Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Автор: Лазарева Лилия Николаевна
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке.
Чтобы избежать перегрузки учащихся на уроке, образовательный процесс организую так, чтобы он носил творческий характер. При творческом подходе к обучению каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

1. Практикую игровые ситуации на уроках, разные формы уроков
— КВНы Урок ОЗОЖ. КВН «Полезные продукты»
— игры Урок ОЗОЖ. Обучающая игра «Учим фрукты,овощи»
Урок окружающий мир. Игра Что? Где? Когда? «Среда обитания животных»
— викторины Урок окружающий мир. Викторина «Жители леса»
Урок ОЗОЖ. Викторина «Витамины»
— ролевые игры Урок окружающий мир. Ролевая игра по теме «Красная книга Саратовской области»
игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка.
— проектно — исследовательскую деятельность Урок окружающий мир.
Проект «Православный праздник Рождество»
Урок ОЗОЖ. Проект «Питание в школьной столовой»
— драматизация диалогов, разыгрывание сценок литературных сюжетов;Урок литературного чтения. Литературная гостиная
«В гостях у Сергея Есенина».
Урок окружающий мир. Драматизация диалога жителей леса.
-урок путешествие
— уроки — соревнования
— групповую форму работы
— работу в парах
— На уроках математики провожу образовательные экскурсии «Пространственные отношения: выше — ниже, наверху – внизу. Сравнение предметов»,
«Число и цифра 3. Состав числа 3»,
«Единицы длины»,
«Нумерация. Четные и нечетные числа»,
«Части фигур» .

Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений. уроков-исследований: «Какой бывает вода?» «Здоровая пища», уроков – поисков: «Зимующие птицы», уроков – экскурсий «Что нам осень подарила?».
Темы уроков окружающего мира, технолгии – богатая почва для занятий проектной деятельностью с учащимися: мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». «Здоровое питание», «Режим дня», «Уход за зубами».
— Уроки ИЗО в форме экскурсий.
2. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому избегаю однообразия, продумываю число видов учебной деятельности на уроке от 4 до 7:
письмо;
чтение;
слушание;
рассказ;
рассматривание наглядных пособий;
ответы на вопросы;
решение задач.

3.Дифференцированное обучение реализую через тетради на печатной основе, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
• Эмоциональная мотивация в начале урока;
• Создание ситуации успеха.
одбираю звуковое сопровождение к урокам — “Звуки природы”, классические музыкальные произведения.

Стиль моего общения с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников, их активности или пассивности на уроках. Использую такой стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.
Практикую разные формы домашних заданий творческого характера домашних заданий (составить задачу, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему, в 4 классе составить презентацию в т. ч. проектная и исследовательская деятельность с применением ИКТ).

5. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса.
Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
Использование дидактического оборудования на уроках развивает моторику руки. Через цвета развивается память.
На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим средством от усталости для детей.

С 1 по 4 класс практикую комбинированные уроки с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением динамической паузы, разучивание физических упражнений.
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
К проведению физминуток я подхожу творчески, стараясь разнообразить их. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручаю проведение физкультминуток самим детям.
Время начала физкультминутки провожу примерно через 20 минут от начала урока на начальном этапе утомления.
Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного напряжения.
Физкультминутки сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;

Практикую физкультминутки:
— расслабление кистей рук;
— массаж пальцев перед письмом;
— дыхательная гимнастика;
— предупреждение утомления глаз.
-двигательные тренинги;
Упражнения стараюсь подбирать в зависимости от особенностей от урока.
Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут.
Для гимнастики глаз имеются презентации для ребят.
Для расслабления частей тела тоже есть интересные анимационные презентации.
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей от урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок.
Пример:
«Капуста». Движения, имитации действий.
Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.
Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.
Пример:
Массаж пальцев перед письмом.
— протирание ладошек;
«Скалка».
— покатать ручку между ладонями;
— покатать ручку между большим и указательным пальцем;
«Игра на клавишах».
По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.
Речевые способности ребенка развивают уроки трудового обучения. Большое внимание этому уделяется и во внеурочной деятельности. Мною составлена программа «Чудо – Мастер».
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания.
Двигательные тренинги без применения и с применением различных подручных средств (ластики, книги, полиэтиленовые пакеты, кусочки ваты, платки, стаканчиков из – под йогурта и т. д.) очень увлекают ребят, способствуют хорошей физической и эмоциональной разрядке и, соответственно, плодотворной работе на уроке.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой сопровождается с изменением позы ребенка.
Основное рабочее место ребёнка в школе — парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, раз в четверть с ряда на другой ряд.

Вывод
Включение в урок здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Эти технологии способствуеют развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам, помогает развитию правильной самооценки или её коррекции в сторону улучшения.

Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.rar