Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста

Автор: Тищенко Анна Александровна
Ход естественной эволюции нарушает образ жизни современного человека в процессе активного воздействия на биосферу. По мнению многих ученых выход из экологического кризиса на основе технических средств затруднен. Возникшие экологические проблемы, возможно, решить, только формируя экологическое мировоззрение в обществе, повышая экологическую грамотность и культуру населения.
Вот почему особой остроты, особенно в современной школе, начиная с начального общего образования, требуют вопросы экологического воспитания подрастающего поколения, что связано с тотальной экологической безответственностью.
Проблема экологизации и взаимоотношений человека с окружающим миром не нова. В начале XVII столетия Коменский Я.А. в своем научном труде «Великая дидактика» сделал акцент на природосообразности всех объектов, указав на связь процессов, протекающих в обществе, взаимосвязаны с процессами природы. Его научный труд обозначен эпиграфом «Пускай все протекает свободно, не применяя насилия». По мнению ученого, человек выступает частью природы, которая развивается по определенным закономерностям, что заставляет человека и общество подчиняется этим законам.
Гумбольдтом А., Дистервегом А., Коменским Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.-Ж. и др. впервые был раскрыто значение природы в экологическом и нравственном становлении ребёнка. В отечественной науке идея нравственного воспитания средствами общения с окружающим миром нашла свое отражение в исследованиях Огородникова В.Г., Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д. и др.
Ведущие концептуальные идеи экологического воспитания подрастающего поколения раскрыты в исследованиях: Зверевой И.Д., Захлебного А.Н., Суравегиной И.Т. и др. [2].
Виноградовой Н.Ф., Мироновой А.В., Плешаковым А.А., Симоновой Л.П. и др. обозначены особенности формирования у обучающихся начальной школы любви и бережного отношения к окружающему миру.
В педагогике применимы два подхода: «экологическое воспитание» и «экологическое образование», которые тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют друг на друга. Сущностью обозначенных процессов выступает обретение младшим школьником осознания и понимания ценности природного мира, взаимообусловленности и диалектической связи всего живого на Земле и человека.
Экологизация образования затронута в многочисленных исследованиях (Гирусова Э.В., Горелова А.А., Лось В.А., Новикова П.Б., Урсула А.Д., Комарова В.Д., Кочергина A.M., Маркова Ю.Г. и др.) отражающие социально-философские концепции экологического образования и пути его решения чрез системный подход, теоретический и практический анализ эволюции взаимоотношений человека к природе.
Начальная школа – это значимый этап в развитии личности, экологического воспитания, познавательно-эмоционального и практического отношения к окружающей действительности, расширенного накопления знаний о внешнем мире.
В исследованиях Стаценко В. и Петрова Г. возраст 7-11 лет считается значимым этапом в формировании экологического сознания, что определяется качественным скачком в развитии, который предопределяет дальнейшее формирование у учеников начальной школы осознанно-ценностного отношения к миру природы.

КПТ ОСЖ.docx