Учитель ГКОУ » Плоскошская специальная школа-интернат»

Автор: Татьяна Александровна Евграфьева

Интерактивные методы обучения в начальной школе
Евграфьева Татьяна Александровна,
учитель начальных классов

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными.
Позвольте напомнить, что такое методы обучения и какие они бывают.
Методы обучения классифицируют по разным признакам:
• по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
• по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
• по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний, методы проверки и оценивания.
• по степени активности педагога и учащихся: активные, интерактивные и пассивные
Наши педагоги тоже применяют в своей работе разные методы, которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, которые учат ребёнка учиться.
А вот действительно ли они интерактивные, или всё-таки активные или даже пассивные?
Попробуем разобраться.
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия \»учитель = ученик\». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Что такое интерактивные методы обучения?
Итак, определимся с понятием «интерактивные методы обучения».
Интерактивные: от англ. («интер» — «взаимный», «акт» — «действие»).
Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса.
Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу:
«Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия \»учитель = ученик\» и \»ученик = ученик\». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
• Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
• Повышение познавательной мотивации.
• Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).
• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
• Воспитание лидерских качеств.
• Умение работать с командой и в команде.
• Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
На каких этапах урока можно применять ИМО? (Ответы педагогов)
ИМО применяются на всех этапах урока.
(Этапе мотивации — организации класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, релаксация, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия).
Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
К интерактивным методам относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.
Они бывают индивидуальные и групповые.
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются многоголосье, диалог, мыследеятельность, словотворчество, создание ситуации успеха, рефлексия.
При выборе интерактивного метода необходимо учитывать критерии отбора: соответствие целям и задачам урока, теме, возрастным особенностям и другие.
Умелое использование интерактивных приёмов позволяет повышать интерес к обучению, развивает самостоятельность, способствует созданию ситуации успеха на уроке.
Остановимся на некоторых…
Методы и приемы интерактивного обучения
• Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
• Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
• Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
• Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
• Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
• Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
• Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
• BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, попс — формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Интерактивные методы обучения в начальной школе.docx