«Круглый стол,дискуссия,дебаты!»

Автор: Задоркина Марина Юрьевна
Круглый стол, дискуссия, дебаты
Важной задачей при организации «круглого стола» является:
• обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
• иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
• тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).
При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности:
а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
б) преподаватель также располагался в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студентов они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателем и студентами.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.
В проведении дискуссии используются различные организационные методики.
Методика «вопрос – ответ». Данная методика – это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.
Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика клиники. При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается – не принимается».
Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).
Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
Свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.
Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
• подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;
• семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);
• корректность поведения участников;
• умение преподавателя проводить дискуссию.
Мозговой штурм — это:
• новаторский метод решения проблем;
• максимум идей за короткий отрезок времени;
• расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые \»дикие\» идеи);
• отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);
• это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.
Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:
• инверсия (сделай наоборот)
• аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)
• эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущуния)
• фантазия (сделай нечто фантастическое)
Гипотезы оцениваются по 10 бальной системе, и выводиться средний бал по оценкам всех экспертов.
Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
• творческие задания;
• работа в малых группах;
• интерактивная экскурсия;
• видеоконференция;
• социально-психологический тренинг;
• фокус группа;
• метод портфолио;
• метод проектов;
• сократический диалог;
• метод «Займи позицию»;
• групповое обсуждение;
• метод «Дерево решений»;
• метод «Попс-формула» и д.р.

Круглый столдискусси ,дебаты.docx