Конспект НОД по экологии и экспериментированию с водой в старшей группе

Автор: Панжина Наталья Владимировна
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
Задачи:1. Образовательные:
1. Ознакомление детей со свойствами воды:
— отсутствие цвета и запаха;
-отсутствие вкуса;
— отсутствие собственной формы;
— прозрачность;
— вода может растворять вещества,
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
2. Воспитательные:
Развивать социальные навыки:
1. Умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;
2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
3. Прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающие:
1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Используемые технологии: технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка).
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему \»Вода\».
3. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал (на каждого ребенка): 3 стакана (в 1-вода, во 2-сок, 3-пустой), чайные ложки, сахар, трубочки.
— иллюстрации с изображением человека, растения, животного, птицы, рыбы
— глобус, магниты.

Организационный момент: загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
— А что такое глобус?
(Глобус — это модель Земли.)
— Правильно, дети, глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
— А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
— Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Есть океаны, моря, реки, озера, родники.
— Воду в океане можно назвать океаническая. А воду в реке как можно назвать? – речная. А в море? – морская.. В озере? – озерная. В роднике – родниковая. А в болоте? – болотная.
— А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Как вы думаете, почему? Правильно, в морях, в океанах, вода — солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели
. А людям употреблять такую воду невозможно, им нужна вода какая? пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
— Правильно, пресная вода — это вода без соли.

Посмотрите, ребята, около глобуса лежат капельки. Может, они непростые?
На капельках загадки, отгадки на картинках прикрепляются к доске :
1. Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3. Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)

4. У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)

5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

6. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).

На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)

В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. (Иней)

Воспитатель: Молодцы, ребята! О чем все эти загадки? Правильно, о воде. Вода во всех загадках одинаковая? А чем она разная? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.
1. Жидкое состояние. Это-дождь, капелька, роса, ручеек и т.д..
2. Газообразное состояние.
Это пар, облака, туман. В воздухе, который мы вдыхаем и выдыхаем, тоже есть вода.
3. Твердое состояние
А если мороз? Тогда вода будет твердой – это снег, лед, иней.
Воспитатель: А кому на Земле нужна вода? Давайте порассуждаем. Вот на столе лежат карточки. Вам нужно будет выбрать одну из них и объяснить, зачем этому объекту нужна вода.
Дид. игра «Кому и зачем нужна вода?» Дети выбирают карточки и объясняют кому и зачем нужна вода. (Животным, растениям, человеку и т.п..)
Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле.
Физминутка
Тихо плещется вода (волнообразные движения руками перед собой)
Мы плывем по теплой речке.(имитация пловца)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох
Сядем, чтобы нос обсох.
Воспитатель: Приглашаю вас, ребята, отправиться в лабораторию, чтобы узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
— Проводят опыты.
Воспитатель.
— А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Сейчас ребята мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства.
ОПЫТ 1- вода – это жидкость, она льется
У вас на столе два стаканчика: один с водой, второй пустой.
Мы перельем аккуратно воду в пустой стаканчик.
Льется вода? Почему льется?
Вывод: Вода жидкая, она льется. Вода – это жидкость.
ОПЫТ 2 — вода не имеет цвета.
— Посмотрите внимательно, вода какого цвета?
-Есть у воды цвет? Как вы думаете?
-Так, что мы можем сказать о воде?
Какая она, если она не имеет цвета?
Вывод: Она бесцветна.
ОПЫТ 3 — вода не имеет запаха.
— Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?
-Правильно.
Вывод: вода не имеет запаха.

ОПЫТ 4 — вода прозрачная.
-У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите ложечку в стакан с водой,
-Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане?
-Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?
-Молодцы, ребята! Правильно ответили.

Вывод: Вода прозрачная.
ОПЫТ 5 — вода не имеет вкуса.
-А теперь вы возьмете трубочки ,попробуете
воду и скажете, какой вкус у воды?
Есть ли у воды вкус?
В третьем стаканчике сок. Попробуйте его на вкус с помощью трубочки.
Сок имеет вкус? А вода?
-Правильно.
Вывод: вода не имеет вкуса .
ОПЫТ 6– что мы можем сделать, чтобы у воды появился вкус?
У вас на столе есть кусочки сахара. Если мы добавим их в воду, она будет какая? (сладкая) А если соль, какая будет вода?
Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы его положим в воду. В воду положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?
Дети: сахар растворился в воде. Вода является растворителем для сахара.
Вывод: — вода – растворитель.
Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали, давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились
Заключительный этап
Воспитатель: Вода — добрый друг и помощник человека.
Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Как мы можем беречь воду? — Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
— А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

А в заключение я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой
«Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Воспитатель:

«Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить. Ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды –
жить нельзя нам без …воды!».
Молодцы ребята! Наше занятие окончено.

Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе.docx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *