проект «Домашние животные»

Автор: Черных Лидия Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад» с. Мутница

Проект «Ознакомление дошкольников с животным миром»

Составила Черных Л.Н.


Проект «Ознакомление дошкольников с животным миром»
Актуальность: взаимодействуя с природой, дети осваивают знания о картине мира. В дошкольном возрасте формируются первичные представления о себе, природе, окружающих людях и явлениях. Именно в дошкольном возрасте, считают ученые Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др. формируется фундамент их развития.
Наиболее близкими и яркими явлениями для ознакомления с окружающей природой является животный мир, так как он внешне привлекателен для малышей, в народном фольклоре также используются образы животных. Через знакомство с животными у ребенка формируются первичные представления о природе, о внешнем виде животных, питании, повадках в зависимости от среды обитания. Познает законы природы, при этом он развивается как личность. Познавая природу у ребенка развивается ум: способности формируются системно знания о животном мире, что является основанием для последующего экологического образования детей. Эта работа организуется и проводится в детском саду через дидактическую игру. Поскольку уже в младшем дошкольном возрасте необходимо формировать представления о животных у детей через дидактическую игру. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев отмечали, что в процессе формирования представлений об окружающем мире, в частности представления о животных, дети приобретают не только отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность.
Разработки П.Г. Саморуковой свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир: себя, окружающей людей, мир вещей, природные объекты и явления. Разработки Н.Ф. Виноградовой подтверждают мнение о том, что познавая окружающий мир, ребенок развивается как личность, у него формируются представления о картине мира, развивается психики, формируется эмоционально-нравственные отношения к окружающему миру умение создавать и сохранять условия для жизни живого.
В период младшего дошкольного возраста дидактическая игра выступает как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными. В процессе организации дидактической игры дети познают мир природы и учатся создавать условия для жизни живого. Разработки современных методистов Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, Е.В. Золотова, Г.Н. Годиной, С.Н. Николаевой, Т.А. Марковой и др. подтверждают, что дети дошкольного возраста познают животных по внешнему виду, повадкам, учатся видеть зависимости развития и размножения живого от среды обитания, взаимосвязи с человеком, уходу человека за животными, природоохранная работа и др., в связи с чем, у ребенка формируются гуманные отношения к животному миру в контактах с животными. Проблеме дидактической игры детей дошкольного возраста посвящены исследования Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Р. Беспаловой, В.Н. Аванесовой, С.Н. Николаевой. Авторы в своих исследованиях раскрывают значение игры для дошкольников, однако в методической литературе не достаточно полно освещена данная проблема.
Цель проекта: сформировать представления о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Задачи проекта:
1. Подобрать дидактические игры направленные на формирование представлений о домашних животных для детей младшего дошкольного возраста.
2. Апробировать систему дидактических игр по формированию представлений о домашних животных на практике
3. Пополнить эколого-развивающую среду в группе ДГ;
4.Определить педагогические условия активного освоения детьми представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста.
Паспорт проектной работы.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: младший дошкольный возраст
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Тип проекта: творческий, групповой.
Форма проведения: занятия, экскурсии, походы, самостоя¬тельная деятельность детей, игры.
Продолжительность: среднесрочный
Цель – результата: создание динамичного панно с макетами домашних животных
Цель констатирующего этапа: выявить исходный уровень сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы.
Задачи констатирующего этапа:
1.Выявить исходный уровень сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы.
2. Выявить исходный уровень умений ориентироваться в животном мире: где живут домашние животные; чем питаются; умения назвать части тела; кто, как «разговаривает»; о пользе домашних животных для человека; как человек ухаживает за домашними животными.
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента, нами была использована диагностика, разработанная на основании исследований П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцевой, Е.Ф. Терентьевой) [Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Уч. Пособие для педагогических училищ/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцева, Е.Ф. Терентьева. – Спб., Акцидент, 1999]
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента, нами была использована диагностика, разработанная на основании исследований П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцевой, Е.Ф. Терентьевой) [Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Уч. Пособие для педедагогических училищ/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцева, Е.Ф. Терентьева. – Спб., Акцидент, 1999]
Материал: картинки с изображением домашний животных (корова, овца, коза, свинья, баран, собака, кошка)
Ход: Посмотри внимательно, перед тобой картинки, посмотри внимательно и скажи:
1. Кто это (взрослый указывает на наглядность)? (корова, овца, коза, свинья, баран, собака, кошка)
2. Где живут корова, овца, коза, свинья, собака, кошка? (дома или около дома человека, в хлеву).
3. Что это (показывают хвост, морду, туловище, рога, копыта)?
4. Живое ли это (показ картинки с изображением живого)? (да)
5. Как ты догадался, что животное живое? (питается, двигается, растет, размножается, дышит).
Критерии оценки:
3 балла – ребенок дает самостоятельно верный и полный ответ.
2 балла – ребенок дает частичный, но верный ответ.
1 балл – ребенок дает не верный ответ, не дает ответа
Характеристика уровней сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы
Высокий уровень (3 – 2,4 балла) – ребенок называет по картинкам два – три вида домашних животных. Самостоятельно выделяют части тела животных, называют где живут и чем питаются. Выделяет 2-3 признака живого.
Средний уровень (2,3 — 1,7 балла) – ребенок называет по картинкам до двух видов домашних животных. Затрудняются выделять части тела животных, называют, где живут и чем питаются животные. Выделяет до 2 признаков живого.
Низкий уровень (1,6 – 1 балл) — ребенок называет по картинкам до двух видов домашних животных. Не выделяют части тела животных, не называют, где живут и чем питаются животные. Не выделяет признаков живого.
Таким образом, данная серия эксперимента позволила выявить представления детей о животном мире
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента, направленной на изучение ориентироваться в животном мире: где живут домашние животные; чем питаются; назвать как «разговаривает» животное; о пользе домашних животных для человека; как человек ухаживает за домашними животными, были проведены дидактические игры
1. Дидактическая игра «Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Ход: «Давай поиграем игру «Кто где живёт». Тебе нужно выбрать животное и поселить его в домик, так где он живет?
2. Дидактическая игра «Покорми животное»
Материал: игрушки домашних животных, картинки с изображением питания для животных: сено, трава – корова, овца, коза; молоко – кошка, косточки – собака.
Ход: Давай с тобой поиграем игру «Покорми животное». Выбери то, что любят есть животные. Покорми их сам.
3. Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Ход игры: Детям показывается изображение домашнего животного, они изображают, как это животное кричит и двигается.
4. Дидактическая игра «Как животные помогают дедушке?»
Воспитатель раздает детям предметные картинки с изображением домашних животных и спрашивает:
Как животные помогают дедушке
Ответы фразой:
Корова дает молоко.
Лошадь возит грузы.
Кошка ловит мышей.
Собака сторожит дом.
Овца дает шерсть.
Коза дает молоко и шерсть.
Воспитатель продолжает:
-Обрадовался дедушка. Кошку оставил в доме жить, а для остальных животных построил домики.
5. Дидактическая игра «Дорисуй недостающие детали»
Ход игры: Детям предлагается изображения домашних животных, в которых не хватает какой- либо детали: у лошади- гривы, у барана- рогов, у козы- копыт, у свиньи- пятачка, у барана- рогов, у кошки- усов, у собаки- хвоста и т.д. Каждый ребёнок должен дорисовать недостающие детали и объяснить, почему он это сделал.
Критерии оценки:
3 балла – ребенок дает верный и полный ответ самостоятельно.
2 балла – ребенок дает верный, но не полный ответ с помощью воспитателя
1 балл – ребенок дает не верный ответ, отказывает от ответа, помощь воспитателя не эффективна.
Характеристика уровней сформированности умения ориентироваться в окружающем мире детьми младшей группы
Высокий уровень (3-2,4 балла) – ребенок точно умеет называть место, где живут домашние животные, чем питаются, как «разговаривают». Отмечает, какую пользу приносят домашние животные для человека. Самостоятельно проявляет умение дорисовать недостающие детали животного, т.е. умеет называть части домашних животных.
Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) – ребенок с помощью взрослого называть место, где живут домашние животные, чем питаются, как «разговаривают». Отмечает (до 2 животных) какую пользу приносят домашние животные для человека. Самостоятельно проявляет умение дорисовать недостающие детали животного (до 2-3), т.е. умеет называть части домашних животных.
Низкий уровень (1,6-1 балла) – ребенок не умеет называть место, где живут домашние животные, чем питаются, как «разговаривают». Не знает какую пользу приносят домашние животные для человека. Не дорисовывает недостающие детали животного, т.е. не умеет называть части домашних животных.
Таким образом, данная серия игр позволила выявить умения детей ориентироваться в животном мире.
Результаты сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы были следующее:
Диаграмма 1
Уровни сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы (констатирующий этап)

Таким образом, можно отметить, что представления у детей младшей группы о домашних животных сформированы поверхностно.
Для решения второй задания констатирующего эксперимента, направленной на изучение сформированности умения ориентироваться в животном мире детьми младшей группы, мы провели серию игр.
Результаты были следующее: 57% детей со средним уровнем – дети с помощью взрослого называть место, где живут домашние животные, чем питаются, как «разговаривают». Отмечает (до 2 животных) какую пользу приносят домашние животные для человека. Самостоятельно проявляет умение дорисовать недостающие детали животного (до 2-3), т.е. умеет называть части домашних животных. 43% детей с низким уровнем — дети не умеют называть место, где живут домашние животные, чем питаются, как «разговаривают». Не знают, какую пользу приносят домашние животные для человека. Не дорисовывают недостающие детали животного, т.е. не умеют называть части домашних животных.
Диаграмма 2
Уровни сформированности умения ориентироваться в животном мире у детей второй младшей группы (констатирующий этап)

Таким образом, можно отметить, что сформированность умения ориентироваться в животном мире детьми младшей группы поверхностны.
Вывод: результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей младшего дошкольного возраста сформированы поверхностные представления о домашних животных. Дети не знают признаки живого, не все дети отмечают части тела животного, а также не могут отметить, чем питаются. Это можно было проследить в ответах детей. Особую сложность составлял вопрос, связанный с перечислением частей животного. О недостаточной сформированности представлений о домашних животных, о том, что дети не знают, чем нужно кормить животных. Мы решили, что необходимо сформировать у детей представления о внешнем виде, о жизни домашних животных, закрепить и систематизировать представления о домашних животных, развивать интерес к животному миру. Для этого мы решили организовать проектную деятельность.
Принципы организации проекта:
• принцип системности — интерес к домашним животным можно успешно формировать только при хорошо продуманной системе;
• принцип последовательности — качестве основной формы обучения использовать дидактические игры, т.к. они формируют в определенной последовательности представления о домашних животных;
• принцип индивидуально — дифференцированного подхода — использовать индивидуальную работу с детьми, затрудняющимися в усвоении представлений с детьми, опережающими своих сверстников в развитии;
• принцип повторения — важно организовать повторение, но так, чтобы в уже известном материале ребенок мог находить что-то новое (это способствует углублению ранее приобретенных представлений).
В связи с этим мы создал следующие условия:
1. В игровой уголок внесли дидактические игры доступные для ребенка.
2. Сделали альбомы с иллюстрациями о домашних животных: частях животных, которым ребенок в любой момент может пользоваться.
3 Внесли в игровой уголок наглядные пособия и дидактические игры для более удобного использования детьми в самостоятельной игровой деятельности.
В своей работе мы использовали дидактические игры.
Организация формирующей работы имела определенную систему.
На первом (подготовительном) этапе мы поставили цель: сформировать интерес о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста. Нами были использованы дидактические игры. Для реализации поставленной цели был введен герой Дед Егор, присутствие которого в процессе организации игр вызвало у детей заинтересованность к новому материалу.
Цель второго (основного) этапа: сформировать представления о домашних животных и умении называть части домашних животных у детей младшего дошкольного возврата. На втором этапе нами было проведено 7 дидактических игр. Данная серия игр позволила углубить полученные представления на предыдущем этапе формирующего эксперимента.
Организация третьего (заключительного этапа) работы позволила закрепить полученные представления на первых двух этапах работы. Цель третьего этапа была направлена на закреплении полученных представлений о домашних животных
На данном этапе было проведена игра «Поможем дедушке Егору на ферме».
Для реализации цели первого этапа, на протяжении пяти игр у детей формировали представления о домашних животных.
В процессе организации игры «Узнай по картинке» нами была поставлена цель: сформировать знания о домашних животных, об их внешнем облике
В игре дети проявили активность, дети рассматривали картинки и по предложению выбирали животное, о котором составляли рассказ. Затем находили на столе картинки с изображением пищи, которую употребляет данное животное и кормили его.
Организация наблюдения за ростом лука позволила сформировать у детей умение по внешнему виду отличать лук, говорить о пользе лука, об особенностях ухода за ним. Реализация цели дидактической игры «Найди маму» позволила закрепить знания о домашних животных и их детёнышах, о том, чем они питаются и как кричат; расширить и активизировать словарь по схеме. Данная игра очень понравилась ребятам.
Дидактическая игра «Кто как кричит» закрепила знакомство детей с домашними животными и их детёнышами, с тем, как они кричат; способствовала развитию воображения, тактильных ощущений, моторике, двигательной активности; вырабатывая силу голоса и эмоциональную выразительность.
Организация игры позволила выявить тот факт, что большинство детей называли более 4 домашних животных и их детенышей, говорил об их внешнем виде, кличках. Проведение каждой дидактической игры подготовительного этапа способствовало расширению представлений у детей о домашних животных.
Таким образом, произведенный анализ дидактических игр о домашних животных первого этапа формирующего эксперимента позволил отметить, что у детей сформировался устойчивый интерес к домашним животным, представленияо том, как «разговаривают» домашние животные и их детенышей углубились с помощью организации дидактических игр.
В ходе второго этапа мы реализовывали цель, направленную на формирование представлений о домашних животных и умений называть части домашних животных у детей младшего дошкольного возврата. На данном этапе нами было проведено 7 дидактических игр. Данная серия дидактических игр позволила углубить полученные представления на предыдущем этапе формирующего эксперимента. Организация игры «Помоги дедушке накормить животных» позволила научить детей внимательно следить за ходом рассказа, добавляя нужные слова; уточнили представление детей о домашних животных; обогатить их словарь за счет слов, чем питаются домашние животные.
Дидактическая игра «Как животные помогают дедушке?»» позволила закрепить представления о домашних животных и их пользе для человека. Дидактическая игра «Чей домик», «Кто спрятался в сарае?» мы закрепили представления о домашних животных и их особенностях проживания рядом с человеком. В данной игре все дети принимали активное участие, называя места, где проживают домашние животные. В данной игре дети называли отличительные признаки домиков животных. Дети указывали, что собаки могут жить на улице, а корова и лошадь в теплом помещении.
Заключительный этап работы был направлен на закреплении полученных представлений в ходе подготовительного и основного этапов. На данном этапе было проведена игра «Поможем дедушке Егору на ферме».
Организация данной игры повозила отметить, что активность всей группы детей свидетельствует о том, что полученные представления в ходе первого и второго этапов формирующей работы пополнили представления у детей о домашних животных, способах ухода за ними, умении отличать по внешнему виду домашних животных.
Таким образом, три этапа в процессе проектной деятельности позволили включить детей в активную познавательную деятельность по расширению представлений о домашних животных. Сложность в работе заключалась в обучении детей правильно наблюдать за домашними животными, делать выводы по дидактическим играм.
Цель контрольного этапа: выявить динамику сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы, после проведения формирующего эксперимента.
Задачи контрольного этапа:
1.Выявить динамику сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы.
2.Выявить динамику умения ориентироваться в животном мире: где живут домашние животные; чем питаются; умения назвать части тела; кто, как «разговаривает»; о пользе домашних животных для человека; как человек ухаживает за домашними животными.
Для решения первой задачи контрольного эксперимента, направленной на выявления динамики сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы, мы провели с детьми беседу.
Результаты сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы были следующее: 57% детей с высоким уровнем – дети называют по картинкам два – три вида домашних животных. Самостоятельно выделяют части тела животных, называют, где живут и чем питаются. Выделяют 2-3 признака живого. 43% детей со средним уровнем — дети называют по картинкам до двух видов домашних животных. Затрудняются выделять части тела животных, называют, где живут и чем питаются животные. Выделяют до 2 признаков живого.
Гистограмма 3
Уровни сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы (констатирующий, контрольный этап)

Итак, сравнивая уровни сформированности представлений о домашних животных у детей второй младшей группы на констатирующем и контрольном этапах исследования, мы наблюдаем следующую динамику: высокий уровень повысился на 29%, средний уровень повысился на 14% детей, низкий уровень понизился на 43% детей.
Для решения второй задания контрольного эксперимента, направленной на изучение сформированности умения ориентироваться в животном мире детьми младшей группы, мы провели серию игр.
Результаты диагностики были следующее: 43% детей с высоким уровнем – ребенок точно умеет называть место, где живут домашние животные, чем питаются, как «разговаривают». Отмечает, какую пользу приносят домашние животные для человека. Самостоятельно проявляет умение дорисовать недостающие детали животного, т.е. умеет называть части домашних животных. 57% детей со средним уровнем – дети с помощью взрослого называть место, где живут домашние животные, чем питаются, как «разговаривают». Отмечает (до 2 животных) какую пользу приносят домашние животные длячеловека. Самостоятельно проявляет умение дорисовать недостающие детали животного (до 2-3), т.е. умеет называть части домашних животных.

Гистограмма 4
Уровни сформированности умения ориентироваться в животном мире у детей второй младшей группы (констатирующий, контрольный этап)

Итак, сравнивая уровни умения ориентироваться в животном мире у детей второй младшей группы на констатирующем и контрольном этапах исследования, мы наблюдаем следующую динамику: высокий уровень повысился на 43%, низкий уровень понизился на 43% детей.
Изучив основы проблемы по теме формирования представлений детей второй младшей группы о домашних животных через дидактические игры, мы выявили психолого-педагогические основы данной проблемы, проанализировали содержание ознакомления с домашними животными, выделили методику ознакомления с домашними животными. Исследования Н.Н. Кондратьевой, Н.Н. Рыжовой и др. подтверждают, что дети дошкольного возраста познают животных по внешнему виду, повадкам, учатся видеть зависимости развития и размножения живого от среды обитания, взаимосвязи с человеком, уходу человека за животными, природоохранная работа и др., в связи с чем, у ребенка формируются гуманные отношения к животному миру в контактах с животными. Проблеме дидактической игры детей дошкольного возраста посвящены исследования Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Р. Беспаловой, В.Н. Аванесовой, С.Н. Николаевой др. Авторы в своих исследованиях раскрывают значение игры в экологическом воспитании дошкольников.
Приведенный анализ программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста позволяет отметить, что боль¬шинство программ остаются ориентированными в первую оче¬редь на формирование у детей дошкольного возраста системы знаний, представлений о мире природы. При этом как основа этой системы знаний выделяются осо¬бенности живых организмов. В программах не достаточно полно раскрыты вопросы взаимозависимости «человек—природа», вопросы о фор¬мировании у детей ценностной позиции по отношению к при¬родному окружению.

Проект «Ознакомление дошкольников с животным миром»
№ Название игры Программные задачи Содержание Последующая работа
Подготовительный этап
Цель: сформировать интерес о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста
1 Дидактическая игра «Узнай по картинке» Сформировать знания о домашних животных, об их внешнем облике Дети рассматривают картинки и по предложению воспитателя дети выбирают животное, о котором желают рассказа. Затем находят на столе картинки с изображением пищи, которую употребляет данное животное и кормят его. Игра «Разрезные картинки»

2 Дидактическая игра «Найди маму»
Расширить представления о домашних животных и их детёнышах, о том, чем они питаются и как кричат; расширить и активизировать словарь по схеме Дети вешают на шеи таблички с изображением домашних животных и их детёнышей. По команде поочерёдно ищут пару (маму и детёныша), приветствуют криками животных (мама – низким, детёныш- тонким). Затем находят на столе картинки с изображением пищи, которую употребляет данное животное; мама кормит детёныша.
«Кто у кого?»: У коровы – телёнок, у кошки – котёнок и т.д.

3 Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Расширить представления о домашних животных и их детёнышей, с тем, как они кричат; развивать воображение, тактильное ощущение, моторику, двигательную активность; вырабатывать силу голоса и эмоциональную выразительность. Ход игры:
1-й вариант: Детям показывается изображение домашнего животного, они изображают, как это животное кричит и двигается.
2-й вариант: Детям предлагается загадка о домашнем животном, они отгадку не проговаривают, а изображают движением и голосом.
3-й вариант: За ширмой находятся игрушки, изображающие домашних животных; ребёнок не называет животное, описывает его характерные особенности (внешность, чем питается, чем полезно, как кричит). Остальные дети угадывают. (Усложнение «Чудесный мешочек»).
4- вариант: Изобразить голосом, мимикой, жестами, движением настроение животного в определённой ситуации: котёнку наступили на хвост; щенок просит кушать, козлёнок потерялся и т. д. «Назови ласково»: корова – коровушка, бык – бычок, телёнок – телёночек.

4 Дидактическая игра «Молока кому?»
Расширить представления у детей о корове, с тем, как они кричат; какую пользу приносит человеку Дети стоят в кругу, а воспитатель — в середине круга. В руках у воспитателя игрушечная корова. Дети ведут хоровод, воспитатель произносит слова
Говорит корова: «Му, Молока я дам кому?» Затем корова «подходит» к одному из детей. Остальные дети отвечают, кому корова даст молока (например: «Даше»).
Что можно приготовить из молока? (Ответы детей). Из молока можно приготовить много вкусных и полезных продуктов. Как их можно назвать одним словом? Верно, это молочные продукты, так как изготовлены из молока. Где их можно взять, купить? Назовите их! Прошу детей подойти к импровизированной витрине, рассмотреть, перечислить. «Коровушка»
Я коровушку свою (показывают голову коровы с рогами) Ранним утром подою. Я поглажу ей бока: Дай детишкам молока. (Выполняются движения по тексту стихотворения).
5 Дидактическая игра «Найди детёныша для мамы»
Расширить представления о домашних животных и их детенышах Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.
Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки Дидактическая игра «Путаница» (польза).

2 этап
Цель второго (основного) этапа: сформировать представления о домашних животных и умении называть части домашних животных у детей младшего дошкольного возврата
1 Дидактическая игра «Помоги дедушке накормить животных»
Закрепить представления о домашних животных и их питании Выставляются игрушки (собака, кошка, корова, курица), на столе предметные картинки кость, миска с молоком, трава, зернышки). Дети по очереди выходят к столу, берут картинку и «кормят» то животное, для которого подходит эта картинка. С помощью вопросов воспитателя дети оречевляют свои действия:
Кому дали косточку.
Что дали корове? И т.д. «Кто, что делает?»
Собака (что делает?) – нюхает, рычит, грызёт, сторожит, лает …
Лошадь (что делает?) …
Свинья (что делает?)
2 Дидактическая игра «Как животные помогают дедушке?»
Закрепить представления о домашних животных и их пользе для человека Дети вспоминают предыдущую игру. Достает игрушку «дедушка». Затем воспитатель раздает детям по одной предметной картинке с изображением домашних животных и спрашивает:
Как животные помогают дедушке
Ответы фразой:
Корова дает молоко.
Лошадь возит грузы.
Кошка ловит мышей.
Собака сторожит дом.
Овца дает шерсть.
Коза дает молоко и шерсть.
Воспитатель продолжает:
-Обрадовался дедушка. Кошку оставил в доме жить, а для остальных животных построил домики. Дидактическая игра «Построй дом»: для коровы – коровник, для свиней – свинарник, для лошадей – конюшню.

3 Дидактическая игра «Чей домик?»
Закрепить представления о домашних животных и их особенностях проживания рядом с человеком. Воспитатель выбирает водящего считалкой: Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три. Начинаешь ты. Затем все дети, кроме водящего, образуют группки по два-три человека. Воспитатель тихо говорит детям из каждой группы, кем они будут (коровами, кошками и т.п. После этого воспитатель вместе с водящим ребенком подходит и «стучит» в каждый «домик». Водящий спрашивает: -Тук-тук, кто в домике живет? Дети отвечают звукоподражанием -Му-у! Водящий угадывает: — Это коровы. И т.д. Отгадывание загадок
Му-у! Молока кому?
-Дети, кто к дедушке пришел? (- Корова пришла.)
Иду-иду, бородой трясу,
Травку прошу: Мее. (-Коза пришла.)
Пальчиковая гимнастика «Коза-Корова»
Цок-цок-цок, к вам спешу, Телегу везу. (- Лошадь пришла.)
Громко лает,
Чужих в дом не пускает. (- Собака пришла.) Мягкие лапки,
В лапках цап-царапки. (Кошка пришла.)
4 Дидактическая игра «Кто спрятался в сарае?»
Закрепить представления у детей о том, где живут домашние животные Воспитатель прячет за мольбертом (ширмой) фигурки домашних животных. На мольберте — изображение сарая. Дети угадывают по звукоподражаниям, которые произносит логопед, кто там «спрятался». По мере отгадывания логопед достает фигурки животных из-за мольберта. Затем дети вспоминают, кто из животных как кричит. Рисование домиков для домашних животных
5 Дидактическая игра «Дорисуй недостающие детали»
развивать зрительное восприятие, память, графомоторные навыки. Детям предлагается изображения животных (птиц), в которых не хватает какой- либо детали: у лошади- гривы, у барана- рогов, у козы- копыт, у свиньи- пятачка, у барана- рогов, у кошки- усов, у собаки- хвоста и т.д. Каждый ребёнок должен дорисовать недостающие детали и объяснить, почему он это сделал. Рисование (раскрашивание шаблонов) домашних животных
3 этап – Заключительный
Цель третьего этапа была направлена на закреплении полученных представлений о домашних животных
1 Поможем дедушке Егору на ферме Закрепление полученных представлений о домашних животных На подвижном панно, детям предлагается выполнить задания от деда Егора: расселить животных, покормить животных, найти маму детенышу по звуку, которые издает взрослое животное. Вручение призов от дедушки Егора – бумажные силуэты, которые раскрашивают дети

проект животные.docx