Инновационные технологии по нетрадиционному рисованию

Автор: Чункеева Анаргуль Есенгалиевна
Мастер класс для педагогов по использованию инновационных технологий.
«Современные нетрадиционные техники рисования»
Цель:
Познакомить педагогов с использованием современных нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, кисти для рисования, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов, пена для бритья, клей ПВА, мелкий природный материал, бусины, объёмные глазки.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.
Вступительное слово:
В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.
– целью реализации инновационных технологий является не накопление знаний, умений, навыков, а умение применить полученные знания, умения, навыки в практической деятельности (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!!).
– отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности по достижению цели занятия, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством педагога.
– инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний.
– инновационные технологии – это технологии личностно-ориентированные, т.е. направленные на личностное, т.е. индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного обучающегося. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия для обучения каждого отдельно взятого ребенка с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д.).
– инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.
Я углублённо работаю по творческой теме: «Развитие творческих способностей дошкольников, путём использования нетрадиционных материалов и техник.
Используя в работе современные здоровьесберегающие технологии, одним из направлений является инновационная технология – АРТТЕРАПИЯ.
Направления АРТТЕРАПИИ:
• изотерапия – использует (нетрадиционные техники рисования)
• музыкотерапия
• песочная терапия
• сказкотерапия
• цветотерапия
• глинотерапия, тестопластика
• куклотерапия
Преимущества АРТТЕРАПИИ:
• Активная жизненная позиция
• Преодоление страхов
• Средство сближения людей
• Свободное самовыражение и самопознание
• Положительные эмоции.

АРТТЕРАПИЯ предполагает использование следующих методик:
Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается детьми самостоятельно. На рисование отводится 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор.
Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов подгрупп, и их отношение к друг другу в процессе рисования.
Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, групп, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). по окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя и т.д.
Считаю, что тема достаточно актуальна и востребована. Использование нетрадиционных техник и материалов – это своего рода, инновация в творческо-педагогическом процессе. Нетрадиционные техники позволяют развить у детей интерес, творчество, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.
Цель моей работы с детьми: «Воспитать счастливую, психологически здоровую, творческую личность».
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
• Учит детей свободно выражать свой замысел.
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
• Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

Разрешите, я вам расскажу немного о техниках рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + гуашь
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки;
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• рисование солью, песком, манкой;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• кляксография обычная;
• пластилинография
• граттаж.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Инновационные технологии по нетрадиционному рисованию.docx