«Обучающийся с ОВЗ в ОДОД школы»

Автор: Холкина Светлана Николаевна
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Говоря о детях с расстройствами аутистического спектра имеется ввиду нарушения аффективно-эмоциональной сферы, приводящее к искажению всех пропорций психического развития. В психологии эти варианты нарушений относятся к различным вариантам искаженного развития. Выделяются три варианта искаженного развития: искажение преимущественно аффективно, эмоциональной сферы (ранний детский аутизм); искажение преимущественно когнитивной сферы (атипичный аутизм); смешанный вариант искаженного развития. [3, с.16]
Сейчас по закону любая школа должна создать условия для обучения детей с особенностями развития. Прежде всего школы обеспечивают доступную среду: устанавливают специальные пандусы, широкие двери для инвалидов-колясочников, тактильные указатели для слабовидящих. Основными условиями для включения детей с расстройствами аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (т.к. эта категория детей нуждается в специальных методах и приемах как организации процесса обучения, так и адаптации программного материала).
Как взять такого ребенка в класс и учить? На деле всё складывается не так легко.
Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки. Программа обучения аутичного ребенка должна быть разработана индивидуально и должна строиться на основе его избирательных интересов и способностей, такой ребенок должен сопровождаться тьютором ( в моём классе у ребенка был тьютор, мне повезло, иначе учебный процесс был бы не возможен), наполняемость класса должна быть небольшой. Наполняемость класса в общеобразовательной школе 25 человек и более. Может ли учитель в классе работать сразу по двум программам? Одно дело написать программы, а другое работать. Это первая проблема. Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет.
Помимо родителей детей с особенностями развития, процесс инклюзии сильно зависит от родителей обычных детей. Они тоже имеют свою точку зрения. Обычным детям, которые встречают особенного ребенка в классе, тоже приходится сложно. Такой ребенок, например, может вести себя как совсем маленький — с трудом сидеть некоторое время за партой, вставать, ходить по классу во время урока, издавать разные звуки. Иногда поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытается сообщить о своих неприятных ощущениях, например — из-за слишком громких звуков или сильных запахов. Некоторые родители утверждают, что такой ребенок отвлекает от работы в классе других детей. Страдают все участники образовательного процесса. Это еще одна проблема.
Когда ребенок с РАС приходит в школу, его окружает большое количество новых людей — детей и взрослых. Хорошо, если в классе уже есть знакомые дети — например те, с которыми ребенок обучался ранее. Если таких детей нет, важной задачей тьютора, психолога, учителя становится включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. Чаще всего, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе поиграть. В случае с «особым» ребенком, инициатором общения детей часто становится взрослый — учитель, тьютор. Всем детям класса необходимо объяснить, почему их одноклассник так отличается от них — плохо говорит, странно себя ведет. Рассказать, что ему трудно и объяснить, чем мы можем помочь. Часто им хочется позаботиться о таком человеке, но не все дети готовы эту заботу принимать. Для некоторых людей излишнее внимание — это большой стресс. Особенному ребенку, который приходит в класс, тоже может быть некомфортно. Он тоже может чего-то бояться и не быть готовым к какому-то диалогу, к конструктивным действиям, что может негативно сказаться на его поведении. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. И — кроме того — мы знаем, что отношение к тому или иному ученику класса у его одноклассников очень сильно зависит от отношения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положительное отношение к «особому» ребенку, не стараясь выделить его из всех детей, включает в урок, организует взаимодействие на уроке и перемене, в классе формируются отношения доброжелательности, сотрудничества и взаимопомощи и тогда процесс адаптации ребенка с РАС в классе будет успешным.

Статья — В ШКОЛЕ С Расстройствами.docx