Инновационные дидактические приёмы обучения письменной речи на уроках французского языка на уровне основного общего образования

Автор: Хованская Наталья Андреевна
Письменная речь — вид речевой деятельности, имеющий целью передачу информации в письменной форме в соответствии с ситуацией общения. Для того чтобы перейти к обучению письменной речи, необходимо дать ребенку хорошую базу в письме, а именно, сформировать каллиграфические, орфографические, композиционные и лексико-грамматические навыки. Только потом можно перейти к самой письменной речи, которая подразделяется на репродуктивную и продуктивную. Продуктивная письменная речь в свою очередь включает в себя: учебную и коммуникативную. Так как основная цель обучения иностранному языку это развитие способности использовать язык как инструмент общения, то в процессе обучения следует сконцентрировать работу на развитие второго типа письменной речи – коммуникативном. На уровне ООО такой вид деятельности возможен, потому что обучающиеся перешагнули порог начальной школы и уже способны достаточно свободно грамотно выражать свои мысли.
Чтобы добиться поставленной цели, учителю необходимо учитывать многие факторы. В первую очередь речь идёт о возрастных особенностях обучающихся 5-9 классов. Этот период характеризуется бурным развитием и перестройкой социальной активности. Но наиболее интересным изменениям подвергаются психические особенности детей. Идёт развитие избирательности и целенаправленности восприятия, формируется устойчивое, произвольное внимание и логическая память, а мышление от наглядно-образного переходит к абстрактному.
Помимо учёта психофизиологических особенностей детей ООО учителю важно строить процесс обучения в соответствии с современными тенденциями и потребностями мира. В связи с информатизацией всех сфер человеческой деятельности, когда различные чаты, блоги, форумы, социальные сети, сайты в Интернете стали практически главными источниками информации и средствами коммуникации, в сфере образования возникла необходимость пересмотреть теоретико-методологические основы обучения. Мы пришли к выводу, что успешное обучение письменной речи на уроках французского языка будет реализовано если его строить на принципах индивидуализации, эмоциональности, инновационности среды обучения и междисциплинарности; если применять творческий и коммуникативный методы с использованием игровых технологий при соблюдении следующих условий: использование компьютерных технологий и погружение в реальный процесс коммуникации. Эти компоненты тесно взаимосвязаны, поэтому важно учитывать их в совокупности.
Цели и содержание обучения письменной речи на иностранном языке создаются в соответствии с определенными требованиями, которые фиксируются в Государственном стандарте и программе общеобразовательных учреждений. На основе государственного стандарта составляется примерная рабочая программа по иностранным языкам, где расписаны требования к овладению письменной речи на каждом уровне обучения.
Согласно ФГОСу ООО по окончании 9 класса обучающиеся должны уметь: заполнять анкеты и формуляры, писать короткие поздравления, писать личное письмо и писать небольшие письменные высказывания с опорой на план.
Эти требования ориентированы на то, чтобы обучающиеся по окончании основной школы имели возможность вести письменное общение на иностранном языке с целью использования приобретенных знаний и умений на практике в реальной жизни.
Возможно ли достижение поставленной задачи, если строить процесс обучения по современным школьным учебникам французского языка?
Чтобы ответить на эти вопросы, был проведен анализ основных двух УМК по французскому языку: «L`oiseau bleu» и «Le français c`est super». Нами было выявлено, что эти учебники соответствуют требования ФГОС ООО, они содержат достаточное количество упражнений для отработки использования тех или иных лексических, грамматических конструкций в письменном виде. Но есть и недостатки. Во-первых, недостаточно упражнений для того, чтобы достичь главной цели обучения письменной речи на иностранном языке: формирования коммуникативной компетенции. Во-вторых, упражнения не всегда актуальны, не отвечают современным потребностям. Поэтому возникает необходимость в инновационных упражнениях.
Мы предлагаем упражнения, с использованием Интернет-ресурсов, которые будут не только соответствовать требованиям ФГОС ООО, но и современным интересам детей, потребностям мира.

Статья.docx