Автор: Ольга Александровна Власова
Организация инновационных педагогических технологий в соответствии с ФГОС
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновации, со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи.
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии — все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
Переход к полноценному инновационному ДОУ непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае, возможно, будет перевести ДОУ из функционирующего в развивающееся и развивающее. При этом необходимы особые управленческие действия руководителя по подготовке коллектива к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры.
В нашем толковании понятия «инновационная культура»- это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность, способствующая развитию профессиональных качеств и навыков.
Управлять инновационной деятельностью ДОУ — значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
Контингент педагогов ДОУ представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм. Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно, поэтому возникла необходимость подготовки педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность.
Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований. В результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОУ.
Однако, анализ сложившейся ситуации в деятельности нашего дошкольного учреждения работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем:
-отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;
-недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов;
-отсутствие мониторинга качества и эффективности внедрения.
Перечисленные проблемы не могли быть решены в одночасье.
В данной работе важна последовательность действий и постепенность в решении задач. Поэтому мной, совместно со старшим воспитателем, был разработан план методического сопровождения инновационной деятельности, состоящий из 6 задач.
1 задача «Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности»:
Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогли нам правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности педагогов к восприятию новшеств. Важно было оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.
1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте.
Восприимчивый к нововведениям педагог:
-стремится внедрить передовой опыт в практику;
-постоянно занимается самообразованием;
-привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
-анализирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными руководителями;
-умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.
2. Подготовленность к освоению новшеств, включающая в себя:
-информированность о новшествах,
-наличие потребностей в обновлении педагогического процесса,
-имеет знания и умения для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.
3. Степень новаторства педагогов в коллективе.
Ученый К. Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.
1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
2. Группа «Передовиков». Педагоги, которые первые осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.
3. Группа «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.
4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.
Педагоги, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, оказывали сопротивление в разной форме. В связи с этим задача старшего воспитателя — формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях.
В результате данной оценки было выявлено, что большинство педагогов готовы к изучению, внедрению и реализации инноваций и обладают для этого потенциалом.
2 задача «Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов»:
Обучение педагогов проводилось через разные формы:
-92% педагогов прошли курсы повышения квалификации;
-86% педагогов прошли дистанционное обучение в АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива» по темам:
«Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»;
«Специфика научно-методической работы в ДОО в условиях реализации ФГОС»;
«Технология образовательного путешествия»;
«Характеристика и особенности применения технологии ТРИЗ в ДО»;
«Характеристика и особенности применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании».
-Участие педагогов ДОУ в обучающих вебинарах и краевых семинаров – практикумов;
-Участие в работе методических объединений района по обмену опытом работы в данном направлении;
-Участие в педагогических и методических советах ДОУ;
-Самостоятельная работа педагогов по изучению данной темы.
3 задача «Создать единую систему мониторинга»:
Систематический анализ результатов инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления образовательным процессом. Совместно со старшим воспитателем, воспитателями и специалистами ДОУ была создана единая система мониторинга, которая обеспечивает необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:
1. Информационный мониторинг — с целью сбора, накопления и систематизации материала в методическом кабинете оформлялась постоянная выставка на тему «Инновационная деятельность в ДОУ»; методический кабинет обеспечивался литературой в рамках инновационной деятельности, использовались интернет ресурсы, подписные издания.
2. Управленческий мониторинг — с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений сформирован «Банк информации о педагогах» в него входят: карта «Характеристика инноваций и нововведений», «Информационная карта педагогов», «Участие в конкурсном движении»
3. Психолого-педагогический — выбран набор психолого-педагогических методик, позволяющих собрать информацию о динамике развития ребенка. Эта информация размещается в индивидуальной карте развития ребенка, которая дает возможность выявить проблемы и наметить пути дальнейшего развития ребенка;
Для родителей проводилось анкетирование, направленное на изучение отношения родителей к инновационной деятельности в ДОУ.
Для педагогов предлагался вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации инновационной деятельности.
4 задача «Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов»:
В связи с инновацией в дошкольном образовательном учреждении повысилась материально-техническая база дошкольного учреждения.
Проанализировав состояние развивающей предметно — пространственной среды в группах, выяснилось, что она в целом соответствует требованиям ФГОС и основной образовательной программе дошкольного образования, возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Наша задача состояла в том, чтобы развивающую предметно — пространственную среду в группах, направить на решение задач работы с детьми, родителями, педагогами, которая позволит:
— расширять жизненное пространство детей;
— подбирать игры в соответствии с индивидуальными характеристиками ребёнка и задачами развития;
— способствовать приобретению коммуникативного опыта при общении с людьми разного возраста (взрослыми и детьми).
— определить отдельное пространство со специально организованными зонами и помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.
— сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда могла носить как универсальный, так и тематический характер. Позволила быстрее и качественнее разрешать проблемы, связанные с возрастными особенностями детей.
5 задача «Выявить и распространить инновационный опыт»:
Результаты инновационной деятельности распространялись через: работу методических объединений района, публикации и статей в блогах педагогов и официальном сайте ДОУ, разработка и защита проектов, рекомендаций, материалов, участие в конкурсах различного уровня.
В мае 2017 году на районном конкурсе «Ярмарка педагогических инноваций — 2017» мы представили проект «Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»;
Воспитатели ДОУ поделились своим опытом работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» на заседании районного методического объединения подготовительных групп в 2018 году, которое проходило на база нашего учреждения.
В декабре 2018 воспитатель Москаленко Е.В. приняла участие во Всероссийском конкурсе имени Л.С. Выготсткого, где поделилась проектом «Использование приемов мнемотехника в развитии связной речи у детей». По итогам конкурса в марте 2019 года, она вошла в 500 лучших российских проектов.
В марте 2019 года воспитатель Ковтун Е.Г. приняла участие в педагогическом фестивале инновационных идей «Ступени мастерства-2019» в г. Буденновске, где свои работы представляли педагоги четырех районов: Буденновского, Левокумского, Нефтекумского и Степновского. Она представила свою методическую находку «Применение триггеров для создания интерактивных дидактических игр» в номинации «Новая идея – 2019».
В 2019 году на районном конкурсе \»Ярмарка педагогических инноваций — 2019\» наш педагог представил методическую находку – «Технология развития критического мышления у дошкольников».
Стремление педагогического коллектива повысить качество работы, сделать ее более разнообразной подтолкнуло нас на нововведение: Внедрение основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение».
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства.
Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предлагает выверенные педагогические инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду.
Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений. Подходы дифференцированного обучения, предлагаемые программой, позволяют учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка в группе и добиться лучших результатов образования.
Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. «Вдохновение» предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада,
особенностей детей и их семей. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования.
Изучив текст программы «Вдохновения», её принципы организации педагогического процесса, мы решили подать заявку на включение нашего ДОУ в федеральную программу апробации данной программы и апреле 2019 года на был присвоен статус федеральной инновационной площадки по теме «Модернизация образования в ДОО в соответствии с современными требованиями к качеству ДО на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение»».
29 ноября 2019 года будем рады поделиться своими первыми шагами в этом направлении с воспитателями на заседании районного методического объединения младше-средних групп по теме «Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации».
6 задача «Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов»:
Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы. В нашем учреждении работает определенная система поощрения педагогов.
Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время наш детский сад является:
-сложным организмом, стремящимся к развитию, к новым возможностям;
-создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников, родителей, социума;
-обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности.
СТАТЬЯ.docx