«Коммуникативные УУД»

Автор: Михайлова Наталья Васильевна
Коммуникация как взаимодействие.
Данная группа коммуникативных действий направлена на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.
Известно, что дошкольникам и младшим школьникам присуща эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях. То есть изначально дети признают правильной только единственную точку зрения, а именно свою собственную. При этом дети бессознательно переносят свою точку зрения на собеседника. Данный факт обусловлен возрастными особенностями мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника, придавая ей черты характерных искажений. В общении эгоцентрическая позиция ребёнка проявляется в сосредоточении на своём видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребёнка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.
В 6-7 летнем возрасте дети впервые перестают считать свою точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации.Это происходит в общении со сверстниками, под влиянием столкновения их мнений и различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности. Следует обратить особое внимание на тот факт, что именно в общении со сверстниками этот процесс возможен, так как взрослый не может выступать как равный партнёр в общении с ребёнком, изначально будучи для него более авторитетным.
Однако данный процесс не может протекать скоротечно. От ребёнка поступающего в школу правомерно ожидать, что децентрация затронет по крайней мере две сферы: — понимание пространственных отношений -аспекты межличностных отношений (относительность понятия «брат»).
Таким образом от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чём строится воспитание уважительного отношения к иной точке зрения.
Тем не менее, не следует требовать от первоклассников более полной децентрации и объективности. Дальнейшее преодоление эгоцентризма приходится на весь период обучения в начальной школе и, более того, даже значительную часть подросткового возраста.
По мере приобретения опыта общения, дети научатся весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать своё собственное мнение.
В итоге к концу начальной школы у обучающихся необходимо сформировать умения при осуществлении действий, направленных на учет позиций собеседника, а именно:
— слышать и слушать друг друга;
— полно и точно выражать свои мысли;
— адекватно использовать аргументы в дискуссии;
— спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
— вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
— владеть монологической и диалогической формами речи;
— строить грамматически и синтаксически правильную речь.
Все учебные предметы начальной школы имеют предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий. Однако реализации данного потенциала существенно препятствует доминирование индивидуальной формы организации учебной деятельности. Но не следует забывать о необходимости системно-деятельностного подхода, специфика которого предполагает активное взаимодействие всех участников образовательной деятельности.
Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т. д., занимает литературное чтение. Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, как сверстника, так и взрослого, умение чётко и грамотно излагать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Приведём примеры заданий по УМК Перспективная начальная школа.
На уроках литературного чтения актуальны следующие задания.
Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки» — сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение?»; «Подарок дядюшки Белого Медведя – это настоящее богатство, — сказал Барсук. Найди ту часть сказки, которая подтверждает это мнение».
Чрезвычайно благоприятен для формирования коммуникативных УУД учебный предмет «Окружающий мир». На страницах учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь устный рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. п. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе подготовки. Это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения или взаимодействия. Целесообразно организовывать выполнение такого рода заданий в группах, когда они должны, например, выработать общее мнение или создать общее описание.
Сфера УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми. Это позволяет обучающимся демонстрировать образцы рассуждения и разрешения проблем, создаёт предпосылки для формирования умения аргументировано отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога обучающимся задаются вопросы типа: «В чём причина ошибки рассуждения героя?», «Сравните и оцените два подхода», и т. д.
На уроках математики часто используются задания, на установление разных оснований для оценки, например, одной и той же ситуации.
На картинке к заданию «По данному рисунку составь три математические записи» изображены 4 букета по 5 роз. Предлагается обсудить возможные варианты, предложенные героями учебника. Миша составил запись: 5×4=20. Как он рассуждал?
Маша составила две записи: 20:4=5 и 20:5=4. Как она рассуждала? Путём рассуждений дети приходят к установлению правила, связывающего умножение с делением;
Следующее задание
• «Объясни как…»
Ученики в парах разбирают задание и затем объясняют друг другу, как его выполнить, затем приходят к единому мнению и записывают решение.
Например:
А) Объясни, как сравнить следующие числа и запиши неравенства.
45…47 345…435
97…79 876…867
Б) Сравни числа: 23…32, 45…54, 46…40. 11 слад
Объясни своему партнёру, как ты выполнял задание.
Или
• «Задай вопрос» или «Ответь на вопрос»
Ученики учатся задавать вопросы по изучаемому материалу и отвечать на них.
Например:
Б) Прочитай условие задачи и придумай к нему вопрос так, чтобы решение было записано в виде одного из следующих выражений: 9+6; 15+9
В одном пучке 9 редисок, а в другом на 6 больше.

Показателями сформированности коммуникативных УУД, а именно коммуникации как взаимодействие (интеракция), можно считать следующие умения:
1-2 класс — соблюдение простейших норм речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить), понимание речевого обращения другого человека,
3 класс — отстаивание своей точки зрения, вежливость, тактичность, доброжелательность, умение слушать и слышать, давать обратную связь,
4 класс – различать и понимать различные позиции собеседников, основания для различных точек зрения, соблюдение норм речевого этикета.
Для диагностики уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника, используются различные методики.
(интеллектуальный аспект общения)
Методика
«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
(Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.)»
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи
левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.
Критерии оценивания:
-понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на
позицию других людей, отличную от собственной,
-соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки
зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает
правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.
Методика «Кто прав?»
Цукерман Г.А. и др., [1992])

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», — предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», — возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (или партнёра по деятельности), приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Названные характеристики служат показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе

семинар.docx