«Использование современных образовательных технологий в учебной деятельности»

Автор: Коновалова Ольга Евгеньевна
«Использование современных образовательных технологий в учебной деятельности»

Педагог всегда был центральной фигурой в образовании. В настоящее время, когда перед ДОУ стоит задача воспитания творческой личности, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии и творческих способностей. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагог не будет стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности педагога изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь проводником новой практики.
В ДОУ представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Игровые, здоровьесберегающие технологии и технологии дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс.
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.
Педагог должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация ООД. Педагог строит занятие в соответствии с динамикой внимания детей, учитывает время для каждого задания. Во избежание усталости детей необходимо чередовать виды работ. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на занятиях разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на занятии.
Чтобы не было перегрузки детей, необходимо строго соблюдать объём всех видов заданий.
Педагог должен стремиться вызывать положительное отношение к ООД. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Любой педагог ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на ООД. У каждого педагога есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
Поэтому более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми технологии деятельностного или проблемного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Главными целями введения этого метода являются: развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
На ООД всегда должен присутствовать подводящий к теме диалог: система посильных дошкольнику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ребенка к осознанию темы занятия, а так же мотивирующие приёмы: сказки, легенды, случаи из жизни, шутки, фрагменты из художественной литературы. Например: сказки про цифры, потерявшиеся буквы и др.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Для того, чтобы понять ребенка, его взгляды, точку зрения, обязательны короткие работы, экспресс-опросы (ответы) и их глубокий анализ.
Вывод. Уходит в прошлое практика, когда педагог работает фронтально с целой группой. В своей работе чаще стараюсь организовывать индивидуальные и групповые формы работы с детьми, осуществлять дифференцированный подход, учитывать возрастные особенности ребёнка и особенности его психического и физического здоровья. Стараюсь развивать познавательную и творческую активность через введение в свою деятельность инновационных педагогических технологий. Стараюсь оценивать достижения учащихся с учётом их способностей и возможностей.

Литература
1. Мир природы и ребенок : учеб. пособие для пед. училищ по спец. «Дошкольное образование» / под. ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 2013. – 319 с.
2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Academia, 1999. – 167 с.
3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 304 с.
5. Интернет-источники.

доклад Коновалова.docx