Программа “Играю – развиваясь,двигаюсь -играя”

Автор: Шумиловских Наталия Сергеевна
Содержание коррекционно- развивающей программы «Играю – развиваясь, двигаюсь играя»
Формирующий этап работы проводился нами в период с сентября 2016 г. по сентябрь 2017 г. На этом этапе была поставлена задача: разработать и апробировать коррекционно – развивающую программу « Играю – развиваясь, радуюсь – двигаясь!» . спроектировать и апробировать серию подвижных игр, распределённых по лексическим темам, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Перечень и содержание игр представлены в приложении .
Роль внимания в развитии ребенка определяющая.
Вниманием называют сосредоточенность и направленность психической деятельности человека на определенный момент. Внимание может быть направлено как на объект внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста, состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 25 – 30 минут, тематического планирования семинаров-практикумов по использованию подвижных игр в коррекционной работе с детьми с ЗПР, двигательно-игровых тренингов для родителей по использованию подвижных игр в коррекционной работе с детьми с ЗПР, подборки подвижных игр по лексическим темам, картотеки подвижных игр.
Цель: психолого-педагогическая коррекция нарушений произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития за счет стимуляции их психических процессов позитивной мотивацией с помощью игровой деятельности.
Задачи:
1. Развитие концентрации и устойчивости внимания
2. Развитие переключения и распределения внимания
3. Развитие дальнейшего познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течении всей последующей жизни, понимание того что всем людям необходимо получать образование.
4. Сохранение и укрепление здоровья

Принципы построения программы:
1. Принцип доступности игр для детей данной категории, то есть учёта их психофизиологических особенностей и потенциальных возможностей;
2. Принцип систематичности и последовательности, то есть постепенного усложнения условий проведения подвижных игр и, в дальнейшем, предоставления детям возможности самостоятельного контроля и регуляции игровой активности;
3. Принцип комплексности воздействия, максимального использования различных видов анализаторов (тактильного, слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
4. Принцип интеграции различных образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
5. Принцип опоры на ведущий вид деятельности дошкольников — игру.
6. Принцип опоры на центральную психическую функцию дошкольников — эмоции, то есть эмоционально-положительную мотивацию деятельности, привлекающую детей, обеспечиваемую подвижными играми.
7. Принцип самостоятельности на фоне группового взаимодействия, взаимовлияния детей друг на друга, которое не может обеспечить практически никакой другой вид активности.
Комплекс подвижных игр, которые распределены по лексическим темам, направлен на формирование необходимых для любой деятельности качеств:
– концентрации (в условиях соревновательности) и устойчивости внимания;
– способности к распределению и переключению внимания;
– способности к сосредоточению внимания;
– увеличению объёма внимания;
– развитию наблюдательности;
– развитию быстроты реакции;
– умению соотносить свои действия с действиями окружающих;
– умению планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль;
– активизация познавательного интереса и активности детей.
Психолого-педагогическая коррекция свойств внимания: увеличение объёма, оптимизация распределения, устойчивости, концентрации, переключения в подвижных играх достигается за счет необходимости сосредоточения на:
– сюжетной линии;
– ориентировки на площадке в игровой ситуации, планирования и моделирования дальнейших действий;
– взаимодействия с другими участниками игрового процесса;
– соблюдения необходимой последовательности движений, соотнесения двигательных действий с речевым опосредованием их;
– сосредоточенности на творческом образе: подражании повадкам животных, трудовым и бытовым действиям людей и так далее;
– перехода от одного вида движений к другим (переключение);
Соответствующие плану подвижные игры включались во все виды деятельности и типы занятий, предусмотренные специализированной программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития в течение всего учебного года и в период летней оздоровительной кампании. Подвижные игры подбирались для непосредственно-образовательной деятельности, предусмотренной разделом программы, применялись в качестве отдыха, «передышки» между различными видами деятельности и на дополнительных игровых тренингах. Педагогическим руководством МДОУ для коррекционной группы были выделены дополнительные возможности для ежедневного посещения спортивного и музыкального залов в утреннее ли вечернее время с целью проведения подвижных игр.
Следует раз подчеркнуть, что мы использовали в коррекционно-развивающей работе именно подвижные игры, которые, как и все детские игры, являются побуждаемой инстинктом деятельностью. Поэтому, в отличие от игровых упражнений, игровых заданий и дидактических игр, подвижные игры не применяются для узконаправленного, явно выраженного воздействия на какую-либо нарушенную функцию ребёнка, или на отдельные аспекты этой функции. Полифункциональность подвижных игр тем и уникальна, что позволяет корректировать недостатки развития целостно, оказывая комплексное комбинированное воздействие на организм и психику ребёнка, вовлекая в коррекционный процесс компенсаторные механизмы центральной нервной системы.
Отличительные особенности программы:
Направленность на развитие внимания – в программе большое внимание уделяется работе на повышение уровня объема внимания, а так же концентрации внимания.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей – одной из задач которые ставит перед собой программа является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, потребности в двигательной активности
Направленность на учет индивидуальных особенностей детей – программа направленна на обеспечение благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных физических особенностей детей
Нацеленность на дальнейшее образование программа нацелена на развитие дальнейшего познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течении всей последующей жизни, понимание того что всем людям необходимо получать образование.

Использование подвижных игр в работе по совершенствованию процессов внимания у старших дошкольников с ЗПР предусматривало не только организацию их в педагогической практике каждый день в режиме, предусмотренном программными требованиями (фронтальными или групповыми методами). Важным аспектом нашей работы было дополнительное включение игр в режимные моменты, в разные виды деятельности, а также привлечение к нашему исследованию всех педагогов, работающих с данной коррекционной группой — старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, логопедов, инструктора по плаванию, и членов семей наших воспитанников. Интеграция специалистов ДОУ в рамках организации совместной коррекционно-педагогической деятельности по использованию подвижных игр в работе по совершенствованию произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР началась в сентябре 2016г.
Программа состоит из 10 занятий, подборки подвижных игр по лексическим темам.
Занятие №1 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развитие памяти, внимания
Дефектолог : Добрый день, дети, я рада вас всех видеть. Улыбнитесь мне, друг другу. Я пришла к вам сегодня на занятия не одна, а с мальчиком, который нас приглашает к себе в гости, возможно кто-то знает как его зовут, да, детки, это Петя Пяточкин (герой мультфильма). Он пришел не с пустыми руками, а с различными интересными заданиями, которые помогут нам подготовиться к школе.
1. Игра «Назови свое имя и поздоровайся»
Цель: объединить детей в группу и познакомить друг с другом для дальнейшей совместной работы.
2. Упражнение «Мяч поймай и быстро ответ давай»
Цель: развитие внимания и памяти
Дефектолог: Давайте поиграем с мячиком. Я буду бросать мячик и задавать вопросы, которые принес наш новый друг Петя Пяточкин, кто получит мяч, тот должен дать ответ.
Вопрос:
– Назови номер дома, в котором ты живешь?
– В какое время года твой день рождения?
– Какого цвета у тебя глаза?
– Какую сказку тебе читает мама?
– В какие игры ты играешь с папой?
3. Упражнение «Узнай фигуры»
(у детей на столах бланки с изображением 16 фигур)
Цель: развитие зрительной памяти
Дефектолог демонстрирует иллюстрацию с изображением 5 – 6 фигур. Дети рассматривают 60 секунд. Затем дефектолог забирает иллюстрацию; дети зачеркивают на бланках те фигуры, которые были на иллюстрации у дефектолога.

дефектолог: молодцы, вы быстро выполнили эту задачу. Я предлагаю вам новую игру.
4. Игра «Ухо – нос»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Дефектолог предлагает детям поиграть в игру, дети должны повторять движения, которые выполняет психолог, и проговаривая слова «Ухо» или «Нос» и берется за ухо или нос, а затем пытается запутать.
5. Игра «По порядку»
Цель: развитие устойчивости внимания
У каждого ребенка на столах 10 картинок с изображением (животных, игрушек, бытовых предметов и т.п.). Психолог выставляет на доске 10 картинок (как у детей). Предлагаем детям внимательно рассмотреть и запомнить порядок размещения картинок в течение (1.5-2 минуты). Затем картинки закрывает и просит детей разложить картинки у себя на столах, так как было на доске.
6. Рисование «Что запомнилось из вчерашней прогулки»
Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания

Занятие №2 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развитие памяти, внимания.
Дефектолог : Добрый день, дети, сегодня я опять получила письмо, хотите узнать от кого? Да, детки это письмо от нашего нового друга Пети Пяточкина, он не смог сегодня быть на занятии, но чтобы вы не скучали, передал вам задачу.
1. Приветствие
2. Игра «Чего не стало»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность
Психолог раскладывает на столе 10 предметов, не связанных между собой по смыслу и которые невозможно сгруппировать: расческа, книга, кубик, значок, ложка и тому подобное. Предлагает детям внимательно рассмотреть в течение 2 – 3 минут и запомнить, какие предметы есть на столе. Предлагает детям отвернуться, забирает два – три предмета, а потом спрашивает «Чего не стало?».
3. Игра «Запомни слово»
Цель: развивать словесную – логическую память
Дети стоят в кругу, психолог называет какое – либо слово (например – цветок) и передает клубочек ниток ребенку; ребенок, взяв клубок, повторяет слово, которое назвал психолог и называет какое – либо свое (например: цветок – карандаш). Следующий ребенок повторяет предыдущие слова и добавляет свое слово.
4. Пальчиковое упражнение «Апельсин»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Мы делили апельсин, (пальцы в замок)
Много нас, а он один, (ладони повернуты от себя, пальцы стороны)
Эта долька коту, (пальчики сложить в базовую позицию «котика»)
Эта долька ежу (пальцы в стороны)
Эта долька улитке, (пальцы в кулак, вытянутый средний и указательный, перевернуть на ладонь левой руки правый кулак)
Эта долька для кукушки, (пальцы в стороны, полетать)
А для волка только шкурка! (ладонью правой руки провести по ладони левой руки).
5. Игра «Запомни движение»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания, мелкой моторики
Дефектолог придумывает несложные движения просит детей повторить их за ним под музыку. Когда малыши запомнили, тогда повторяются те же движения в обратном порядке.
6. Игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти
Дефектолог вызывает ребенка и дает ему задание сходить в магазин и купить там 5 – 8 предметов. Ребенок идет к столу – магазину, на котором выложены различные предметы (10 шт). Он по памяти выбирает, кладет в чемодан и несет покупку к психологу. Группа детей проверяет выполнение задания.
7. Прощание.

Занятие №3 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развитие памяти, внимания
Ход занятия:
Дефектолог: Ребята, сегодня на занятия я пришла не одна, а с воспитательницей Пети Пяточкина, которая готовила его к школе и предлагает поиграть в те игры, которые играл ваш друг, когда ходил в детский сад.
1. Приветствие.
Цель: создание позитивной атмосферы, развитие коммуникативных навыков.
Дети стоят в кругу, приветствуют друг друга, поворачиваясь к соседу справа и к соседу слева.
Затем каждый ребенок встает в центр круга, называет свое имя, и имена всех детей по кругу.
2. Игра «Пирамидки»
Цель: развивать логическое мышление и внимание
Снимите со всех пирамидок насадки и смешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Позвольте детям собрать пирамидки так, как им захочется. Если на пирамидку «одеты» различные детали, обратите внимание детей на это.
Еще раз смешайте насадки, помогите детям собрать их правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давайте найдем все кольца. Теперь нам нужны квадратные насадки. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте детям: «Вот это кольцо – большое, а вот это – поменьше, давайте найдем большое кольцо».
3. Упражнение «Алфавитная игра».
Цель: развитие логического мышления, памяти и внимания дошкольников.
Вариант 1.
Дефектолог выбирает какую-либо букву алфавита и просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы. Существует еще один вариант этой игры.
Вариант 2.
Дефектолог повторяет алфавит, и пусть дети придумывают слова на каждую букву. Если на какую-то букву слова не придумываются, ничего страшного, не нужно останавливаться! Здесь важен темп.
4. Игра «Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.
Дефектолог демонстрирует рисунок детской комнаты 1а и предлагает детям запомнить, что изображено на рисунке. Затем показывает рисунок 1б и спрашивает: «Что изменилось в комнате?». Пусть дети попробуют назвать все предметы, которые исчезли или изменили свое место в комнате.

5. Игра «Запрещенное движение».
Цель: воспитывать внимательность, сообразительность, быстрое ориентирование в пространстве, произвольное внимание.
Дети становятся в полукруг около психолога. Договариваются о том, какое движение делать нельзя. Затем, под музыку дефектолог начинает делать движения, которые все должны повторять. Неожиданно психолог делает «запрещённое движение». Тот, кто его повторил, выбывает из игры.
6. Рисование «Любимая игрушка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания и памяти.
7. Прощание.

Занятие №4 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развиваем память, внимание, речь.
Ход занятия.
Дефектолог : Добрый день! Детки, Петя со своим классом отправился на экскурсию, оставив нам книгу, чтобы мы не унывали и поиграли в интересные игры.
1. Приветствие.
Цель: создание позитивной атмосферы, развитие навыков общения.
Дети стоят в кругу, поворачиваются направо, потом налево, говоря своим соседям приветствие. Затем, каждый ребенок становится в центр круга, называет свое имя, другие дети его повторяют.
2. Чтение рассказа «Косточка»
Купила мама сливы и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в комнате, он не выдержал, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать посчитала сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?
Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и тоже сказал:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что кто-то из вас съел сливу, это нехорошо, но не в этом беда. Беда в том, что в сливах косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил через окно.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Дефектолог проводит беседу по содержанию произведения, просит вспомнить отдельные фрагменты, правильно ли поступил главный герой.
3. Пальчиковая гимнастика «Клубника»
Цель: развитие мелкой моторики
Ягодки клубники снимают с пальцев одной руки, затем процедуру повторяют с другой рукой.
Каждую ягодку как будто снимаем с указательного пальчика, безымянного, среднего, мизинца и кладем в тарелку и т.д.
4. Игра «Чей круг быстрее соберется»
Цель: развитие памяти, внимания и ориентировки в пространстве.
дефектолог делит детей на две команды, дети запоминают кто в какой команде; образуют два круга, под музыку бегают и выполняют произвольные движения, когда музыка замолкает, команды образуют свой круг.
5. Игра «Из какого мультфильма эта мелодия»
Цель: развитие наблюдательности, внимания и памяти.
дефектолог ставит мелодии из любимых мультфильмов малышей и спрашивает детей из какого мультфильма звучит музыка.
6. Прощание.

Занятие №5 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развитие памяти, внимания.
Ход занятия:
дефектолог : Добрый день дети! Сегодня Петя Пяточкин пришел не один, а со своим другом Незнайкой. Петя говорит, что его друг все путает, забывает, поможем ему вспомнить то, что он забыл? А для этого нужно выполнить задачи, которые с собой принесли друзья.
1. Приветствие
Цель: сблизить детей, создать положительную атмосферу.
Дети приветствуют друг друга, ласково называя соседа справа, который, в свою очередь ласково обращается и здоровается со своим соседом справа.
Упражнение выполняется по кругу.
2. Игра «Отгадай загадки»
Цель: развитие памяти и мышления
Дефектолог зачитывает загадки малыши дают ответы:
К примеру:
– Черный Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)
– Они обычно для шитья
И у ежа их видел я,
Бывают на сосне, на елке
А называются ….
(Иголки)
3. Игра «Кто знает больше»
Цель: развитие памяти, мышления, внимания
Дефектолог предлагает детям за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, 5 круглых предметов или 5 красных предметов. Проигрывает тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не учитываются.
4. Игра «Узнай фигуры»
(у детей на столах бланки с изображением 16 фигур, предметов).
Цель: развитие памяти, внимания.

Дефектолог демонстрирует иллюстрацию с изображением 7 – 8 фигур. Дети рассматривают фигуры в течение 60 секунд. Затем психолог забирает иллюстрацию, дети зачеркивают на бланках те фигуры, которые были на иллюстрации у психолога.
5. Игра «Запомни движение»
Цель: развитие произвольного внимания
Дефектолог придумывает несложные движения и просит детей повторить их за ним под музыку. Когда малыши запомнили, тогда повторяются те же движения, только в обратном порядке.
6. Рисование «Мое вчерашнее настроение».
Цель: развитие мелкой моторики, памяти и внимания
7. Прощание
Занятие №6 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности у дошкольников, фонематического слуха.
Ход занятия
Дефектолог Добрый день! Малыши, сегодня мы с вами отправимся к Пете в гости, познакомимся с его семьей и, конечно, поиграем в разные игры.
1. Приветствие
Цель: создание позитивной атмосферы, развитие навыков общения.
«Волшебный клубочек»
Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга с помощью «волшебного клубочка», наматывая на палец нить клубка передают его по кругу, не снимая нить с пальца. Таким образом образуют видимую связь между всеми участниками занятия. Как только клубочек добрался до последнего участника, тот возвращает клубочек назад и снимает нить с пальца, следующий повторяет тоже самое, и так до первого участника, пока клубочек не вернется в исходное свое состояние.
2. Игра «Где чей портрет»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания
Дефектолог демонстрирует детям 5 карточек разного цвета и 5 таких же карточек с наклеенными на них портретами людей: младенца, девочки, юноши, женщины, старика. Детям предлагается запомнить пять цветных карточек с наклеенными на них портретами, причем нужно запомнить и предмет, и фон, на котором он изображен. Время запоминания – 10 секунд. Через несколько минут детям демонстрируют цветные картинки без портретов. Дети должны вспомнить, на карточке какого цвета был тот или иной портрет.
3. Игра «Угадай голос»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания
Дефектолог рассаживает по комнате детей или дети становятся полукругом. Выбирается один ребенок – он будет угадывать. Ребенок становится спиной к остальным детям. В это время кто-то из детей пусть скажет короткую фразу или назовет имя ребенка, а тот ребенок, который находится ко всем спиной, попытается угадать, чей голос он услышал. Если голос угадан, то ребенок садится на место, а тот, кто говорил фразу, занимает его место.
4. Игра «Расскажите по памяти»
Цель: тренировка памяти
Дефектолог демонстрирует малышам в течение короткого времени (нужно сосчитать до пяти) какую-нибудь интересную игрушку (куклу, машинку), просит при этом, чтобы дети внимательно рассмотрели ее. Затем прячет ее и задает несколько вопросов о данной игрушке.
5. Игра «Соберите картинку»
Цель: развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

У детей на столах разрезанные картинки. Психолог демонстрирует детям картинку в течение 30 секунд идентичную тем картинкам, что у детей. Собирает образец (первую картинку), и дает задание детям составить картинку из предложенных им фрагментов.
6. Прощание.
Занятие №7 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развитие памяти, внимания
Ход занятия
Дефектолог: Здравствуйте! Петя Пяточкин пришел сегодня со своей любимой книгой. Это книга, где много интересных сказок, а вы любите сказки, а хотите узнать, какие сказки любит наш друг? А чтобы узнать это нам нужно выполнить различные задания, вы согласны?
1. Приветствие
2. Игра «Сказочная викторина»
Цель: развитие памяти, внимания
Дефектолог называет несколько героев сказок и просит детей вспомнить названия сказок, где есть данные герои.
3. Упражнение «Расставьте точки»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, мышления
Дефектолог в течение 2- 3 секунд показывает детям картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закрывает квадрат листом бумаги. Просит детей расставить точки в пустых квадратах, которые лежат у них на столах, как было в предложенном варианте. Заранее нужно приготовить несколько вариантов заданий.

4. Игра «Чего не стало»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности
Дефектолог раскладывает на столе 10 предметов, не связанных между собой по смыслу и которые невозможно сгруппировать: расческа, книга, кубик, значок, ложка и тому подобное. Предлагаем детям внимательно рассмотреть в течение 2 – 3 минут и запомнить, какие предметы есть на столе. Предлагает детям отвернуться, убирается 2 -3 предмета, а потом психолог спрашивает: «Чего не стало?».
5. Пальчиковое упражнение «Замок»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания
На двери висит замок пальцы обеих рук сцеплены между собой «в замке»
Кто его открыть бы смог? потянуть кисти рук в разные стороны, пытаясь расцепить замок
Покрутили, сделать круговые движение кистями рук, не расцепляя замок
Повертели, сделать волнообразные движения кистями рук
Постучали Не разжимая пальцы между собой постучать ладонями друг о друга
И открыли Расцепили кисти рук
6. Игра «Повтори рисунок»
Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности, мелкой моторики рук.
Дефектолог показывает рисунок, дети внимательно смотрят и запоминают его. Затем дефектолог прячет рисунок, а дети рисуют его на листе. (Заранее готовятся 5 демонстрационных рисунков)
7. Прощание.
Занятие №8 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Ход занятия
Дефектолог Добрый день! Ребята, сегодня наш друг Петя так спешил к нам, что не успел сделать все задачи, которые ему задали в школе, поможем ему в этом.
1. Приветствие.
Цель: преодоление психоэмоционального напряжения, налаживание работы группы.
Дефектолог предлагает детям здороваться необычными способами, сначала носиками, потом ручками, ножками, плечиками, спинками, лобиками.
2. Игра «Уменьшилось или прибавилось».
Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Дефектолог раскладывает на стол картинки с изображением предметов из разных групп: например, 3-4 картинки деревьев, овощей, одежды и т.д. Раскладывает картинки вперемешку на столах. Дети должны внимательно посмотреть на них в течение 1-2 минут, запомнить и отвернуться. Затем забрать со стола 4-5 картинок, которые касаются как минимум трех различных групп. Дети должны определить каких картинок не хватает. В нашем варианте можно не только забирать картинки, но и добавлять новые, или же одновременно одни забирать, a другие добавлять.
3. Игра «Картинка помогает слову»
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти
Дефектолог должен подготовить 10 слов и 10 картинок, связанных с этими словами по смыслу. Например: свет, гнездо, дерево, музыка, школа, обед, сад, река, лес; картинки: электрическая лампочка, ласточка, стол, листочек, скрипка, портфель, тарелка, яблоко, волк, щука.
Последовательно зачитывают слова, а дети для каждого слова подбирают картинку, подходящую к нему по смыслу. После того, как все картинки подобраны, предлагают ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на картинки и вспомнить связанные с ними слова. Во время этого можно смотреть на картинки.
4. Игра «Составь рисунок из геометрических фигур»
Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики
Дефектолог раздает детям комплект геометрических фигур на каждого ребенка; три образца рисунков, по 4 копии для каждого, для обмена между собой (всего 12 рисунков)дефектолог просит детей наложить геометрические фигуры на заданный образец (кот, собака, птица).
5. Игра «Повторите за мной»

Цель: развитие фонематического слуха и внимания
Дефектолог выбирает несложный ритм и просит детей повторить его после одного прослушивания. Постепенно задача может усложняться.
6. Игра «Построй конструкцию по памяти»
Цель: развитие памяти
Дефектолог строит из шести деталей конструктора дом. Дети в течение 2 минут смотрят и запоминают. Психолог накрывает конструкцию коробкой и предлагает детям из таких же деталей конструктора составить такой же дом по памяти.
7. Прощание.

Занятие №9 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Ход занятия
Дефектолог Добрый день, ребята! Петя Пяточкин сегодня к нам не пришел, но я думаю, что мы скучать не будем, а поиграем в игры, с которыми нас познакомил Петя.
1. Приветствие.
Цель: преодоление психо-эмоционального напряжения, налаживание работы группы.
Дефектолог предлагает детям здороваться необычными способами, сначала носиками, потом ручками, ножками, плечиками, спинами и т.п.
2. Игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти
Дефектолог вызывает ребенка и дает ему задание сходить в магазин и купить там 5-8 предметов. Ребенок идет к столу – магазину, на котором разложены разные предметы (10 шт.). Он по памяти выбирает, кладет в корзину несет покупку к психологу. Группа детей проверяет выполнение задания.
3. Игра «Угадай голос».
Цель: развитие фонематического слуха, внимания.
Дефектолог рассаживает малышей в комнате. Выбирается один ребенок – он будет угадывать. Ребенок становится спиной к остальным детям. В это время кто-то из детей должен сказать короткую фразу, например: «Сегодня очень жарко», а тот ребенок, что находится ко всем спиной, пытается угадать, чей голос он услышал. Если голос угадан, то ребенок садится на место, а тот, что говорит фразу, занимает его место.
4. Игра «Расставьте точки»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, мышления
Дефектолог в течение 2-3 секунд показывает детям картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закрывает квадрат листом бумаги. Просит детей расставить точки в пустых квадратах, которые лежат у них на столах, как было в первом. Заранее нужно приготовить несколько вариантов заданий и чистых квадратов.
5. Игра «Чей круг быстрее соберется»
Цель: развитие памяти, внимания и ориентировки в пространстве.
Дефектолог делит детей на две команды, дети запоминают кто в какой команде, образуют два круга, под музыку бегают и выполняют произвольные движения. По сигналу каждая команда образует свой круг.
6. Игра «Бусы»
Цель: развитие внимания и мелкой моторики рук
Дефектолог предлагает детям рассмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы на картинке. В какой последовательности эти фигуры расположены. Просит детей нарисовать бусы, так, как они запомнили.

7. Прощание.
Занятие №10 из программы для старших дошкольников по развитию памяти и внимания
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Ход занятия
дефектолог : Добрый день ребята! Я пришла сегодня не одна, а вместе с вашим другом Петей, мы многому научились за время наших встреч.
1. Приветствие.
2. Игра «Чего не стало»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности
Дефектолог раскладывает на столе 10 предметов, не связанных между собой, которые невозможно сгруппировать: расческа, книга, кубик, значок, ложка и тому подобное. Предлагает детям внимательно рассмотреть в течение 2-3 минут и запомнить, какие предметы есть на столе Предлагает детям отвернуться, забирает два – три предмета, а потом спрашивает: «Чего не стало?».
3. Игра «Вспомни фигypы»
(у детей на столах бланки с изображением 16 фигур)
Цель: развитие памяти, внимания.
Дефектолог демонстрирует иллюстрацию с изображением 8-9 фигур.
Дети рассматривают 60 секунд. Затем психолог забирает иллюстрацию, дети зачеркивают на бланках те фигуры, которые были на иллюстрации у психолога.
4. Игра «Слушай команду»
Цель: развитие внимания, памяти
Дефектолог показывает движения и сопровождает их определенными командами. Дети должны повторить движение, услышав соответствующую команду, несмотря на показ психологом другого движения. После, ведущим может стать ребенок.
5. Игра «Волшебные бантики»
Цель: развитие мелкой моторики
Дефектолог предлагает детям завязывать бантики из разных ленточек, веревочек, шнурков и т.д.
6. Игра «Угадай мелодию»
Цель: развитие слуховой памяти
Дефектолог ставит мелодию из любимых мультфильмов малышей и спрашивает их из какого мультфильма звучит та или иная песенка.
7. Прощание.

Методические рекомендации по использованию программы для педагогов .
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок.
При реализации программы используется интегрированное обучение, проводятся совместные занятия и праздники коррекционной группы и группы детей с нормальным развитием, так как наш детский сад комбинированного типа.
Так как эффективность нашей работы подтверждена проведенной диагностикой, мы рекомендуем ее педагогам для работы с детьми которые имеют задержку психического развития.

Список нормативных документов и научно – методической литературы.
Нормативные документы
Международное законодательство
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.
Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.
Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
Указы Президента РФ
Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Указ Президента РФ от 07.052012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Федеральные законы
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступил в силу с 01.09.2012 г.)
Федеральный закон РФ от 08.05.2010 г. №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие и рабочая тетрадь
Венгер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 1969.
Венгер Л. А. К проблеме формирования высших психических функций / Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1981.
Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. — 1983. — N° 2.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. — М., 2012.
Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. — 1981. — N 3.
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2001.
Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Шматко Н. Д. и др. Программа для специальных дошкольных учреждений. — М., 1991.

программа.docx