Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ритмики и музыки для детей с ОВЗ в начальных классах.на уроках

Автор: Бондарева Наталия Александровна
Каждый учитель пытается решить проблему сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, используя различные здоровьесберегающие технологии, которые являются не только частью образовательного процесса, но и реализацией адаптированных образовательных программ.
Умение и желание сохранить здоровье необходимо прививать с раннего возраста. Поэтому в начальной школе нужно уделять большое внимание пропаганде здорового образа жизни, опираясь на музыкально-ритмическое воспитание и включать в урок не только музыкально-ритмические упражнения ,игры, песни, танцы, но и уделять некоторое время беседам о закаливании, одежде ученика, режиме дня и др.
Для детей с задержкой психического развития уроки ритмики носят важный характер, т.к существует необходимость коррекции недостатков психического и физического развития . С помощью музыкально-ритмической деятельности происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция , произвольность движений и поведения .
Лечебное значение музыки известно давно. С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Еще в Древней Греции сформировались представления о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. На уроках в целях музыкальной терапии используется как классическая, так и современная лёгкая музыка Современными учёными доказано, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки.
В. М. Бехтерев,выдающийся ученый XX столетии в области психиатрии и неврологии считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, регулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на слуховые и зрительные раздражители.
На уроках ритмики снимается психоэмоциональное напряжение, активизируется мышление, проявляется интерес к деятельности, развиваются: внимание, память, музыкальный слух, моторика, координация движений, чувство ритма, воспитываются навыки группового поведения.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Желательно избегать шумных игр, так как известно, что шум возбуждающе действует на нервную систему.Психологический комфорт школьников во время урока имеет большое значение. Доброжелательная обстановка, внимание к каждому ,тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор помогают учащимся добиться хороших результатов в своей деятельности
В заключение можно сказать, что применение на уроках ритмики в начальной школе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает сохранить и укрепить здоровье учащихся, а также способствует формированию положительных мотиваций у детей и родителей обучающихся.

ЗДОРОВЬЕСБЕР ТЕХН НА РИТМИКе 26.03.18.docx