ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МОДУЛИ, КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Тамара Акуленко
Ставя перед собой вопрос, что же такое профессиональный модуль, хочется протицировать одного из авторов «Учебные циклы основной профессиональной образовательной программы состоят из дисциплин и профессиональных модулей, и профессиональные модули входят в состав только профессионального цикла и состоят, в свою очередь, из междисциплинарных курсов». Как известно, определение учебной дисциплины по сравнению со стандартами прошлого поколения не изменилось (за исключением того, что содержание дисциплины теперь определяется компетенциями), то понятие профессионального модуля является для СПО новым. [2]
Профессиональный модуль (ПМ) – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности, которые также определены в стандарте. [2]
Профессиональные модули имеют в своем составе междисциплинарные курсы, которые включают теоретическую и практическую подготовку, и обязательные учебные и производственные практики (по профилю специальности). Состав модуля состоит из правильно подобранных сочетаний теоретической информации и видов работ практики, которые, дополняя друг друга, позволяют повышать мотивацию обучения и, тем самым позволяют достичь цели обучения – овладения компетенциями (готовности применять полученные умения и знания для успешного решения профессиональных задач).
Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний, умений и практического опыта, отобранных на основе взаимодействия отдельных учебных дисциплин с целью обеспечения единства образовательной программы профессионального модуля. [2 стр 1-2]
Структура МДК направлена на формирование знаний и навыков, которые студент должен получить в результате освоения ПМ. Соответственно МДК нельзя рассматривать как совокупность частей ряда дисциплин.
Учитывая требования ФГОС СПО, учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Контроль текущей успеваемости студентов при модульной структуре курса удобнее проводить с помощью балльно-рейтинговой системы оценивания, так как компетенции имеют разную значимость и оценка, полученная студентом за освоение каждой компетенции, зависит от многих факторов (количества часов, отведенных на ее освоение, сложности и т. д.).
В рамках освоения профессионального модуля и в период прохождения практики возможна организация работы студентов над дипломными проектами, так как обязательным требованием к итоговой аттестации является соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
В перспективе профессиональный модуль может представлять собой самостоятельную программу с обязательной процедурой сертификации.
Модульное реализация образовательного процесса имеет определенные превосходства, среди которых рассматриваются следующие:
– возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований.
– возможность индивидуального обучения для каждого обучающегося и студента исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем интеграции отдельных модулей , с возможностью применения одних и тех же модулей в качестве отдельных элементов сразу нескольких учебных программ.
Хочется отметить, что содержания образования в ФГОС СПО предусмотрено изучение профессиональных дисциплин и модулей только для профессионального цикла образовательной программы, в той его части, которая выводит на непосредственное освоение разных видов деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МОДУЛИ, КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.docx

Управление процессом обучения через контроль знаний обучающихся

Автор: Искакова Ираида Федоровна
Процесс обучения носит двусторонний характер. С одной стороны, обучающимся даются знания, а с другой — устанавливается систематический контроль за усвоенным материалом, это обеспечивает прямую и обратную связь в обучении.
Без контроля знаний нельзя целенаправленно управлять процессом иноязычного обучения, кроме того, он может выполнять функции воспитания и развития. Организация и методика контроля знаний и умений учащихся объективно отражает качество работы учителя.
Использование активных форм контроля знаний показало, что они не только открывают возможности для формирования интереса к предмету, освоению иностранного языка, но и являются средством обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Доклад Ираиды.docx

Особенности применения интерактивных технологий обучения биологии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Автор: Левадняя Марина Александровна
На современном этапе развития образования актуальным становится интерактивное обучение. Дословный перевод с английского слова \»интерактив\» означает \»взаимный\» (inter) и \»действовать\» (act). Понятие \»интерактивный\» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Таким образом, инновационная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие. Интерактивная технология обучения требует полностью изменить существующую структуру урока. Кроме того, подобный режим невозможен без опыта и профессионализма самого преподавателя.
конф интерактив.docx

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки в соответствии с требованиями ФГОС

Автор: Соколова Ирина Петровна
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться.
( слайд 2) Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, в основу которой входит формирование у обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД)
Особенность предмета “Музыка” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере специальные, культурологические, исторические знания и дает ученику материал социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
(слайд 3) Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания. . Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом. Владение универсальными учебными действиями позволяет обучающимся успешно осваивать информацию на всех этапах.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип перехода от деятельности в учебной ситуации — к деятельности в жизненной ситуации.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
(слайд 4)
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
(слайд 5) В рамках предмета “Музыка” для формирования коммуникативных универсальных учебных действий требуются специальные методы: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: “командно-игровая деятельность”, “учимся вместе”.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
(слайд 6) Совместная деятельность школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации; соревнования команд и др.
Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Содержание курса 5-го класса (тема года – “Музыка и другие виды искусства”) раскрывается в двух крупных разделах – “Музыка и литература”, “Музыка и ИЗО”. Тематическое построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи: песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел “Музыка и литература”). Специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел “Музыка и изобразительное искусство”). Данное содержание предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что её окружает: с жизнью, природой, обычаями, стихами, сказками, картинами и многим другим. Кроме того, оно призвано научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и, тем самым, подтверждать их глубинную взаимосвязь.
(слайд 7) Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
• метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
• метод эмоциональной драматургии;
• метод интонационно-стилевого постижения музыки;
• метод художественного контекста;
• метод создания “композиций”;
• метод междисциплинарных взаимодействий;
• метод проблемного обучения.
Названные методы способствуют решению поставленной задачи – формированию коммуникативных УУД (вот несколько примеров).
(слайд 8)

Изучаемая тема Элементы содержания Коммуникативные УУД
Мелодия и слово (раздел “Музыка и литература”) Установление внутренних связей музыки с литературой. Зачем нужен поэтический текст? участие в коллективном обсуждении проблемы;
способность вести диалог;
умение грамотно и точно выражать свои мысли;
петь слаженно в хоре, группе
Музыка и кино (раздел “Музыка и литература”) Определение роли музыки в кинофильмах: музыка воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик. способность встать на позицию другого человека (героя фильма);
использование речи для регуляции своего действия;
участие в коллективном обсуждении
Музыкальный портрет (раздел “Музыка и изобразительное искусство”) Сопоставление произведений музыки и живописи. внимательное, вдумчивое слушание музыки, анализ и обсуждение услышанного;
участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
слушать и понимать речь других
Картины природы в музыке (раздел “Музыка и изобразительное искусство”) Усвоение понятия “музыкальный пейзаж”. Сопоставление общих понятий в музыке и живописи. слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
умение работать в группе;

(слайд 9)
Таким образом, учебный предмет “Музыка” создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений гуманного социума:
• умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание;
• контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения;
• извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.
А также формирует коммуникативные умения специального и культурологического характера:
• совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
• знакомства с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
• самооценки и интерпретации собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизации музыкальных образов.
(слайд 10) До новых встреч!

Формиров коммуникат УУД на уроках музыки в соотв с требов ФГОС.docx

«Интерактивные методы обучения в современном образовании»

Автор: Мотыгина Лариса Васильевна
В этой статье говорится о современных методах и приёмах преподавания предмета \»Музыка\» в школах. Что надо сделать, как построить урок, чтобы заинтересовать современного школьника. Провести параллель между бессмертной классикой и современностью.
Некоторые аспекты преподавания предмета.docx