Организация работы с родителями в условиях ФГОС НОО

Автор: Лилия Николаевна Сурова
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.
Основными задачами работы школы с родителями являются:
— необходимость направлять работу на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей,
-усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

Формы работы классного руководителя с родителями учащихся можно распределить по группам: индивидуальная, групповая, коллективная.
На основе ФГОС разработана «Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы», в которой особое внимание уделяется совместной деятельности школы, семьи и общественности. Для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников, т. к. цель формирования УУД у учащихся предполагает изменение подхода и ко многим вопросам в воспитательной системе. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи.
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
1.Изучение условий семейного воспитания.
2.Информирование родителей о содержании учебно- воспитательного процесса.
3.Психолого-педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5.Совместная деятельность родителей и учащихся:
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации

В своей работе с родителями я предпочитаю традиционные формы работы: родительские собрания, конференции, консультации, посещения на дому,
дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги, совместное ведение «Портфолио» (учащиеся, учитель, родители) с введением ФГОС.
Провела родительские собрания на темы: «Возрастная психология младшего школьника», «Особенности адаптации ребенка к школе», «Режим дня школьника. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей.
Анкета «Мой ребенок»
1.Когда он родился, то_________________
2.Самым интересным в первые годы жизни в нем было____________________________
3.О здоровье можно сказать следующее___
4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _________________________
5. Его отношение к школе было_________
6.Трудности воспитания связаны с _______
7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на___________________________
Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера.
Методы изучения семей:
1. Наблюдение.
2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ПДН, социального педагога).
3. Индивидуальные беседы.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.
Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (знакомство и подписание Договора об оказании образовательных услуг школой, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей на протяжении 4 лет оказывает родительский комитет, избираемый на первом собрании. Исходя из опыта своей работы с родителями, считаю удобным распределение работы классного родительского комитета по секторам. Каждый отвечает за свой сектор, остальные родители класса помогают им.
Родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры).
С внедрением новых образовательных стандартов и региональных экзаменов в 4 классе изменилась и их : «Режим дня и особенности организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС». Актуальными стали и темы «Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности ребенка в семье», «Здоровье ребенка – основа успешности в обучении», «Взаимоотношения взрослых в семье — пример подражания для детей», «Что такое УУД?», «Что такое портфолио?» При оформлении портфолио со своими детьми в 1 классе родители показали свои творческие возможности: художественно-эстетические способности, выдумку, смекалку,.К родительским собраниям стараюсь готовить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок), показывающие интеллектуальное развитие детей.
Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты, праздники, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Родители нашего класса активно участвуют в проведении классных и школьных мероприятий: готовят интересные поделки, номера художественной самодеятельности для, ставшего традиционным, «Осеннего праздника»,принимают участие в акции милосердия «Помоги ребенку», в организации и проведении Новогодних праздников. Нравятся и родителям и детям праздники 8 Марта, 23 февраля: дети готовят праздничный концерт для родителей, проводятся веселые конкурсы, игры с участием родителей, чаепития .
Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи . Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах и на уроках окружающего мира дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях. Полученную информацию они оформляют с помощью родителей в своем «Портфолио». В портфолио дети с удовольствием накапливают результаты своих учебных и спортивных достижений : грамоты и дипломы за участия в конкурсах, соревнованиях, предметных олимпиадах.
Актуальной сегодня остается и такая форма работы, как посещение детей по месту их проживания с целью индивидуальной работы с родителями, знакомства с условиями проживания. Посещение семей, в основном группы риска, проводим совместно с членами классного родительского комитета, с социальным педагогом школы.
На выпускном празднике из начальной школы подводим итоги и и работы с родителями. По сложившейся традиции мы поощряем самых активных родителей почетными грамотами. Стараемся не оставлять без внимания всех, т. к. и дети группы риска имеют различные достижения, например, в спорте. Это дает надежду и уверенность в своих силах при переходе в среднее звено как для учеников, так и для родителей. Нередко и дети, и родители, перейдя в среднее звено, раскрывают свои новые возможности и способности.

8 ок. августовсое выступление.doc