения города.
3) Закрепить знание городских учреждений, достопримечательностей города Балаково.
4) Закрепить знание видов транспорта родного города.
5) Закрепить значение сигналов светофора, правила дорожного движения и поведения
в общественном транспорте.
6) Закрепить знание герба города Балаково.
7) Закрепить умение составлять слово из отдельных букв.
Метапредметные задачи:
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о родном городе Балаково.
Предметные задачи:
1) Учить находить и показывать на карте города реки, районы города.
2) Учить правильно называть и различать архитектурные сооружения города.
3) Закрепить знание городских учреждений, достопримечательностей города Балаково.
4) Закрепить знание видов транспорта родного города.
5) Закрепить значение сигналов светофора, правила дорожного движения и поведения
в общественном транспорте.
6) Закрепить знание герба города Балаково.
7) Закрепить умение составлять слово из отдельных букв.
Метапредметные задачи:
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о родном городе Балаково.
Предметные задачи:
1) Учить находить и показывать на карте города реки, районы города.
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о родном городе Балаково.
Предметные задачи:
1) Учить находить и показывать на карте города реки, районы города.
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о родном городе Балаково.
Предметные задачи:
1) Учить находить и показывать на карте города реки, районы го
Тема: «Мой родной город».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
на тему: «Мой любимый город».

«Малая родина все равно большая,
Ведь она единственная».
Ж. Ренар

Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, расширение и углубление знаний детей о своем родном городе Балаково.
Задачи:
• Воспитание гражданина и патриота своей страны;
• формирование нравственных ценностей;
• расширение и углубление знаний детей о своем родном городе Балаково;
• продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города;
• закреплять знания детей о названиях улиц родного города;
• прививать любовь к искусству и родной природе.
• обогащать и активизировать словарь;
• закрепить умение детей правильно раскрашивать герб города Балаково на листе бумаги.
Предварительная работа:
• Рассматривание фотографий по теме: «Старый и новый город Балаково», «Достопримечательности Балаково» (Обсуждение).
• Беседа об архитектуре города, реке Волге, Гербе.
• Игра « Путешествие по родному городу».
• Чтение и разучивание стихов.
• Прослушивание песен о Балаково.
Словарная работа: музей, Обелиск, памятники архитектуры; промышленность, Балаковка, герб, степь, судоремонтные мастерские, небольшие заводики, микрорайоны.
Материал: Фотографии «старого» и «нового» г.Балаково, реки Волги, предприятий, достопримечательностей города, Герба Балаково, раскраски для детей с изображением Герба города Балаково.

Ход НОД.
1. Организационный момент:
Звучит песня «Россия, Россия, ты моя судьба».
Воспитатель: – Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Правильно, ребята.
Мы с вами живем в большой и прекрасной стране Россия. Мы россияне. И Россия – наша Родина, наш большой, общий дом.
Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатой историей, ее трудолюбивыми и талантливыми людьми.
Но у каждого из нас есть и своя малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
Для кого-то малая Родина – небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица дворик с качелями, песочницей и горкой. У каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все в жизни человека.
2. Дети читают стихи:
 Родина – для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами Родин.

 Тех, что с буквы прописной
Высоко не величаем,
А сторонкою родной
Отчим краем называем.
3. Знакомство с городом. Воспитатель: – Ребята, как называется город, в котором мы живем? (Балаково).
– А сейчас я предлагаю вам узнать много нового о нашем городе. Вы согласны? (Дети: да).
Воспитатель – В нашем городе много интересных мест, которые называются достопримечательностями. Какие достопримечательности нашего города вы знаете? (Дом – музей И.В.Чапаева, музей истории г.Балаково, усадьба Мальцевых, памятники и аллея героев, Ледовый дворец, городской парк, драматический театр имени Е. Лебедева, бассейны «Альбатрос» и «Дельфин», Обелиск).
(Показ достопримечательностей на презентации).
Воспитатель – А теперь, ребята, давайте вспомним улицы нашего города (ответы детей: улица Ленина, Факел Социализма, Комарова, Набережная Леонова, Титова и т.д.).
У нашего города есть гимн. Давайте его послушаем. (Звучит песня – гимн г.Балаково).
4. Д/и «Букет красивых слов».
– Ребята, давайте соберем букет из красивых слов. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и ставит цветок в вазу (молодой, современный, зеленый, красивый, большой, маленький, добрый, любимый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный).
Воспитатель – Вот какой красивый букет мы с вами собрали.
5.Теперь я вам расскажу немного из истории города Балаково.
Вы живёте на берегу очень красивой реки – Волге. 14 декабря 1762 года Екатерина II проезжала мимо села Балаково, который ей очень понравился, и она издала указ, чтобы люди заселялись в эту местность из других населенных пунктов и поселений. Вокруг Балаково были необъятные степи, которые давали богатые урожаи пшеницы. В селе Балаково были большие базары, где торговали в основном пшеницей и поэтому село часто называли «хлебной столицей». Хлеб отсюда увозили в Москву, в другие города. Пшеницу вывозили на пароходах и баржах. Их нужно было периодически ремонтировать, так в Балаково появились судоремонтные мастерские, небольшие заводики. Росту и развитию села способствовали его выгодное географическое положение и благоприятные природные условия. Река Балаковка и большие рукава Волги образовывали заливы, удобные для причала судов во время навигации и стоянки их зимой. Благодаря Волге Балаково уже тогда имело связь со всеми центральными губерниями России. К 1913 году село значительно расширило свои границы, в несколько раз выросла его промышленность, и Балаково было преобразовано в город. Балаково полтора века шёл к своему сегодняшнему статусу.
В последние десятки лет в Балаково появились новые микрорайоны, новые предприятия, такие, как «Химволокно», «РТИ». Основными отраслями промышленности стали химическая, машиностроительная, энергетическая, пищевая.
Ныне город Балаково даёт стране целлофановую плёнку, полипропиленовое волокно, серную кислоту, запасные части, резинотехнические изделия, минеральные удобрения, строительные конструкции.
Город продолжает расти и развиваться. В Балаково много учреждений культуры, спортивных сооружений, парков отдыха. Главной улицей города стал судоходный канал, который разрезает город на две части.
Существует три предположения о происхождении названия города:
1. от слова «балакать» – говорить: уж очень говорливый здесь поселился народ;
2. от татарского слова «балык» – рыба: не секрет, что одними из первых, кто здесь поселился, были рыбаки;
3. от слова «бурлак»: здесь часто останавливались те, кто тянул по Волге за лямки корабли.
Воспитатель – У каждого города есть своя символика. И у нашего города Балаково тоже есть. Это Герб. Рассмотрите его внимательно.
(Далее воспитатель по порядку показывает изображения герба, просит детей их назвать, сам поясняет что изображено и объясняет значение того или иного изображения).
– В Гербе изображена плывущая ладья с золотым снопом, символизирующим историческое значение города как большой хлебной пристани на Волге. Восходящее солнце отражает реалии нынешнего дня – наличие Саратовской ГЭС и Балаковской АЭС, дающих городу статус крупнейшего энергетического центра на Волге. В левой вольной части – герб Саратовской области (три положенные в вилообразный крест стерляди в лазуревом поле).
– Герб – это не только маленькая информация о городе и районе, это то, чем город гордится.
– И так, чем жители нашего города гордятся? (Гордятся своей историей, рекой Волгой и ее богатствами, предприятиями, чистотой и красотой города).

6. Физминутка
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то – небольшой, –
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны).
7. Игра. Воспитатель – а теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру «Да-нет».
 Наш город называется Россия? (Нет)
 На Гербе нашего города изображено дерево? (Нет)
 Есть ли в нашем городе музеи? (Да)
 В Балаково течет река Волга? (Да)
 Есть ли в нашем городе Ледовый дворец? (Да)
 Есть ли в нашем городе цирк? (Нет)
 Есть ли у нашего города Герб? (Да)
8. Воспитатель – А теперь послушайте стихотворение про г.Балаково:
В Балаково мы родились.
В Балаково мы живем.
Здесь друг с другом подружились.
Вместе в школу мы идем.
Будем хорошо учиться,
Лишь пятерки получать.
Чтобы сказке нашей сбыться
Городу – столицей стать!
– Город наш называют Волжской Венецией. И не зря. Здесь протекает великая русская река Волга. А маленьких речек и озер не перечесть.
Обойди хоть сто дорог,
обогни планету.
Невелик наш городок,
а дороже нету.
Ветерком несет с реки,
стынет вечер близкий.
Балаково – город мой,
с детства сердцу близкий!
Воспитатель – Дети, какие вы молодцы! Хорошо знаете, любите наш город.
9.Рефлексия:
1) – Что сегодня нового вы узнали о родном городе?
2) – Что понравилось вам из нашей экскурсии?
3) Какие трудности вы испытывали сегодня на нашем занятии?
Наш город Балаково – уютный, красивый, в нем живут замечательные люди. Я уверена, что вы будете достойными продолжателями культурных традиций нашего города.
А еще: художники нашего города прислали по почте каждому из вас вот такую раскраску – герб нашего города, раскрасьте его правильно и красиво.

МЕТОД.РАЗРАБОТКА НОД МОЙ РОДНОЙ ГОРОД СТАР.ГР.docx