Формирование метапредметных умений на уроках русского языка и литературы

Автор: Головач Наталья Михайловна
В новых Стандартах общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.
«Мета» означает «стоящий за, над» – общий для всех предметов. Метапредметные компетенции означают освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Формирование метапредметных компетенций в современной школе опирается на формирование ключевых универсальных учебных действий школьников.
Выделяют следующие метапредметные компетенции:
• ценностно-смысловые компетенции;
• общекультурные компетенции;
• учебно-познавательные компетенции;
• информационные компетенции;
• коммуникативные компетенции;
• социально-трудовые компетенции;
• компетенции личностного самосовершенствования.
( классификация А.В. Хуторского (Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва))
В основе формирования указанных компетенций лежит развитие личностных качеств обучающегося. Какие именно качества подлежат развитию?
1. Когнитивные (познавательные): умение понимать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
2. Креативные (творческие): фантазия, гибкость ума, раскованность мыслей, критичность, наличие своего мнения.
3. Оргдеятельностные качества: умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.
4. Коммуникативные: умение взаимодействовать с другими людьми, умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
5. Мировоззренческие: определение эмоционально-ценностных установок ученика, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, толерантность.
Ключевые компетенции включают в себя следующие умения и навыки:
1. Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь формулировать проблемы и самостоятельно искать способ их решения.
2. Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать и обрабатывать информацию; работать с различными источниками информации.
3. Анализировать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.
4. Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться, включаться в проект; нести ответственность; уметь организовывать свою работу и работу членов группы.
5. Адаптироваться: уметь использовать новые информационно-коммуникативные технологии; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
Для достижения устойчивых положительных результатов применяются следующие методы формирования ключевых компетенций.

Формирование метапредметных умений на уроках русского языка и литературы.doc