Проективная методика — коллаж

Автор: Абубакирова Алия Радиковна
Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Коллаж (французское collage, буквально — наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент коллаж был введён кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.).2
Коллаж – это когда на лист бумаги или картона наклеиваются картинки, вырезанные из журнала в свободном порядке. Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать любой тематический коллаж.
Для создания коллажа подойдут газетные или журнальные вырезки, куски обоев, фотографии, обёртки, ткань, гофрированная бумага, природный материал, мех, использованные билеты, чеки, старые письма, ноты, карты, сургуч; а также кружева, бусины, старинные фото, можно добавить и бисер, пуговицы, стразы, для объёма монеты, гвозди, мелкие детали различных механизмов, верёвки; салфетки, цветная бумага, гофрированная бумага, картон.
Материал должен соответствовать цели коллажа. Они могут быть эстетическими (для красоты), а есть тематические для личностной проработки.
Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет цельная картина. Психологи и психотерапевты утверждают, что коллаж – отличный способ терапии.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.
Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии человек получает важное послание от собственного подсознания. Методика коллажа относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.
Данная методика не имеет противопоказаний и ограничений и применяется почти всеми направлениями психотерапии. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Эффективность применения методов арт-терапии основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, для этого подходит техника коллажа, так как работа с уже готовыми элементами не требует специальных навыков, что значительно облегчает создание желаемого образа.
Многие слышали про «Карту желаний», «Коллаж мечты» и «moodboards». Некоторые ошибочно полагают что данные практики сами по себе несут некоторое волшебство. Мол, достаточно приклеить на лист ватмана фотографию себя в какой-то приятной обстановке, и больше почти ничего не нужно делать: Дорогое Мироздание обо всем позаботится само, и «закон притяжения» без наших усилий создаст такую обстановку вокруг нас.
Такой подход к осуществлению мечты, разумеется, не может принести необходимые результаты. Мечты не работают, пока ты сам не приложишь к ним усилий, чтобы их осуществить. Но еще очень важно учитывать работу нашего мозга. Это он какую-то работу определяет привлекательной, а какую -то нет. Поэтому техника коллаж очень эффективно помогает запустить нужные механизмы и сделать процесс реализации целей привлекательней для нашего мозга.
В то же время коллажи — это отличная практика в работе психолога.
Коллаж по своей сути больше напоминает метод проектов. Когда мы компонуем изображения из журналов или газет, на самом деле мы отражаем структуру личности: мечты, страхи, внутренние опасения и т.д.
Любой коллаж можно сравнить с созданием автопортрета. И если научиться понимать язык коллажа — понять, как интерпретировать изображения, то можно получить хороший инструмент самопознания.
Каждый созданный нами и глубоко проанализированный коллаж — это индивидуальная стратегическая сессия, дающая ответ на важные вопросы.
Коллажирование используется психологами сразу в нескольких вариантах. Психологи и коучи часто просят своих клиентов создать коллажи, но для того, чтобы они эффективно работали, необходимо не только подобрать материалы, но и правильно сформулировать вопросы.
Технология создания коллажа достаточно проста и понятна: берется белый лист бумаги, на который в случайном порядке наклеиваются картинки.
Сложности часто вызывает дальнейшая работа с коллажем: не все понимают, как с ним быть дальше, но при этом с точки зрения практической психологии процесс анализа коллажа бывает намного важнее, чем его создание.
Иногда в самом коллаже уже заложены решения проблем, а человеку необходимо лишь разобраться с его подсказками. Есть необходимость принять сложное решение, коллаж зачатую бывает более эффективен, чем просто список «за» и «против».
В работе психологов используются 7 основных типов коллажей3, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи:
1) Mood board. Этот вариант наиболее простой. Для создания такого коллажа необходимо взять журнал или газету, выбрать из него все понравившиеся картинки, которые вызвали тот или иной эмоциональный отклик, а затем наклеить на белый лист «как рука легла».
При анализе рекомендуется обращать внимание на расположение символов на коллаже, а также на ассоциации, которые они вызывают.
2) «Коллаж баланса» Технология его создания несколько похожа на так называемое колесо жизни: вы обозначаете на листе ключевые области жизни: деньги, здоровье, любовь и т.д. после этого в каждую секцию наклеиваете определённые картинки.
3) Фокусированный (тематический) коллаж. Его особенность в том, что коллаж создаётся для поиска ответа на конкретные вопросы. Если человек не может найти ответ на возникающий у него вопрос, коллаж выступит мудрым советчиком.
В процессе выполнения коллажа к человеку приходит ответ. Процесс его интерпретации бывает непрост, иногда он основан на интуиции.
Когда человек смотрит на такой коллаж, он часто получает подсказки от своего подсознания. Такие подсказки часто бывают чисто интуитивными.
4) Мотивационный коллаж. Подходит, когда у вас есть предположение, как решить тот или иной вопрос, но при этом не хватает сил довести задуманное до конца.
5) Коллаж-самопрезентация, коллаж-высказывание. Этот инструмент похож на предыдущий, но только мы делаем его не столько для самих себя, сколько для того, чтобы что-то яснее показать другим.
Например, при работе с супружеской парой психолог может попросить каждого в паре сделать свой коллаж на тему «наши отношения», а потом их сравнить. Или при работе группы вся группа делает один коллаж совместными усилиями, а потом его анализируют все члены группы и каждый лучше понимает своё место в общем пространстве и общем процессе.
Такие коллажи — это выражение мнения, и они обращены к тому, кто будет их смотреть. Анализ их тоже во многом спонтанен и интуитивен.
Если вы анализируете не свой коллаж, всегда очень внимательно слушайте, как автор коллажа его объясняет. У вас будет три ряда данных. Первый — как коллаж выглядит. Второй — как человек о нем говорит. И третий — это несоответствия того, как что-то выглядит, и как это что-то объясняется.
Например, вы видите маленькую фигурку женщины в нижнем левом углу листа, женщина эта в сгорбленной позе или в окружении опасных объектов, а автор коллажа говорит, что это его любимая мама или любимая жена, с которой у него прекрасные отношения и у которой вообще всё хорошо. Как говорится, «несостыковочка» выходит. И это нужно заметить и проанализировать.
6) «Коллаж намерения». В предыдущих пяти пунктах мы обсудили те виды коллажа, которые чаще всего встречаются в психологической и арт-терапевтической работе и в коучинге.
«Коллаже намерения». Здесь-и-сейчас — хорошая практика, когда речь идёт об осознанности, когда мы имеем в виду переживание настоящего. Но когда мы думаем, или планируем, или принимаем решения, или распределяем ресурсы, или обсуждаем что-то с коллегами — то к реальным изменениям приводит ориентация на желаемое будущее, а не на проблемы настоящего или прошлого.
И с желаемым будущим лучше всего работает именно практика «Коллаж намерения», а не «Коллаж мечты» и не moodboard. Ведь мечта — это достаточно статичный образ. Это — путеводная звезда, которая светит и указывает направление — и всё. А намерение — это наша активность, это движение в выбранном направлении, наше собственное усилие.
Мечта «просто есть», а намерение приходится постоянно воплощать.
Ну а теперь — о том, как делается эта практика — конкретно и по шагам.
Всего в практике «Коллаж намерения» есть три шага, и для работы вам потребуются три больших (не менее А3) листа бумаги.
Подготовка: решите, какие области жизни наиболее важны для обдумывания именно сейчас (у кого-то это будет работа, у кого-то здоровье или отношения, и так далее). Определите пять-семь таких ключевых областей для вас.
Первый шаг. Используйте первый лист. Создайте на нём коллаж, отражающий настоящее (с учётом семи ключевых областей). Воплотите наиболее правдоподобный образ того, что есть сейчас в этих областях.
Второй шаг и второй лист — это образ мечты. Создайте на этом листе коллаж, максимально убедительно отражающий те состояния, те ситуации, которые вы хотите создать в своей жизни.
Третий шаги третий лист. Расположите прошлое относительно будущего (тут могут быть разные варианты — главное, как-то «логично» и «красиво» положить рядом «лист настоящего» и «мечту»). Затем возьмите третий лист и создайте на нем «образ пути». Отразите в этом третьем коллаже те действия, те усилия и то намерение, которое приведет вас от нынешнего состояния к мечте.
Затем скрепите и соедините вместе все три листа.
Повесьте на вертикальную поверхность (на стену) и внимательно рассмотрите с расстояния около полутора-двух метров. Запишите свои чувства и мысли.
Анализ
1) Особенное внимание необходимо уделить тому, как расположены на графике символы прошлого и будущего.
2) Третий лист (про путь) в данном случае является ключевым, без его анализа коллаж не будем иметь смысл.
3) Как обычно, ищите подсказки в виде цветовых соответствий. Картинки, в которых есть сходные цвета, обязательно имеют внутреннюю связь друг с другом. Поймите, в чем суть этой связи.
4) Если есть слова и фразы в коллаже, отнеситесь к ним очень внимательно. Проведите с ними сессию свободных ассоциаций, ассоциации запишите и проанализируйте также тщательно, как образы коллажа.
При анализе попробуйте использовать вот эти вопросы:
Что ярче — область настоящего, область мечты, область пути?
Какие образы доминируют в каждой из трёх областей? Как я к ним отношусь? Какое они имеют для меня значение? Как данные образы связаны между собой?
Какое движение я вижу в коллаже? Откуда оно исходит, к чему приходит? Какие элементы коллажа олицетворяют движение и изменения к лучшему, а какие, напротив, символизируют пассивность? Что это значит с точки зрения моих жизненных планов?
Каковы мои сильные стороны, которые могут мне помочь в каждой из выбранных областей?
Слабые стороны и ограничения в каждой из выбранных областей?
Основной вопрос при выборе жизненного пути: «действительно ли он ведет от состояния «сейчас» к мечте. Если это не так, какие действия необходимо предпринять, чтобы начать двигаться в нужном направлении? Запишите эти действия.
7) Бизнес-коллажи. Качественные исследования. Проективная методика, которая применяется в качественных исследованиях – это методика коллажей. Суть методики — выявление скрытых ценностей для потребителя посредством визуальных образов. Методики коллажей чаще всего используется в фокус-группах. В группе озвучивается общее задание, и респонденты работают самостоятельно или в маленьких подгруппах.

Как применяют метод коллажей в исследованиях?
1) Собирается фокус-группа, которой объявляют о творческом задании – необходимо сделать коллаж на тему. Обычно темой для коллажа является идеальный продукт.
Респонденты не знают заранее о творческом задании. Исследование может состоять из нескольких частей с разными методиками, коллаж может быть одной из них.
Например, у нас есть запрос — исследование для компании, занимающейся организацией мероприятий. И для компании важно понять, какое мероприятие будет идеальным для заказчика. Тогда мы ставим задачу перед заказчиками: сделать коллаж на тему «Идеальное мероприятие». Необходимо упомянуть для группы, что коллаж должен отражать их убеждения, отношение, чувства, эмоции при мысли об этом мероприятии.
В распоряжении каждого участника фокус-группы могут быть журналы различных тематик, художественные материалы, маркеры, ножницы и белый ватман. Процесс творчества не ограничивается ничем кроме заданной тематики.
2) После завершения творческого задания начинается обсуждение работ. Каждый представляет перед группой свой коллаж и отвечает на вопросы. Вопросы задаются об образах и ценностях, которые эти образы отражают.
Расскажите, что вы изобразили?
Ощущение чего возникает при виде этого коллажа в целом?
Расскажите о идеальном мероприятии, основываясь на вашем коллаже?
Что именно ассоциируется тут с лучшим мероприятием?
Какие эмоции вызывает у вас эта картинка, а эта картинка?
Где вы находитесь, ощущая то, что изображено? и т.д.,
А также могут быть использованы более узко направленные вопросы.
На одну презентацию коллажа с вопросами тратится 3-5 минут.
В итоге мы получаем описание конкретных образов с описанием проявления конкретных ценностей в продукте или услуге. Все мысли обязательно фиксируем на отдельном листе или флипчарте.
Проективные методики похожи на детские игры, цель которых -простейшим языком определить самое главное. Коллажи помогают перевести в образы ощущения, чувства и эмоции и выстроить логическую связь. По наблюдениям специалистов, проективные методики хорошо работают также и с мужчинами, так как через образы им легче описать свои эмоции.
Методика коллажей позволяет тратить меньше времени на индивидуальные беседы и создавать новые образы, а не выбирать из существующих. Главное для исследователя – задать правильные вопросы и корректно обработать полученную информацию.

Основная литература:
1. Копытин А.И. — «Арт-терапия. Хрестоматия» СПб, Питер, 2001. – 320 с.
2. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка перевод с англ. –СПб Деметра,. 2003 –176 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. – 248 с.
4. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

Дополнительная литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
2. Cameron J. The Artist\’s Way: A Spiritual Path to Higher Creativity М.: Гаятри, 2005
3. Роберт Элиас Haджемu — Современные Притчи
4. Хломов Д.Н. — «Гештальт 2012. Арт-терапия в гештальте».
5. Ермакова Ирина — «Вокруг цвета».

Проективная методика.docx

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

Автор: Парсиев Сайдиахат Солиходжаевич
Сегодня широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества и деятельности государственного управления и их эффективное использование, оперативное осуществление системы «электронного правительства», телекоммуникационной инфраструктуры, во всех регионах нашей страны ведутся масштабные работы по модернизации телекоммуникационных сетей. Поэтому с первых лет независимости особое внимание уделяется всестороннему развитию информационно-коммуникационных технологий, последовательному совершенствованию ее организационно-правовой и материально-технической базы.
Следует отметить, что информационные и коммуникационные технологии развиваются стремительно по сравнению с другими областями, что обусловлено их актуальностью для нашего времени. В частности, последовательное развитие системы «электронного правительства» приобретает все большее значение в дальнейшем совершенствовании организационно-правовых основ обеспечения безопасности информационных систем и субъектов информационных отношений.
В связи с этим в первую очередь уделяется внимание формированию правовых основ отрасли. В частности, за прошедший период был принят ряд законов «Об информации», «О связи», «Об электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном правительстве», более активно задействовать передовые технологии и информационно-коммуникационные системы во всех сферах, чтобы к 2030 году более чем удвоить валовой внутренний продукт нашей страны.
Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-2909 от 20 апреля 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» – еще один важный практический шаг к расширению участия системы высшего образования в инновационных преобразованиях [1].
Система высшего образования на 2017-2021 годы в целях полного обеспечения эффективного решения задач, определенных в постановлении, повышения качества высшего образования и его коренного улучшения, укрепления и модернизации материально-технической базы высших учебных заведений, оснастить их современными учебными и научными лабораториями, информационными и коммуникационными технологиями утверждена комплексная программа развития на годы.
Согласно программе, в 2017-2021 годах в 48 высших учебных заведениях построено, реконструировано и капитально отремонтировано 180 учебных, научно-лабораторных зданий, спортивных сооружений и объектов социально-инженерной инфраструктуры. Также 400 учебных лабораторий в 53 высших учебных заведениях оснащены самым современным учебно-лабораторным оборудованием, в 7 высших учебных заведениях созданы научные лаборатории, которые используются всеми высшими учебными заведениями во взаимном сотрудничестве.
Финансовые ресурсы, направляемые на реализацию Комплексной программы развития системы высшего образования на 2017-2021 годы, составляли более 1,7 трлн сумов, из них 1,2 трлн сумов – на реконструкцию и капитальный ремонт учебно-лабораторных корпусов, спортивных залов и студенческих общежитий. резиденций, на оснащение учебно-лабораторного оборудования, мебели и инвентаря, создание лабораторных комплексов, обслуживающих все учебные заведения, развитие информационно-коммуникационных технологий, направлено 500 более миллиарда сумов.
Модернизация учебного процесса и учебно-методической деятельности и внедрение инновационных образовательных технологий в систему высшего образования предполагает формирование современных характеристик выбранного объекта в соответствии с требованиями новой современной эпохи. Модернизация учебного процесса и учебно-методической деятельности в системе высшего образования и внедрение инновационных образовательных технологий составляют основу системы образования. Сегодня основной целью является модернизация содержания образования, повышение качества образования, широкое внедрение современных информационных технологий, инновационных программ, разработок, пособий в учебный процесс высшего образования. Современные информационные технологии создают широкие возможности для использования передовых педагогических технологий. Инновационные технологии и современные методы в образовании повышают качество и эффективность образования, служат подготовке конкурентоспособных кадров.

ОНЛАЙН КОНФ 22.docx

МБОУ СОШ №4 села Раевский Альшеевского района Республики Башкортостан

Автор: Малышева Светлана Викторовна
Среди ключевых направлений развития образования особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей
Переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб¬ность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким — либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип опережающего обучения.
5. Принцип комфортности в любой деятельности
6. Принцип развивающего обучения.
7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Формы и методы творческого обучения младших школьников
Практика показала, что дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности в первые учебные дни. А причиной является то, что учение начинается, зачастую, с того, что ему уже «не интересно». Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро может стать в тягость и учителю, и своим сверстникам.
Активно применяю дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения
Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа
Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении.
Максимальная познавательная деятельность достигается с помощью исследовательского метода. Знания, добытые в ходе собственных наблюдений и экспериментов, обычно самые прочные. Учебные исследования позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, формируют умения самостоятельной работы. Исследования и наблюдения побуждают младшего школьника мыслить масштабно, искать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, делать самостоятельные выводы и обобщения.
Организация исследовательской деятельности учащихся осуществляется через учебно- воспитательный процесс:
1. Использование на уроке с учетом возрастных ориентиров педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения:
технология развивающего обучения,
технология использования схемных и знаковых моделей,
гуманно-личностная технология образования,
технология опережающего обучения;
проектная деятельность;
ИКТ
2. Проведение разнообразных видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
урок — исследование,
урок — путешествие,
урок —творческий отчет,
урок — защита исследовательских проектов.
3. Проведение учебного эксперимента.
4. Выполнение учащимися длительного домашнего задания исследовательского характера.
В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:
Развивающее обучение
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Использование исследовательского метода в обучении
Проектные методы в обучении
Игровые методы
Обучение в сотрудничестве
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровье сберегающие технологии
Работа с родителями
Троица образования и воспитания: учитель-ученик-родитель. Эта связка мне видится как социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. А сотрудничество возможно, если выстраивать его общими усилиями, соблюдая при этом несколько принципиальных условий, используя современные педагогические технологии, при которых шансы на взаимопонимание учителей, детей и родителей возрастают.
Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.
Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:
повышение психолого- педагогических знаний родителей;
включение родителей в учебно- воспитательный процесс;
взаимодействие лицея и родителей в развитии способностей ребёнка
Основными принципами в работе с родителями являются:
Открытость для родителей
Учитель стремится к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую и достоверную информацию о жизни класса и учебных достижениях их детей. Для этого он предоставляет семьям основные сведения о программе обучения, успехах детей, важных событиях в классе, а также создает условия для того, чтобы у родителей возникло желание посещать учебные занятия.
Уважение интересов и возможности каждой семьи
Учитель изучает и обсуждает с родителями интересы и потребности каждой семьи, строит свою работу на основе учета ее возможностей.
Обретение в родителях своих союзников
Учитель обсуждает с родителями самые разнообразные вопросы жизни ребёнка и стремится к выработке совместных решений, которые являются базой для двустороннего сотрудничества.
Поощрение семьи к более тесным контактам между собой
Учитель помогает семьям обнаружить и удовлетворить общие для них интересы, поощряет семьи к совместным формам участия в подготовке детей к различным конкурсам, играм, соревнованиям.
В работе с родителями активно применяются разнообразные формы .
Мною разработана тематика работы с родителями одарённых детей.
Работая по проблеме «Работа с одарёнными детьми в начальной школе», разделила родителей на несколько типов:
«Активисты»
«Созерцатели»
«Наблюдатели»
«Практики»

Рекомендации родителям по воспитанию одаренных детей:
дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;
избегайте сравнивать детей друг с другом;
дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках;
поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;
способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;
дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;
находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
интеллектуальную и творческую любознательность;
уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению;
привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;
они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами могут сделать все быстрее и лучше);
они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Предметные олимпиады
Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.
Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.
Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года – март, апрель, один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели). В первом туре участвуют все желающие в классе, во втором победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.
Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.
Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.
Реализация программы начального обучения через использование деятельностного подхода создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
В учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умению формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Малышева С.В..docx

Применение мнемотехники при преподавании медицинских дисциплин.

Автор: Котовский Владимир Михайлович.

В статье изложены особенности преподавания общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей студентам с различным уровнем среднего образования в медицинском колледже с использованием мнемотехник.

Возможности и потребности, их соотношение.docx

музыкальный руководитель ДОУ

Автор: Борисова Майя Александровна
Сущность понятия «музыкально-художественное творчество» у детей дошкольного возраста.
Особенности организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Педагогические условия развития музыкально-художественного творчества в театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Программа развития музыкально-художественного творчества детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.
Результаты экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста.

опытно — экспериментальная работа .doc

Подготовка концертмейстера и учащихся к онлайн-мероприятиям

Автор: Кленина Мария Александровна
В работе говорится об учебной и концертно-конкурсной деятельности концертмейстера и учащихся, о подготовке к концертным онлайн-мероприятиям, о влиянии онлайн-мероприятий на традиционные формы работы (обучение, концертно-конкурсная деятельность).
доклад Подготовка концертмейстера и учащихся к онлайн-мероприятиям.docx

Рекомендации для подростков при общении по Интернету

Автор: Писарева Виктория Юрьевна
Представлены авторские рекомендации для обучающихся, позволяющие поддерживать эффективное общение в ситуации общения по сети Интернет. Актуальность работы бесспорна в условиях дистанционного обучения на территории Белгородской области.
Рекомендации для подростков при общении по Интернету.docx

Современные подходы в формировании читательской грамотности школьников

Автор: ГАЛИМОВА ГЮЗЕЛЬ ХАКИМОВНА
Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами. Важное место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихсячитательской грамотности. Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры
Современные подходы в формировании читательской грамотности учащихся.docx

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Автор: Федорова Диана Алексеевна
Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития коммуникативных способностей у подростков с отклоняющимся поведением. Проанализированы особенности развития подростков, их проблемы в общении. Рассмотрены особенности развития коммуникативной сферы у подростков с отклоняющимся поведением, выявлены особенности формирования коммуникативных особенностей у подростков с отклоняющимся поведением, проявляющиеся в наличии у них комплекса типичных затруднений Подобраны психодиагностические методы для изучения особенностей коммуникации в подростковом возрасте. Приведены данные психодиагностического исследования по изучению уровня развития коммуникативных способностей. Разработаны определены условия развития коммуникативных способностей у подростков с девиантным поведением.
Федорова Д.А. Статья.docx

«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Автор: Серебрякова Татьяна Геннадьевна
Дошкольное детство – это начало познания жизни, мира природы, мира людей. Это время начала формирования ребенка, как личности, а взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его многообразии.
Инновационный-опыт.doc