МБОУ «Первомайская СОШ»

Автор: Кулюкина Людмила Николаевна
Семинар-практикум \» Педагогическое общение как основная форма эффективной профессиональной деятельности педагога\»
________________________________________
Одним из важных качеств педагога является его умение организовывать конструктивное взаимодействие с детьми, общаться с ними. Учителю необходимо знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения. На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена программа семинара-практикума.
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
1. Актуализировать знания участников по проблемам педагогического общения.
2. Помочь учителям осознать собственный стиль педагогического общения.
3. Развить навыки конструктивного решения педагогических конфликтов.
Домашнее задание: каждому предлагается рассказать о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих учеников/воспитанников.

Планируемый результат:
Совершенствование навыков конструктивного педагогического общения.
Тематический план.
1. Введение. Приветствие.
2. Сообщение «Стили общения педагога с учениками»
3. Тестирование «Какой вы педагог?»- модификация Р.Калининой.
4. Сообщение «Педагоги и родители: традиционные и нетрадиционные формы работы»
5. Упражнение «Другой ракурс»
6. Сообщение : «Культура педагогического общения — как условие благоприятного психологического климата в школе».
7. Графический тест «Черты вашей личности»/
8. Заключительное слово

1.ВВЕДЕНИЕ
Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Наш семинар будет как информационный, так и практический. Он будет разделён на 3 блока, подразумевающие формы педагогического общения в виде:
• пеедагог- ребенок;
• педагог-родители;
• педагог-педагог.
После каждого сообщения выполним практическое задание.
Начнем с первого сообщения.
2.СООБЩЕНИЕ «СТИЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКАМИ»
педагогическое общение – система взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе школьного учреждения.
Существует множество характеристик педагогического общения, но мы остановимся на традиционных стилях:
Авторитарный стиль педагогического общения
Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Ученики в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.
Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии педагога. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
Демократический стиль педагогического общения.
Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение учеников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.
Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
Либеральный стиль педагогического общения
Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.
К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общениия позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

Семинар-практикум _ Педагогическое общение как основная форма эффективной профессиональной деятельности педагога_.docx