ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Автор: Светлана Пантелеевна Кулешова
Актуальность разработки программы воспитания учащихся в системе общего образования обусловлена необходимостью решения следующих проблем.
Несмотря на то, что в отечественной педагогической науке разработано множество подходов к воспитанию ребенка в системе общего образования, практика современной школы не находит полностью адекватной своим реалиям воспитательной программы.
В сознании школьных педагогов понятие «воспитание» прочно связано с понятием «план» и «мероприятие», что с одной стороны обусловлено бюрократическими издержками управления системой образования, для которой план воспитательной работы – единственный показатель качества, доступный формальной проверке, а с другой – особенностями понимания сущности воспитания самими педагогами. В течение многих лет под воспитанием понимается управление процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеучебной деятельности. При этом воспитательная работа сводится в конечном итоге к набору технологий, разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования (так называемые внеурочные мероприятия). Считается, что, освоив эти технологии и грамотно воспроизводя их, педагог сможет достичь воспитательного эффекта. Многие педагоги по-прежнему продолжают считать, что \”воспитательная система – это приведенная в систему воспитательная работа\”, часто не понимая, что личность невозможно сформировать как простую совокупность качеств. Личность формируется, когда, включаясь в систему отношений, сравнивая и анализируя проявляющиеся в ходе этих отношений системы ценности и жизненные стратегии, ребенок в результате формирует свою собственную систему ценностей.
Любое взаимодействие взрослого и ребенка несет в себе воспитательный потенциал и никогда не является нейтральным. В этом контексте возникает острая потребность вести речь не о технологиях формирования должного набора качеств личности в системе регулярно проводимых воспитательных мероприятий различной направленности, а о формировании воспитывающей атмосферы образовательного учреждения, которая возникает только внутри отношений всех участников образовательного процесса и, прежде всего – отношений ученика и педагога. Фактически любая атмосфера формирует у ребенка ту или иную систему ценностей, вопрос только в том, что именно воспитывает она в детях. Воспитание ожидаемых обществом гуманистических ценностей может происходить в атмосфере, основанной не только на взаимоуважении, доверии и безусловном признании ценности личности, но и на общей, осознаваемой всеми цели, и определяемой этой целью совместной деятельности. Тогда школа сможет вернуть себе статус социального института образования, потому что ожидаемые обществом ценности будут постоянно воспроизводиться в отношениях учащихся и педагогов.
Необходимо признать, что в современной школе детская субкультура существует практически автономно от мира взрослых, что влечет за собой существование параллельного практически независимого от взрослых особого детского пространства ценностей, установок, способов жизнедеятельности и форм общения. В силу общей переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистскую модель и фактическое отсутствие интерактивных форм совместной деятельности с взрослыми, а также недооценки психологических механизмов присваивания детьми нравственных культурных ценностей, произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, другим людям и к себе самому. Значительно снизилась ценность переживаний других людей, безусловной ценностью стали обладать только собственные переживания, вследствие чего в обществе распространяется эгоцентризм, неготовность действовать во благо других людей.
Поэтому в предлагаемом документе речь пойдет о включении детей в мир культуры взрослых путем организации их взаимодействия, основанного на решении реальных и актуальных для детей жизненных задач возраста. Эта сложная проблема во многом связана с решением вопроса о реализации потребности ребенка в идентификации себя с определенной общностью людей. Включение родителей учащихся в организацию воспитательного процесса в начальной школе будет способствовать естественному и эффективному формированию у детей чувства причастности к школе. Использование совместных с родителями форм и принципов взаимодействия будет способствовать формированию особой школьной общности – коллектива педагогов, родителей и детей, объединенных общими целями и ценностями. Целью такого взаимодействия является в конечном итоге функционирование механизма коллективистской идентификации – определенного типа гуманных отношений, когда личностная позиция ребенка сознательно преобразуется или формируется в соответствии с целями и ценностями, выработанными в ходе совместной деятельности с взрослыми.
Таким образом, программа представляет основные подходы к организации совместной с педагогами и родителями учащихся личностно-значимой для детей деятельности, в структуре которой взрослые занимают оправданно высокую позицию, являются примером и наставником. В качестве результата воспитательной деятельности образовательного учреждения рассматривается достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, которое обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых личностных проявлений и обогащает их личный опыт жизненно необходимым содержанием, а именно – формированием личностных компетенций. В этом случае стандартами воспитания являются условия достижения этого качеств, а также требования к необходимому уровню развития личностных компетенций школьников, включая критерии и способы их оценки.
Теоретико-методологической основой разработки Программы воспитания учащихся в системе начального образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностно-мотивационный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. В рамках этого подхода были сформулированы теоретические положения, в совокупности позволяющие разработать научно-обоснованную модель программы воспитания в системе начального общего образования. Л.С.Выготским была обоснована идея о том, что становление межличностных отношений в детских группах подчиняется общепсихологической закономерности развития – переходу от непосредственных форм и способов поведения сначала к внешне, а затем к внутренне опосредствованным формам, возникающим в процессе культурного развития.
Системообразующим основанием для генеза отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому является совместная деятельность – центральный фактор порождения и развития системы отношений ребенка. В теории воспитательных систем (Л.И.Новикова, А.Т.Куракин, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова) деятельностный подход явился методологической основой, в рамках которой были исследованы системообразующие факторы, закономерности, условия и этапы развития воспитательной системы образовательного учреждения.
В теории социальной психологии детства в рамках культурно-исторического деятельностно-мотивационного подхода (В.В.Абраменкова) была исследована проблема происхождения и развития у ребенка гуманных отношений, показано господство интерактивной совместной деятельности как внешнего инструмента овладения гуманными отношениями младшими школьниками. Особый интерес в связи с задачами разработки программы создания воспитывающей атмосферы образовательного учреждения представляют исследования ценностно-смысловой структуры сознания учеников и педагогов, описанные в концепции школьной культуры. Важным вкладом этой теории, имеющим большое значение для разработки программы воспитания в школе, является изучение механизмов становления в сознании и поведении ребенка ценности окружающего мира и в нем – прежде всего ценности другого человека, присваиваемой ребенком в той или иной социальной ситуации развития.
Описанные теоретические положения стали методологической основой для разработки общих рекомендаций по созданию воспитывающей атмосферы образовательного учреждения, которые позволили сформулировать требования к целям и способам организации совместной деятельности педагогов и учащихся, описать условия и механизмы, обеспечивающие формирование в образовательном учреждении особой культуры отношений, способствующих личностному становлению младших школьников.
Теоретические положения культурно-исторического деятельностно-мотивационного подходов стали также и методологическим основанием для разработки программы воспитания личностных компетенций (навыков) учащихся начальной школы. В рамках этого подхода обоснованы психотехнические принципы воспитания: показана возможность достижения реальных результатов в формировании не только умственных действий, но и определенных качеств личности при четком описании условий, этапов, механизмов формирования.
Теоретическим основанием программы воспитания личностных компетенций учащихся начальной школы стала также социально-когнитивная теория, в рамках которой был открыт один из механизмов становления социально-адаптированной личности – механизм самооценивания (самоэффективности) и описана система навыков, составляющих его основу. Эта теория стала опорой для создания обучающих программ по формированию у детей системы социальных и личностных навыков, фактически она является основой компетентностного подхода в психологии. В рамках эмотивно-когнитивной терапии разработана эффективная технология обучение детей, начиная с начальной школы, системе навыков, обеспечивающих формирование реалистических представлений о себе и о мире. С.В.Кривцова, продолжая традиции «навыкового» подхода в психологии, описала экзистенциональные (жизненные) задачи возрастов детства. На основе феноменологического подхода к личности ребенка и экзистенциальных персональных мотиваций разработаны технологии перехода стандартных социальных компетенций в личностные. Этот подход меняет традиционные представления о показателях эффективности воспитательного процесса и диагностике уровня воспитанности школьников. Задача диагностики и коррекции результатов воспитательной работы сводится к задаче распознавания содержания определенных навыков, дефицит которых ребенок демонстрирует в отношениях с другими людьми.
Указанные теоретические положения позволили выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминологии личностных компетенций, а также критерии и способы их оценки у учащихся начальной школы.

Программа создания воспитывающей атмосферы в ОУ.docx