Автор: Лилия Николаевна Сурова
Краеведение как условие гражданской идентичности
и духовно-нравственного воспитания школьников
Духовность и нравственность – это два понятия, без которых, по нашему мнению, невозможно современное воспитание и развитие. Формирование нравственных понятий, духовности – очень длительный и сложный процесс. Невозможно за несколько месяцев воспитать в детях нравственные чувства. Поэтому я разработала долгосрочный проект, цель которого – воспитание в детях нравственного чувства, подведение их к подлинной духовности. В разработанном проекте большое значение уделяется изучению родного края, которое, по моему мнению, считается одним из основных источников обогащения детей знаниями о малой родине, воспитания любви к ней, формирования активной гражданской позиции. Через понимание своей малой родины происходит формирование гражданской идентичности, сопричастность к стране, её прошлому, настоящему и, главное, к будущему.
Академик Д.С. Лихачёв, в чьём обширном творческом наследии имеется множество трудов по краеведению, подчеркивал важность этой науки, причем не только в научном, познавательном, но и в воспитательном плане. По мнению Лихачёва, чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это–самый массовый вид науки».
Краеведение – знание комплексное. Оно опирается и на междисциплинарные научные взаимосвязи, и на первичные наблюдения житейской практики, и на запечатленное в народной памяти. Краеведение в школе помогает детям осознать свою связь с окружающим миром, значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Когда ребёнок понимает, какое место в истории России занимает его малая родина, он ощущает гордость за себя, за свой край. Безусловно, всё это и воспитывает в личности ребёнка чувство любви и патриотизма к России. В процессе реализации проекта с использованием краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности, учащиеся получают личные впечатления, которые усиливают эффективность формирования нравственного, гражданского, историко-культурного, эстетического компонентов личности. Таким образом, изучение краеведческого материала формирует цельную систему знаний по истории родного края, расширяет познавательную сферу, развивает исследовательские навыки и творческие способности, вырабатывает навыки самообразования и является важным средством духовно-нравственного воспитания и развития детей.
В работе с учащимися по изучению родного края мной была определена цель: заложить основы гражданственности, т.е. осознанное принятие учеником понятий «Отечество», «малая родина», «родная земля», «моя семья», «мой дом».
Наиболее богатые возможности по воспитанию краеведческой культуры и любви к родному краю нам предоставляют уроки ознакомления с окружающим миром. Провожу различные игры, конкурсы, викторины, праздники, которые способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес, внимание к окружающему миру, родному краю. Обучающиеся оформляют проекты: «Моя малая родина». Дети рассказывают о достопримечательностях, красоте своего родного края, о его прошлом и настоящем, о проблемах малой родины, о том, как заботятся о нем родители и жители, какую помощь оказывает сам ребенок.
Результативность краевой деятельности очевидна. Это успешные выступления обучающихся на ежегодных конкурсах.
Учащийся Попов Дмитрий выступил с проектом «История одной церкви» на школьном, муниципальном и краевом уровне. Он провел большую исследовательскую работу по истории создания Георгиевской церкви, которая находится в селе Уролка, где проживает Дима. Эта церковь многие годы стояла разрушенная и вот совсем недавно её стали восстанавливать и даже изредка проводятся по праздникам службы. А ученица Лопатина Ангелина заинтересовалась происхождением нашего поселка Басим и провела исследовательскую работу по теме: «На перекрестках времен и дорог». Она узнала и рассказала о людях, которые сопричастны к строительству поселка, в каких трудных условиях они строили поселок. Выступила на школьном, муниципальном и краевом уровне. Ученица Граф Мария увидела в сундуке у бабушки красиво вышитые полотенца руками самой бабушки. Маша провела исследовательскую работу по теме: «Тайна старинного полотенца», с которым выступила на школьном, муниципальном и краевом конкурсе «Юные исследователи». Это говорит о том, что обучающиеся любят свой родной край, Родину, уважают традиции своей семьи и неравнодушны к будущему нашей страны, родного края. В проектах «Моя семья» обучающиеся 1 класса с любовью рассказывают о своей семье как частице нашей Родины, о том, какой вклад вносит семья в развитие нашего поселка
для конф. 18гкраеведение.doc