мбоу ул город Димитровград

Автор: Парфенов Иван Александрович
Предметное содержание географии в рамках реализации ФГОС третьего поколения

Широкое понимание нового образовательного результата нашло своё отражение в сформулированных требованиях ФГОС. Главной задачей учителя становится создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников (системно-деятельностный подход), ведущую к новым образовательным результатам – формированию УУД. «ФГОС основного общего образования предполагает серьёзные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования — формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире».
Впервые в программе по географии помещено тематическое планирование, в котором содержатся требования к деятельности. «На основе географических знаний предмет способствует личностному самоопределению школьника, развитию мышления, гармонии с собой, а также с территорией и населяющими её людьми, с их социальными, культурными, национальными, духовными особенностями».
Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деления предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет.
В результате происходит обновление не только содержания географического образования, но и самой структуры предмета. «Новизна новых учебных программ курса \»География\» заключается в отражении идеи интеграции географических знаний, пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе \»человек – природа — общество\» от локального до глобального уровней познания».
Каким образом происходит обновление предметного содержания в нашей школе? Одно из слагаемых эффективности реализации основной образовательной программы ОУ и образовательного процесса в целом определяет грамотный выбор УМК. В январе 2015 года проучившись на курсах по теме «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС», мною был сделан выбор в пользу УМК Вентана-Граф. В 2015-2016 учебном году впервые приступив к обучению в 5-х классах по ФГОС было большим плюсом иметь уже общее представление о структуре и содержании данного УМК. Линия учебников издательства Вентана-Граф под общей редакцией В.П. Дронова входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Современные линии учебных пособий созданы в соответствии с ФГОС и с опорой на лучшие традиции отечественной географической школы. УМК включает в себя учебники, рабочие тетради, методические пособия, рабочие программы, технологические карты, атласы, контурные карты, диагностические тетради, а также электронную форму учебников на платформе LECTA. Проектная деятельность и рубрика «Школа географа-следопыта» помогает учителю обеспечить реализацию практико-ориентированной направленности образовательного процесса. Уже с первых уроков школьники получают возможность строить модели, проводить опыты, конструировать самодельные приборы, с помощью которых проводятся наблюдения. Разноуровневые вопросы и задания, проектная и исследовательская деятельность, как в урочное, так и во внеурочное время позволяют каждому ученику реализовать свои возможности. В этом учебном году в нашей школе для пятиклассников реализуется программа внеурочной деятельности по географии «Школа географа-следопыта», которая развивает познавательные способности учащихся и формирует УУД. Данная программа вызвала у ребят повышенный интерес к изучению географии. Ключевая задача – научить учиться, может быть выполнена только при наличии занимательного и актуального содержания. Большое внимание в УМК «Алгоритм успеха» уделено развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся, познавательного интереса к объектам и процессам окружающего мира, а также изучению своей местности и приобретению навыков по применению конкретных географических знаний и умений на практике. Рубрика «ВидеоГеография» значительно повышает познавательный интерес школьников к предмету.
Важно понимать, чем географическое мышление отличается от всего остального, с чем мы привыкли сталкиваться в обычной жизни. В первую очередь это мышление, которое кладёт свои суждения на карту, без карты нет географии! Связанное и комплексное мышление у школьников можно формировать, используя в образовательном процессе всё разнообразие карт – настенных, интерактивных, анаморфированных и других. Важнейшие личностные результаты обучения географии, кроме урочных занятий, формируются благодаря участию обучающихся в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах, проводимых РГО (например, с 2015 года учащиеся 5-11 классов нашей школы принимают активное участие во Всероссийском уроке «Арктика – фасад России»). В этом учебном году ученики совместно с родителями смогут принять участие в III Всероссийском географическом диктанте.
Настоящим прорывом в географическом образовании можно назвать появление Концепции развития географического образования в РФ. «Новая концепция географического образования в России подразумевает множество нововведений, в том числе: изменение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); усиление практической направленности занятий и введение в 8-9 классах дополнительного курса «географии родного края» с сохранением общей географии; в 10 – 11 классах введение географии как обязательного урока на базовом и углублённых уровнях по два и три часа в неделю соответственно; введение географии в список обязательных предметов в 9 и 11 классах для патриотического воспитания молодежи».
Подготовить учащихся к осознанной, самостоятельной деятельности в многообразной географической среде невозможно, используя только уроки. Огромные возможности для воспитания и развития подрастающего поколения предоставляет внеурочная деятельность: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления можно развивать через географию.

Предметное содержание географии в рамках реализации ФГОС третьего поколения.docx