Деловая игра для педагогов

Автор: Орлова Валентина Лукинична

 

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по развитию детей раннего возраста, установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов, создание комфортной, дружественной атмосферы при игре, надлежащие условия для стимулирования познавательного интереса и креативности педагогов.

 

Материал: демонстрационный материал — макет детских следов, силуэт ребенка; раздаточный материал — стикеры, педагогические ситуации, бумага формата А3, фломастеры, карандаши, маркеры; мяч.

 

 

Ход мероприятия для воспитателей детского сада

 

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех Вас в стенах нашего детского сада. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы подумать над вопросом о роли воспитателя, выяснить важность его деятельности в важнейший период человеческой жизни, в самое прекрасное и в незабываемое время — время надежд на осуществление заветных желаний — в стране детства. Не секрет, что все мы выходцы из страны Детства. И поэтому, нам часто хочется хоть в мыслях унестись в те безоблачные, счастливые минуты. Ведь в ту пору каждый день — это сказка. И именно от того, кто поведет малыша за руку в этой стране, что он получит из окружающего мира, во многом зависит то, каким он станет человеком в будущем …

 

Давайте настроимся на работу.  Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

 

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

 

Упражнение «Ассоциация».

 

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?

 

Участники занимают свои места в зале

 

Упражнение «Знакомство» (5 мин).

 

Уважаемые коллеги! Давайте с Вами познакомимся! Пожалуйста, на стикерах, которые лежат перед вами, сначала напишите свое имя, а затем на первую букву своего имени действие или предмет, который у Вас ассоциируется с детством и наклейте написанное на воображаемого малыша — на символ детства.

 

Ведущий.. Ранний возраст — это условный коридор, который проходит ребенок от рождения — до 3-х лет. Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка.  Это возраст, когда все впервые, все только начинается — речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целеустремленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и прочее. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В этот период активно развивается все, что связано не только с физиологией, но и с эмоциями, интеллектом, поведением. Поэтому важно то, как будет ребенок в этот период развиваться и воспитываться. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте более подробно остановимся на детских шагах раннего детства, рассмотрим периоды развития ребенка раннего возраста; рассмотрим то, каким именно должен быть воспитатель рядом с ребенком, который активно развивается.

 

Первый шаг. Я — родился! Что это происходит со мной?

 

(Кризис 1-го года).

 

(Ведущий  размещает надпись у первого отпечатка детских ног).

 

Ранний возраст — период не только бурного развития всех систем организма, но и этап накопления опыта, сил и возможностей для начала формирования личности.

 

Психическое и физиологическое развитие ребенка поражает своей интенсивностью. Как отмечал Л. Толстой, до 3 лет человек овладевает тем же объемом опыта, который затем в течение остальной своей жизни. Поэтому, достаточно важно, кто находится рядом с ребенком в этот с одной стороны сложный период, а с другой счастливый период его жизни. Поэтому, уважаемые коллеги! Необходимо не абы как владеть категорийно-понятийным аппаратом и терминологией по данной проблематике. Давайте вместе с вами проверим ваши знания особенностей развития ребенка с момента рождения — до 1 года.

 

Тестовая проверка знаний «Ранний возраст — какой он?»

 

Показатели развития ребенка первого года жизни

 

1 -й месяц

 

  1. Удерживает в поле зрения лицо взрослого.
  2. Плавно прослеживает движущийся предмет.
  3. Появляется первая улыбка.
  4. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

 

2-й месяц

 

  1. Зрительно сосредотачивается в течение длительного времени.
  2. Поворачивает голову в сторону говорящего взрослого.
  3. Отвечает улыбкой на разговор со взрослым.
  4. Лежа на животе, поднимает и удерживает голову.
  5. Произносит отдельные звуки.

 

3-й месяц

 

  1. Появляется «комплекс оживления».
  2. Случайно наталкивается руками на висящие над грудью игрушки.
  3. Лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову.

 

4-й месяц

 

  1. Радуется, узнавая мать.

 

2.      Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука.

 

  1. Громко смеется в ответ на разговор с ним.

 

  1. Рассматривает, захватывает, ощупывает игрушку.
  2. Гулит.

 

5-й месяц

 

  1. По-разному реагирует на лица знакомого и незнакомого взрослого.
  2. Узнает голос матери.
  3. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.
  4. Переворачивается со спины на живот.
  5. Подолгу певуче гулит.

 

6-й месяц

 

      1. Свободно берет игрушки из разных положений, подолгу занимается с ними.

 

  1. Переворачивается с живота на спину.
  2. Пытается подползать.
  3. Произносит отдельные слоги.
  4. Пьет из блюдца.

 

7-й месяц

 

  1. Стучит игрушкой, размахивает, бросает ее.
  2. Хорошо ползает.
  3. На вопрос «Где?» отыскивает взглядом предмет, постоянно находящийся на определенном месте.
  4. Подолгу лепечет, повторяет одни и те же слоги.

 

8-й месяц

 

  1. Разнообразно действует с игрушками по подражанию.
  2. Встает, стоит и опускается. Переступает, придерживаясь за опору.
  3. Сам садится, сидит, ложится.

 

4.      По просьбе взрослого выполняет разученные действия (например, играет в ладушки).

 

  1. Громко, повторно произносит различные слоги.

  2. Ест корочку хлеба, держа ее в руке.

 

  1. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

9-й месяц

 

  1. Подражает действиям и движениям взрослого.
  2. По-разному действует с предметами в зависимости от их свойств.
  3. На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их местонахождения.
  4. Знает свое имя, оборачивается на зов.
  5. Подражает взрослому, повторяя за ним знакомые слоги.

 

10-й месяц

 

  1. По просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками.
  2. По просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы.
  3. По инициативе взрослого выполняет игровые действия.
  4. Подражает взрослому, повторяя за ним новые слоги.

 

11-й месяц

 

 

 

1. Выполняет по просьбе взрослого разученные действия с предметами
(например, ставит кубик на кубик и т.д.)

 

2. Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

 

З. По словесной инструкции взрослого кормит куклу.

 

4. В понимаемой речи появляются первые обобщения (находит любую куклу среди других игрушек).

 

5. Произносит первые слова: «кис», «ав-ав» и др.

 

12-й месяц

 

      1. Самостоятельно выполняет разученные действия с любыми игрушками.

 

  1. Различает предметы по форме.
  2. Самостоятельно ходит.

 

  1. Понимает названия многих предметов, действия с ними, имена
    взрослых и детей, слова «нельзя», «дай» и др.

 

  1. Подражает новым слогам, произносит до десяти слов.

 

  1. Самостоятельно пьет из чашки, ест хлеб.

 

Второй шаг. Мои первые шаги. Мои первые слова …

 

(Ведущий размещает надпись у второго оттиска детских ног).

 

Уважаемые коллеги! Следующим важным шагом в жизни маленького ребенка является появление первых шагов и первых слов. То есть, главными событиями данного возрастного промежутка являются:

 

1. Ходьба. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого

 

2. Появление автономной речи, ситуативного, эмоционального, понятного только близким по структуре — обрывки слов.

 

Также происходят изменения в поведении:

 

1. Упрямство, непослушание, требование повышенного внимания.

 

2. Увеличение новых форм поведения.

 

3. Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.

 

4. Повышенная капризность ребенка.

 

5. Противоречивое поведение в осложненных ситуациях.

 

Таким образом, в этот период развивается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, которая повышает его собственную активность. Но эта автономность относительна. Малыш ничего не умеет делать сам. То есть, малыш требует изрядного количества внимания со стороны окружающих, ведь впитывает информацию, как губка.

 

Упражнение «Ассоциативный ряд»

 

Ведущий. Коллеги! Давайте вспомним ассоциативные цепочки на тему «Речь ребенка раннего возраста» и «Физическое развитие малыша», которые Вы активно используете в своей работе с детьми.

 

«Речевое развитие ребенка». Слушание и понимание малых фольклорных жанров.

 

Потешки. «Сорока-ворона», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Ладушки, ладушки»

 

Стихи…..

 

Песни….. .

 

Колыбельные……

 

Рассказы. ……

 

«Физическое развитие ребенка».

 

Подвижные игры и игровые упражнения…….

 

Игры с ходьбой, бегом, на удержание равновесия. «К куклам в гости», «Догони меня», «Догони мяч», «Пройди по тропинке», «Через ручей», «Жили у бабуси»…….

 

Игры с ползанием и лазанием. «Доползи до погремушки», «Проползи в ворота», «Не тронь», «Перелезь через бревно», «Обезьянки», «Котята», «Собери игрушки»……..

 

Игры с бросанием и ловлей мяча. «Прокатить мяч», «Скатить с горки», «Перекинь через веревку», «Целься в круг»……..

 

Игры с прыжками. «Пружинки», «Достань ладонь», «Позвоните в колокольчик», «Зайка беленький сидит», «Птички летают», «Поймай бабочку»……..

 

Игры на ориентирование в пространстве……..

 

Третий шаг. Готовлюсь к поступлению в детский сад.

 

И опять какие-то изменения! (Кризис 3-х лет). (Ведущий размещает надпись у третьего отпечатка детских ног).

 

Третий год жизни является кризисным. Приобретя определенный «багаж» знаний и умений, ребенок начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют, самостоятельности. У малыша зарождается осознание, что он — отдельное существо со своими желаниями, потребностями, которые не всегда совпадают с тем, что предлагают мама с папой. Ребенок пытается сравнивать себя с другими людьми.

 

Осознание своего «Я» на третьем году жизни является новообразованием. И, как при любом достижении, действия, которые его закрепляют, являются самыми важными. Поэтому трехлетний малыш спокойнее воспринимает несамостоятельность в некоторых видах самообслуживания (позволяет кормить себя), в передвижении (просится на руки), чем зависимость в праве выбора.

 

Каждый ребенок имеет свои сроки развития, следовательно, формирование личности тоже происходит в индивидуальном темпе. Чаще всего возраст 2-2,5 года является переходным этапом от активного познания окружающего мира к познанию самого себя. Это стабильный период, в течение которого ребенок особенно успешно овладевает речью, что является основным средством общения в человеческом обществе. Итак, наш малыш уже имеет определенные успехи: усвоил основные макродвижения (ходьбу, бег и т.д.), приобрел элементарные навыки самообслуживания, овладел предметными действиями, речью. И теперь он стремится к самостоятельности во всем, требует признания взрослых, готовится к поступлению в детский сад. Каким же его там встретят именно эти взрослые — его ближайшее окружение на следующие несколько лет?

 

Упражнение «Педагогические весы»

 

Ведущий. Уважаемые коллеги! Один мудрец сказал, что в стране самолюбия всегда есть неоткрытые земли. Поэтому я вам предлагаю найти в себе скрытые качества и свойства. Надо представить, что один сумасшедший ученый создал двух роботов-воспитателей. Одного такого робота он наделил всеми отрицательными качествами, а другого — положительными. Необходимо поделиться на две команды, одной группе необходимо описать, как вел бы себя робот с положительными качествами в детском учреждении, другой — поведение и личностные негативные качества.

 

Обсуждение

 

— Какие черты было описывать труднее всего?

 

— Как вы себя при этом чувствовали себя?

 

— Как вы думаете, как чувствуют себя дети рядом с таким воспитателем?

 

— Положительные черты описывать-самое приятное?

 

— Как вы думаете, как пройдет процесс адаптации у детей рядом с таким воспитателем?

 

Четвертый шаг. Добрый день, я пришел! Помогите мне адаптироваться!

 

(Ведущий. размещает надпись у четвертого отпечатка детских ног).

 

Детский сад — первый опыт «погружения» ребенка в общественную жизнь. Если его просто «кинуть» в новый круг общения, он может получить большой стресс. Социальный фактор главный и самый важный аргумент в пользу детского сада. Комплексная работа всех специалистов, а в первую очередь, воспитателя, способствует более легкой адаптации ребенка к условиям детского сада, укрепляет резервные возможности его организма.

 

Упражнение «Психологические узелки»

 

Ведущий. Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, решить психологические узелки, то есть определить состояние ребенка в период адаптации к детскому саду путем предоставления рекомендаций и способов решения типичных ситуаций, которые возникают в этот период жизни ребенка (ведущий раздает педагогам карточки, на которых написаны ситуации):

 

— Ребенок боится нового помещения, незнакомых взрослых и детей;

 

— Ребенок с плачем прижимается к матери и не отходит от нее ни на шаг;

 

— Ребенок ни чем не интересуется, не подходит к игрушкам;

 

— Ребенок избегает контактов с другими детьми;

 

— Ребенок отказывается от контактов с воспитателем;

 

— Ребенок не отпускает от себя воспитателя, стремится постоянно сидеть у него на руках;

 

— Ребенок отказывается от еды;

 

— Ребенок перестает говорить, хотя хорошо умеет;

 

— Ребенок постоянно плачет;

 

— Ребенок начинает часто болеть;

 

— Ребенок играет только одной игрушкой;

 

— Ребенок отказывается спать

 

— Ребенок отказывается посещать детский сад

 

Пятый шаг. И вот наконец я здесь — в стране детства …

 

Всем известно, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования устанавливает  3 группы требований:

 

  • К  структуре Программы;

  • К  условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

  • К  результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

 

Акцентируем свое внимание на третьем требовании — Требовании  к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

 

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде  целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапах развития дошкольников.

 

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием  для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

 

Я раздам карточки с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, а вы должны, будете соотнести — к какой образовательной области относится те или иные действия и доказать.

 

Социально-коммуникативное развитие

 

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

 

Познавательное развитие

 

— использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 

Речевое развитие

 

— владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

 

— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

 

Художественно-эстетическое развитие

 

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

 

Физическое развитие

 

— у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

                  

 

                   Пути достижения данного социального портрета выпускника.

 

— создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

 

— использование новых современных инновационных образовательных технологий;

 

— оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

 

 

 

Упражнение «Тайник сокровищ» (притча)

 

«Рассказывают мудрые люди, что с древнейших времен люди и боги жили рядом, как соседи (это уже потом боги выбрали себе жизнь на Олимпе). Вот, как водится и тогда и сейчас между недружественными соседями, поссорились они как-то не на шутку — и давай друг другу пакости различные устраивать, и каждый раз все хуже и хуже … А уступить — никто не хочет!

 

… Подошла рознь, говорят, уже к тому, что решили боги наказать смертных хуже некуда, чтобы не были они такими дерзкими.

 

Подумали — и решили похитить у людей самое дорогое, самое ценное, самое важное, что у них было.

 

У одного любовь украдут, у другого ум, у кого-то — мечту, еще у других — счастье … И так во всем мире …

 

Наносили человеческих сокровищ кучу. Начали снова советоваться: «Что с ними делать? Куда теперь это спрятать?» Сложно было им прийти к согласию в выборе надежного тайника для собранных сокровищ.

 

И вдруг кто-то сказал: «А что, если их сокровища мы спрячем у них под самым носом?! Никогда не найдут!» И предложил тайник … человеческое сердце.

 

«Да, да!» — Говорили одобрительно все вокруг. «Люди никогда не догадаются там искать …», «Они лишь изредка и в основном небрежно туда заглядывают …» «О, сердце — это действительно самое сокровенное место для них …»

 

Поэтому с тех пор так и повелось среди людей: всю жизнь мы готовы положить ради получения утраченного когда-то сокровища, которое находится так рядом.

 

А все — гораздо проще: уважаемые коллеги! Оно у каждого из нас есть — свое, собственное, родное — его только надо суметь найти в своем сердце. И если это сокровище настоящее — оно обязательно умножится … »

 

Ведущий. Все мы родом из детства, в каждом из нас до сих пор живет ребенок. А тем более, что работаем мы именно в стране Детства! Каждый раз, заглядывая в свое сердце, отдавайте детям всю вашу, такую ​​важную для них любовь, искренность, теплоту. Ведь девиз педагога по жизни: «Сердце отдаю детям». Успехов всем вам!                               Благодарю за внимание!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *