учитель

Автор: Иванова Татьяна Анатольевна
Дети с ограниченными возможностями здоровья — прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для учителя является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Мной, как учителем использоваться следующие методические приемы:
• Поэтапное разъяснение заданий;
• Последовательное выполнение заданий;
• Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
• Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
• Близость к учащимся во время объяснения задания.
• Смена видов деятельности:
• Чередование занятий и физминуток;
• Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
• Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
• Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
• Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Коррекционно–развивающие методы в работе учителя
с детьми с ОВЗ
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для учителя является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
• выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
• оказать помощь в поисках «себя»;
• создать условия для индивидуального развития ребенка;
• создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• расширить рамки общения с социумом;
• создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
• выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
• осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
• любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
• ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
• умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Я верю в возможности каждого своего ученика, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество учителя, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

КОНФЕРЕНЦИЯ.docx