Основные принципы игровых технологий в дополнительном образовании

Автор: Бенжина Наталья Валерьевна

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В
их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
 по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые,
социальные, психологические);
 по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,
познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные,
развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
 по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
 по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные,
компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:
— природо – и культуросообразность;
— умение моделировать, драматизировать;
— свобода деятельности;
— эмоциональная приподнятость;
— равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
— дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие
определенных умений и навыков;
— воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности,
коммуникативности;
— развивающие: развитие качеств и структур личности;
— социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям
среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и
особенности методики проведения игр зависят от возраста.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто
используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-
дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом,
например, \»Моделирование случаев из жизни\», \»Стихийное бедствие\»,
\»Путешествие во времени\» и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка
учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений.
Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо
действовать.
Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно
работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп
обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися
различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при
организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям
ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:
 Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы,
составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария,
расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах,
консультации).
 Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
 Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Игровые технологии.docx