Сущность воспитания как части педагогического процесса

Автор: Крехова Анастасия Сергеевна

Сущность воспитания как части педагогического процесса.

 «Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [ 1:2].

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основой элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

 Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным. Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то время, когда ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги, смотрит журналы. Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, и называется воспитанием.

«Воспитание – деятельность, направленная н развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семье, общества и государства»  [1: 2].

 Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов — обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания.

Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения. Следовательно, и в школе воспитание – неактуальная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка. Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка [3:121].

Методика преподавания, методика подачи учебного предмета не всегда могут заключать в себе воспитательные задачи. В некоторых случаях воспитательная область – область чистого воспитания, совершенно отдельная сфера деятельности педагога. Она имеет, свои задачи и логику, которые являются сравнительно независимыми от задач и логики обучения.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, выработаны общественные мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но при этом проявляет эгоизм в отношениях с коллективом и нарушает общественные правила.

Обучение и воспитание имею ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга [3: 87].

Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в  выработке того или иного качества;                                                                                                                      б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

 в) формирование умений, навыков и привычек поведения. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Воспитание, как говорилось выше, есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей.

Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий. Если же процесс воспитание нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять, то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать своё влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки»   [ 1:176]

Таким образом, как мы видим воспитание-это целенаправленный процесс, в результате которого формируется человек как личность. Это часть педагогического процесса, являющаяся основной и многофакторной.

Список использованной литературы

1.       Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный

2.       Беликова Е. Теория и методика воспитания [Текст]/  Е. Беликова.-М.: Эксмо, 2008.-160с.

3.       Борытко Н. М. Теория и методика воспитания [Текст]/ Н. М. Борытко.-Волгоград: ВГИПК РО, 2006.-198 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *