СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 1. Основные принципы дидактической концепции Л. В. Занкова. 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом); 3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний); 4) осознание школьниками процесса учения; 5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости. 2. В чем состоит смысл концепции содержательного обобщения в обучении? Содержательное обобщение – постижение предмета не через его наглядное , внешнее сходство с другими, а через его скрытые взаимосвязи , через противоречивый путь его внутреннего развития. Обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования. Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Данная концепцию связана прежде всего с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе. 3. Содержание этапов формирования умственных действий. Выделяется 6 основных этапов формирования умственных действий, связанных с интериоризацией, обобщением, сокращением и др.: 1. Формирование мотивационной основы действия. 2. Формирование схемы ориентировочной основы действия. 3. Становление материальной (материализованной) основы действия. 4. Формирование действия благодаря громкой речи, когда отпадает необходимость пользоваться ориентирами; вместо них выступают слова, в которых зафиксировано действие. 5. Действие, утверждаемое в речи про себя; сначала речь бывает не очень развернутой, а затем совсем сворачивается. 6. Действия в умственном плане; конечный продукт проявляется в знании, в свернутом виде. Некоторые этапы составляют интериоризацию — переход внешнего действия во внутренний план, а некоторые (6-й этап) непосредственно показывают применение сформированного действия, или его экстериоризацию.

Автор: Ершова Наталия Евгеньевна учитель начальных классов МБОУ Юдинская СШ Пошехонского района Ярославской области

СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.docx