«Обществознание — знаю сам, расскажу другому»

Автор: Валеренко Анна Александровна
«Обществознание — знаю сам, расскажу другому»
В меняющихся экономических условиях общество стало осознавать необходимость внесения изменений в процесс образования на всех ступенях. Введение федеральных образовательных стандартов в школе, нового закона об образовании — достаточно ли этого для изменения мотивации обучения со стороны школьников? Как сделать так, что б вопрос «А зачем мне нужен тот или иной предмет?» не возникал в головах детей, а наоборот, они осознанно подходили к их изучению.
Сейчас общество предъявляет все более жесткие требования к образованию молодежи и в деревне трудностей в школьном процессе больше, чем в школах города.
Согласитесь, актуальным для всех становится поиск дополнительных стимулов в обучении.
1. «Какие должны быть условия обучения, особенно по общественно-научным предметам при изучении которых школьник сможет чувствовать свою будущую успешность, свою будущую интеллектуальную состоятельность и как их создать?» 2. «Как сделать более продуктивным сам процесс обучения?» 3. «Как развить коммуникативную компетентность будущего выпускника?»
Сегодня стало вполне очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что происходит отказ от лобовых методов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности. Вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание реальных воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. В школьном обучении формированию и развитию мотивации и так уделяется очень большое внимание. Но недостаточно именно мотивации будущей профессиональной, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Большинство школьников не может определиться с предметами на ЕГЭ, именно из за отсутствия этой мотивации.
Еще один из поставленных вопросов — это развитие коммуникативной компетентности школьников. Проблема ее формирования стоит очень остро особенно сейчас, когда подростки не выпускают из рук телефоны, когда различные компьютерные гаджеты стали общедоступными. Основными показателями наличия такой компетентности является умение выходить из конфликтных или просто сложных ситуаций, эмоциональная отзывчивость, умение договариваться, оказывать влияние на собеседника словом. Каждый школьник должен быть заинтересован в том, чтоб реализовать себя в социуме, научиться общаться эффективно. Только при прямом общении с людьми разных поколений научишься выходить из неоднозначных ситуаций, где есть возможность проявить и сформировать эмоциональную отзывчивость, понять, что русский язык, литература, обществознание не могут быть заменены в непосредственном общении ничем.
Возникает необходимость в объединении обучения и общественно полезной деятельности.
Одним из вариантов решения части проблем — развитие волонтерского движения среди школьников, особенно среди школьников старшего звена.
Волонтерство — это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемая добровольно, отражающая личные взгляды человека и наличие его активной жизненной позиции. Волонтерское движение является мощным инструментом социальных перемен, культурного и экономического роста как общества в целом, так и школьного в частности. Сегодня школьники старших классов, а так же студенты СПО и ВПО являются наиболее подвижной социальной группой, принимающих участие в решении задач, стоящих перед государством и обществом. Президент нашей страны на сегодня говорит о громадном позитивном вкладе движения и необходимости развития волонтерства в стране.
В сельской местности, по сравнению с городом, необходимость в работе волонтеров — очень большая, да и осуществляется она как правило чаще и обыденнее из-за особенности уклада жизни на селе.
В нашей школе разработан и надеюсь будет реализован волонтерский проект «Обществознание — знаю сам, расскажу другому». Суть проекта заключается в обучении азам права, экономики жителей села, родителей. Основы трудового права, закон о защите прав потребителя, виды социальной поддержки государства, виды судов и правила написания искового заявления, бизнес планирование, политика и общество и многое другое изучаемое на уроках обществознания, напрямую находит свое отражение в жизни. Школьники напрямую будут участвовать в обучении уже в качестве учителей, а учитель — в качестве тьютера. Проект позволит повысить значимость школьников 10-11 классов в школе, дома, да и решение учиться или не учиться в 10-11 классах будет более взвешенное. В реализации проекта будут задействованы школьники 10-11 классов «Удимской №1 СОШ». С уверенностью можно сказать, что организация этой волонтерской акции позволит изменить мотивацию школьников 8-9 классов к изучению дисциплины «Обществознание». Вовлечение школьников в социально-значимую деятельность, повысит активность школьников на всех уроках. Планируется, что все участники проекта покажут возросший уровень коммуникативных навыков.

на конференцию в забелино.docx