ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Автор: Сулина Надежда Владимировна
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобре-тает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу-словлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают тесное взаимодействие всех участников вос-питательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педа-гогическому воздействию детского сада и семьи.
В статье № 18 Закона РФ «Об образовании говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное — то, что не мо-жет дать никакой другой социальный институт — интимно — личностную связь и изначальное единство с родными.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и обра-зовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Дет-ский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.
Детский сад должен осуществлять интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с разными категориями родителей: семьями своих воспитанников; семьями социума, имеющими детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения; с будущими родителями.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышению раздражительности и утомляемо-сти, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. В современных семьях наблюдается уменьшение «Воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет сниже-ние качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более ав-торитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальна. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и усло-виями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. По-ложительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не забо-тится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максими-зировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспи-тания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целена-правленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотноше-ний, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудни-чество.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целе-сообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться определенной тактикой. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует пере-ходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье цен-ности.
3 стиля семейного воспитания:
*При демократическом стиле, прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
*При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
*При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в се-мье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.
Особая роль в положительном взаимодействии с семьей принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего — то добиться от ребенка, просят именно педа-гога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей рабо-ты, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми, становится своеобразной культурой самих детей.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогиче-ских, психологических, юридических, экономических… . Решение семейных проблем требует от супругов зрело-сти и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большин-ство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных роди-телей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образов того, как справлялись с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бы-тия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. И воспитатель, и родитель — взрослые люди которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
 Принимать активное участие в жизни семьи;
 Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
 Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать разви-вать свои умения и таланты;
 Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
 Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
 Уважать право ребенка на собственное мнение;
 Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, кото-рый просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует под-хода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а также владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:
• отказ от критики участников процесса обучения;
• обеспечение свободы мнения;
• уважение плюрализма жизненных позиций;
• удовлетворение познавательного интереса.
В науке эти принципы составляют базу андрогогической модели обучения (андрогогика — наука об об-разовании взрослых), в которой (в отличие от педагогической модели) ведущая роль принадлежит самому обуча-ющемуся.

семинар.docx