Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях внедрения нового ФГОС

Автор: Владимир Александрович Тигров
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия:
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования. Именно об том идёт речь в стандартах образования второго поколения.
Важным моментом является решение проблем и вопросов, связанных с использованием современных технологий в процессе обучения физики, в рамках требований ФГОС.
Попытаемся рассмотреть современные технологии формирования УУД и выбрать наиболее оптимальные для использования на уроках физики.

Образовательные технологии – это комплекс методов и форм обучения, основанный на использовании технических средств и достижений научно-технического прогресса.
Современные образовательные технологии в рамках внедрения ФГОС ООО:
• Проблемное обучение.
• Проектная и исследовательская деятельность
• Информационно-коммуникационные технологии
• Дискуссия
• Технология развития критического мышления через чтение и письмо
• Уровневая дифференциация
• Кейс-технология
Остановимся подробнее на Проблемном обучении.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форум активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
    1) создание проблемных ситуаций,
    2) обучение учащихся в процессе решения проблем,
    3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Выступление на конференции.odt