Родительское собрание “Адаптация детей раннего возраста к

Автор: Толенкова Валентина Александровна
Цель: Познакомить родителей между собой, научить их партнерским отношениям друг с другом и воспитателями, провести интерактивную игру по теме: «Адаптации малышей в детском саду». Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.
В ходе проектирования были поставлены задачи:
Выработать оптимальный стиль общения и воспитания для каждого ребенка с учетом стиля воспитания в семье (гармонизировать стили общения и требования, предъявляемые родителями и воспитателями).
Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания, развития, адаптации к
ДОУ.
3. Привлечь родителей к сотрудничеству со специалистами детского сада через использование новых организационных форм.
4.Повышать педагогическую компетентность родителей.
Задачи:
Образовательная:
1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей
1,5-3 лет.
2. Рассказать об особенностях данного периода развития.
Воспитательная:
1. Показать различные способы и приемы в воспитании детей данного возраста.
Развивающая:
1. Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.
2. Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.
Материалы:
Выставка методической литературы; памятки для родителей, анкеты.
«Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. В
детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё долгих пять лет.
Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями
группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое
позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».
А сейчас для знакомства друг с другом мы сыграем в игру.
Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг
друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю всем познакомиться. Для этого
мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы».
Сначала посмотрим кого у нас больше девочек или мальчиков:
Первая группа – родители девочек.
Вторая группа – родители мальчиков. Правила игры:
О себе ты расскажи.
Соседу руку протяни
И улыбку подари. (Предлагает всем родителям встать в круг. Начинает игру воспитатель.
Рассказывает о себе: представляется, говорит о своих интересах. Закончив свой рассказ, воспитатель берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее
по кругу, пока все не расскажут о себе. По окончании игры образуется закрытый круг, то
есть все, присутствующие держатся за руки. Воспитатель говорит о том, что закрытый круг и
крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель – воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни).
Мы с вами поиграли, познакомились и теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам
Тема нашего сегодняшнего разговора – это «адаптация ребёнка к условиям детского сада».
– что же такое «адаптация»?
– По другому – это «приспособление».
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
Проблемы адаптации ребенка к детскому саду тесно связаны с проблемами адаптации родителей и всей семьи к дошкольному образовательному учреждению. Мама девочки трех с половиной лет так охарактеризовала ситуацию затянувшейся адаптации: «Мы плачем, мы не хотим ходить в детский сад!»
Ребенок идет в детский сад — это не просто событие, поскольку является третьим нормативным стрессом для семьи (первый нормативный стресс для семьи — свадьба, а второй — рождение ребенка). Надо понимать, что этот стресс, так или иначе, отражается на всех членах семьи. У родителей могут вдруг ожить давно забытые детские обиды, ощущения и даже запахи. Заметим, что чаще всего семья в этот период переживает и первый критический период (он наступает между 3-м и 7-м годами существования семьи и продолжается в благоприятном случае около года), который выражается в росте разногласий во взглядах, учащении проявлений отрицательных эмоций, росте напряженности в отношениях и возникновении чувства неудовлетворенности. На таком вот неблагоприятном семейном фоне протекает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Кроме того, поступление ребенка в детский сад является и своеобразным тестом на определение семьи как функциональной (здоровой) и дисфункциональной (не здоровой). Если ребенок не справляется с проблемами адаптации, то мы должны понимать, что семья этого ребенка в данный период жизни становится дисфункциональной и нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержке.
Различают не сколького этапов адаптации:
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Вы должны одобрять такие действия малыша, подбадривать его улыбкой, жестами.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода: легкая адаптация (до 15 дней), адаптация средней тяжести (15-25), тяжелая адаптация (более 25 дней). Разберём каждый из них.
Что такое ЛЁГКАЯ АДАПТАЦИЯ
– Это когда ваш Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо.
– смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается.
-легко вступает в контакт сам по собственному желанию, может попросить о помощи.
– умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу.
– у ребёнка настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются.
– когда ребёнок придерживается установленных правил поведения, нормально реагирует на замечание и одобрение,
-когда он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ.
-Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений.
-Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.
-На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ.
-Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей.
– Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.
– Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ АДАПТАЦИЯ.
-С ребёнком не удаётся установить контакта.
-Родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.
-Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах.
От чего же зависит то, что у одного ребёнка адаптация проходит в лёгкой форме, у другого в более тяжёлой?
Привыкание детей зависит от нескольких факторов: здоровье ребенка; навыки самообслуживания; соблюдение режима дня; возраст ребенка (наиболее благоприятный период 1 год 8 месяц – 2 года; после 3 лет).

Родительское собрание.docx