Средство достижения прочных знаний по математике – это повышение вычислительных навыков на уроках

Автор: Варламова Наталья Александровна
Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Формирование у обучающихся вычислительных навыков – это одна из важнейших задач обучения математике, основой которой является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.
Средство достижения прочных знаний по математике.docx

Обновленный ФГОС третьего поколения: изменения стандартов

Автор: Невзорова Татьяна Валентиновна
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

доклад.docx

МБУДО ЦДОиРД

Автор: Самойлова Людмила Николаевна
Дополнительное образование детей предполагает развитие, прежде всего, творческих способностей. Хореография, в частности, это способ выразить себя в движении, рассказать свои мысли через тело. Ментальное здоровье ребёнка возможно еще и по той причине, что он не задерживает в себе обиды и трудности, а выражает их через танец и музыку. Почему бы не попробовать с помощью интеграции инновационных педагогических технологий и самой хореографии достичь поставленных задач в новой, современной системе образования
Творческое проектирование.docx

мобу гимназия 5

Автор: гузель заквановна якупова
Цель урока: знакомство с учащимися, создание атмосферы праздника, доверия, доброжелательности друг другу, интереса и любви к изучению языков.
Задачи: тренировать учащихся в умении вести общение на английском и французском языках по теме «Знакомство», ознакомить с ЛЕ и МФ, выражающими согласие, несогласие, радость, увлечения, систематизировать знания по теме «Достопримечательности Лондона и Парижа», учить иностранные песенки.

интегрированный урок английского языка.docx

МБДОУ ДС №123 «Тополёк» г.Старый Оскол

Автор: Елена Олеговна Кулик
Статья посвящена поэтапному развитию у дошкольников коммуникативной компетенции посредствам сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО. Описывается разработанный план педагогом способствующий формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников, позволяющий выстроить педагогическую деятельность по этапам. Характеризуется сюжетно игровая деятельность в каждой возрастной группе, способствующая достижению педагогами эффективных результатов в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.
Статья Кулик Е.О. на конференцию.docx

Автор: ВОЛКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Введение.

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит «в память ученика литературный язык» (Н. И. Жинкин), развивает у ребёнка «дар слова» (К. Д. Ушинский), его «судительные силы» (Ф. И. Буслаев). «Чтение, — писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н, Ф. Бунаков, — главное орудие начальной школы, которым оно может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность» (В школе и дома. М., 1886 ). «Чтение, — продолжал и углублял эту мысль выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (Сердце отдаю детям. – Киев, 1969). Он отмечал: «Уметь читать – это значит быть чутким к красоте слова…Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира»

Одна из важнейших целей обучения в начальной школе – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще учебный характер, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов. Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе именуют «навыком чтения» может быть представлен следующей схемой:

Осознанность

Понимание

Правильность Навык чтения Способ чтения

Выразительность Темп.

Скорость чтения

Каждый компонент, входящий в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается, как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, автоматически.

2

Первичные умения, восходя на ступень первичных навыков, с помощью упражнений, тренировки поднимаются на более высокий уровень, превращаясь в более сложные умения и навыки. В целом навык чтения как бы складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

В практической деятельности учителя начальных классов методам и способам отработки техники чтения уделяется большое внимание, так как в дальнейшем без отработанного навыка чтения ребёнок не может овладеть теми знаниями, которые ему необходимо получить в старших классах.

Цель данной работы – систематизация теоретического материала и его практического применения при отработке методов и способов техники чтения в начальных классах.

Задачи:

выявить оптимальные способы и методы при отработке техники чтения;
систематизировать приёмы и упражнения, способствующие развитию техники чтения.

3

1. Техника чтения, её составляющие.

Техническая сторона чтения охватывает такие компоненты навыка чтения как – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп чтения.

Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие её стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения:

побуквенное,
2) отрывистое слоговое,

плавное слоговое,
плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов,
чтение целыми словами и группами слов.
Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа – продуктивные. Их надо постоянно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового чтения к чтению целыми словами и группами слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно понимания. Существуют определённые показатели по темпу чтения и сформированности навыка чтения:

1 класс – правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов – 30 – 40 слов в минуту.
2 класс – сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами – не меньше 50 слов в минуту.
3 класс – правильное сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста – 70 – 75 слов в минуту.
4 класс – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту.
Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей, но и превзойти их.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Ошибки в отношении правильности неоднородны. Одни из них появляются из-за непонимания или искажённого понимания текста; другие – непониманием значения слова или смысла предложения; третьи – из-за

4

нетвёрдого усвоения учеником графического образа каких-то букв; четвёртые – в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей слова, артикуляционных актов и понимания (ученик, верно декодировал буквы читаемого слова, понял его значение, но поторопился или же наоборот запоздал с его произнесением и поэтому допустил ошибку). Случаются ошибки, которые продиктованы желанием ученика утвердиться в верности прочитанного слова или какой-то его части (повторы). Подобные повторы нежелательны, но их вряд ли можно расценивать как ошибку.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.

При оценке работы по формированию навыка чтения у младших школьников необходимо обращать внимание как отрабатывается этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной его стороне неправильно и неполно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основании совокупных данных по каждому из компонентов. При соотнесении данных по смысловой и технической сторонам чтения.

5

2. Методы и способы отработки техники чтения.

2. 1. Трудности и способы их преодоления.

Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённую информацию, заключённую в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т. е. воссоздание звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

1) опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи);

2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают; заменяют; переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. Многие дети не могут овладеть письмом и чтением в течение двух-трёх лет обучения в школе. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (растройство чтения). Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу

В результате у детей складывается негативное, эмоционально отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами разного характера:

нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
нарушением зрительно-моторной координации;
нарушением моторики, графомоторных навыков;
нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
нарушением произвольного внимания;
нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.
Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы, для занятий которых разработана программа Л. Н. Лисенковой.

6

Цели данной программы:

Диагностика, коррекция. Развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
Формирование навыка чтения.
Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Для достижения этой цели программа имеет два блока:

Формирование функционального базиса навыка чтения.
Коррекция несовершенного навыка чтения.
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и реализуется в течение 5 месяцев при четырёх занятиях в неделю в группе и ежедневных занятиях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия проводятся в игровой форме весёлых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения, что способствует формированию ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект – формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

1. Формирование функционального базиса навыка чтения.

Этот блок содержит различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:

пространственного восприятия, пространственных представлений:
зрительного восприятия, зрительной памяти;
слухового восприятия;
фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
мелкой моторики, графомоторных навыков;
зрительно-моторной координации;
сукцессивных способностей;
слухоречевой памяти;
произвольного внимания.
2.Коррекция несовершенного навыка чтения.

Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е. В. Заика, включённых во второй блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как;

способность строгого побуквенного анализа слов;
быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
способность схватывать целостные образы слов;
прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
прогнозирование, опирающееся на смысл;
чёткие глазодвигательные и речедвигательные операции.
Используются также задания и упражнения на формирование осмысленного чтения. (Приложение 1)

7

2.2. Приёмы и упражнения, способствующие развитию техники чтения.

Способ чтения формируется с первых шагов обучения. На этом этапе большое значение уделяется звуковому анализу и синтезу слога, слова.
Звуковой анализ и синтез.

Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения. Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделение первого и второго слогов в двусложном слове с открытыми слогами. Дописывание второго слога в слове и письмо по слуху Придумывание слов в два слога. Проводится работа над двусложными словами, имеющими в своём составе три звука (о-са, И-ра). Т Слова в один слог дают детям понять, что не все слова можно делить на слоги. Называя эти слова, ученик должен сделать сам вывод, можно ли разделить слово на слоги.

От анализа двусложных слов тут же необходимо перейти к чтению (синтезу) по схемам, которое облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется (чтение по подобию).

— ша

ма — ки

— ма

Одновременно с этим составляются слова из карточек – слогов. Слоги даются в нарастающей трудности (ра-ма, за-мок,тра-ва, бан-тик, ста-рик). Далее следует перейти к чтению предложений стихов и рассказов по слогам.

Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше, нельзя научить детей читать, если они перебирают буквы и не умеют сразу видеть две буквы. Материал должен даваться по нарастающей трудности.

Наряду с устными упражнениями даются письменные – дописывание слога, выписывание из стихов слов в один, два, три, четыре слога и др. Звуковой анализ надо начинать вместе со слоговым анализом.

(Приложение 2)

Не следует забывать, что быстроту и темп обеспечивает, прежде всего, развитость речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому урок чтения нужно начинать с подготовки речевого аппарата. Во время разминки берут упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей.
В 1 классе вводится в разминку чтение сочетаний изучаемого звука с гласными: би – бе –ба – бо – бу – бы, ри – ре – ра – ро – ру – ры; чтение сочетаний 2 –3 согласных с гласными: ст – а,о, у, ы, и, э; стр- а, о, у, ы, и, э.; чтение слов, текстов. Скороговорок, чистоговорок, содержащих изученный звук для выработки навыков чёткости произношения при любом темпе речи.

Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики,

8

которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце

урока в качестве физкультминутки в течение 5 – 7 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

При работе со скороговорками нужно придерживаться следующего алгоритма: выяснить её смысл, преодолеть все трудные звукосочетания, произносить сначала сложное слово по слогам сначала в медленном темпе, затем проговаривать скороговорку беззвучно, но, артикулируя, затем переходить на шёпот и лишь потом — вслух, сначала в медленном темпе, затем быстро. Необходимо помнить о чёткости произношения. На первом этапе берут короткие, затем более сложные скороговорки. В ходе работы над скороговорками отрабатывается чистота речи и интонация с помощью, например, такого задания «Прочитай скороговорку с целью порадовать, сообщить, предостеречь» и др.

(Приложение 3)

Для повышения техники и сознательности чтения можно использовать метод динамического чтения (чтения не букв, слогов или слов, а блоков (групп) слов) это чтение только глазами. Для этого необходимо развитие зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за 1 секунду запомнить всё, что изображено на картинке. Например, показать иллюстрацию к сказке, дети должны сказать название этой сказки и рассказать, что изображено на картинке.

Хорошо развивает поле ясного видения (поле зрения) таблицы букв и слогов. У каждого ученика карточка, в каждую клеточку вписаны слоги или буквы. Упражнения с фиксацией зрения в центре таблицы выполняются стоя или сидя. Ученики читают про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка.

Для овладения навыка чтения слов, включающих в себя слоги таких структур, как СГ, ССГ, СССГ можно включить работу по следующим таблицам :

М_а е и у ы Вл а о у ы е стр а е и у ы

Н ________ тр _______ скл _______

Р ________ гр _______ спр _______

К ________ ск _______ скр ________

В начальный период обучения чтению используют упражнения с фиксацией зрения на средней линии (ряде чисел). Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается до 55, 60 мм и т. д. Систематическая работа с таблицей даёт возможность развить у детей боковое зрение, которое так необходимо для развития ясного видения.

Детям предлагается сосредоточить зрение на средней линии (ряде чисел) и краешком глаз «достать» каждую букву. Для контроля даётся задание назвать цифру соответствующую слогу, например, ма, ем. Порядок цифр в средней линии постоянно меняется.

9

Во 2 – 3 классах при чтении объёмных произведений средней линией делят слова, которые необходимо прочитать с доски и которые, при самостоятельной работе над текстом, трудны для восприятия. В этом случае решаются две задачи: расширение поля ясного видения и предварительное прочтение трудных слов. При чём некоторые слова подходят для развития артикуляционного аппарата и отработки орфоэпически правильного произношения.

Ещё одно упражнение это чтение гнезда родственных слов с опорой на гласную, на ударение в слове:

лес дружочек

леса голосочек

лесок тетеревочек

лесник

лесовик

При чтении глаза ребёнка движутся не только слева направо. Но и наоборот, т. е. регрессивно. Это хотя и оказывает некоторое положительное влияние (исправляется ошибка), но отрицательно сказывается на темпе чтения. Для того чтобы этого не происходило, используется приём – чтения с закладкой. Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слова от читаемого. Это исключает мимолётную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее, этот приём помогает некоторым детям, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии.

Для этой же цели (преодоление повторов) можно использовать следующие упражнения (используются трудные слова из изучаемого текста).

Постепенное наращивание слова.
бомба

бомбардир

бомбардировщик

Артикуляционное прочтение (без голоса), чтение шёпотом медленно, громко медленно, громко быстро.
Чтение слов записанных равновеликим шрифтом (СГребали,
взДУРИЛАСЬ, ТетеРЕвоЧек)

Деление слова на слоги вертикальными и горизонтальными линиями: при – бин – то – вал, при бин то вал)
(Приложение 4)

При работе над чтением текста можно использовать следующие упражнения: чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чтение «разведка», чтение со счётом слов. Эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста. (Приложение 5)

Затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над текстом. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что дети после первого самостоятельного прочтения текста читают его вслух уверенно, выразительно, пользуясь антиципацией. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение,

10

т. е. равномерно – внимательное. Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным; целыми словами, без неправильных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным.

Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами». Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик ещё не овладел навыком чтения про себя, но находится на переходном этапе.

Две эти формы чтения взаимосвязаны и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух и чтению про себя.

Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действуют аппарат смысловой переработки информации воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова( шрифт, чёткость) развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Боковое зрение забегает вперёд, готовя для ясного видения следующую часть текста. На основе смысла прочитанного ученик может догадаться, какое слово будет следующим.

(Приложение 6)

Наряду с этими упражнениями можно использовать и другие:

Упражнение «финиш». Читают так же, как и при упражнении «спринт», только до указанного слова или выражения.
Чтение с речевыми помехами. Ученик читает про себя, одновременно напевая песенку.
Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
Чтение со звуковыми помехами ( при звучании музыки)

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом методика И.Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. Это такие приёмы как:

чтение за диктором;
чтение в парах, групповое чтение;
чтение с убыстрением темпа;
жужжащее чтение;
ежеурочные пятиминутки чтения;
самозамер скорости чтения (дети читают в тячении 1 минуты и записывают результат в дневник;
выразительное чтение знакомой части с переходом на незнакомую;
чтение в темпе скороговорки;
зрительные диктанты. (Приложение 7)
11

Правильность чтения, как отмечалось выше один из важных компонентов технической стороны чтения. Для формирования правильности чтения применяют упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
Назови картинки – 5 предметов, далее больше. Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось и т. д.
Опиши предмет. Показать и убрать.
Опиши движущийся предмет (взять в руку поднять и опустить).
Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно схожих по звучанию).
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложения, текста)
Придумай название продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
Встаньте те, у кого в имени, отчестве и фамилии есть данный звук.
Выбери из всех слогов — слоги слияния, слоги с сочетанием согласных, закрытые слоги.
Покажи пять – шесть предметов. Вы бери среди названий слова, в которых 1 слог, 2 слога и т. д.
Выбери предмет в названии которого, ударение падает на первый слог, второй и т. д. (показать 5-6 предметов).
Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.
«Фотоглаз».
Повтори скороговорку, предложение, текст.
Заучивание четверостиший.
15. Повтори скороговорку, предложение, текст.

16.Заучивание четверостиший.

Упражнения со словами.

Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;

Мышка – мошка, мишка – миска.

Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

Чтение «перевёртышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

12

«Сквозная буква», «Лесенка»
___ -з- ч___

___ -з- ч____

___ -з- ч_____

___ -з- ч______

Словарная работа. Выяснение лексического значения слова перед чтением.
Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

Учитель средней школы № 56 г. Одессы Н. С. Квашнина говорит о том, что если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи. В своей работе она использовала ритмическое чтение, для которого были составлены карточки для учителя и учащихся, в которые вошли отрывки из стихов русских поэтов. Дети знакомятся с карточкой стихов. Начинает читать учитель, дети должны почувствовать ритм, темп стихотворения и продолжить его чтение из своей карточки. Это вырабатывает сознательность, правильность, беглость, выразительность чтения.
(Приложение 8)

13

Заключение.

Как уже говорилось выше навык чтения состоит из двух сторон – смысловой и технической. Безусловно, главное – понимать прочитанное, т. е. смысловая сторона. Но для получения информации необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т. е. умения доведённого до автоматизма. Л. В. Выгодский говорил: « Обычно думают, что понимание выше при медленном темпе чтения; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершенствуются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие по слогам и целыми словами; третьи обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов. То есть первоклассники находятся на разных этапах овладения техникой чтения. Чем несовершеннее способ чтения, тем медленнее читает ребёнок. Поэтому необходимо работать с ребёнком на соответствующем его возможностям этапе, т. е. если он читает по слогам, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством слогов, если ребёнок читает по слогам и целыми словами, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объём текстов увеличивается. Постепенно ребёнок начинает читать словами и группами слов. Дальнейшая задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. довести его до навыка.

чтение.DOCX

Создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Краски в сказке »

Автор: Татьяна Александровна Приказчикова
Создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Краски в сказке »
22декабря.docx