Автор: Парфенчук Мария Ильинична
Отсутствие интереса к художественной литературе у современных школьников и бесполезное времяпрепровождение в Интернете – это, бесспорно, проблема, и многие учителя применяют различные методы, для того чтобы привить любовь к классической литературе, обратить внимание на отечественную кинематографию и обогатить лексикон школьников. Я тоже решила разобраться: действительно ли эта проблема актуальна и как ее решить.
Проведя опросы в классах, где преподаю, я пришла к выводу, что ученики, вопреки расхожему мнению, читают немало, однако в круг их интересов иногда попадает литература, не соответствующая возрасту и не всегда приносящая пользу. Чего только стоят такие вот названия: «Вероника решает умереть» или «50 дней до моего самоубийства»!
Теме «вредных» книг мы с ученицей 8 класса посвятили научно-исследовательскую работу под названием «Нужные книги ты в детстве читал?», с которой выступили на НПК и заинтересовали материалом не только детей, но и взрослых, предложив им в качестве альтернативы современному «чтиву» большой список детской литературы.
А вот как же решить проблему с выбором нужных передач и фильмов? И как ненавязчиво порекомендовать детям то, что они сами захотят прочесть или посмотреть?
Поставив такие вопросы, я решила взять на вооружение ИКТ, использование которых необходимо в современной школе. Почему? Чего мы можем достичь на разных этапах урока?
В первую очередь, можно привлечь и сохранить детское внимание на протяжении всего урока или воспитательного мероприятия.
К. Д. Ушинский считал внимание ученика « чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения». По его мнению, «каждый воспитатель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет». (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М. 1954.- Т. 2,с. 339)
Русский физиолог И. П. Павлов открыл ориентировочный рефлекс «Что такое?»: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение наглядности оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д. Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала способствует творческому осмыслению содержания урока и повышает мотивацию учения.
Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много. Но, по мнению В.Ф.Шаталова: «Самое главное — учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»(Шаталов В. Ф. Сквозь призму сердца / В. Ф. Шаталов. — М.: ГУП ЦРП «Москва — Санкт-Петербург», 2002,с.59).
Итак, я решила провести исследование, используя на уроках небольшие фрагменты мультфильмов, познавательных передач и отечественных фильмов, соотнося их с темой урока.
На уроке используется небольшой фрагмент, анализируется с точки зрения использования в нем того или иного языкового материала, а затем детям предлагается посмотреть фильм или мультфильм в домашней обстановке, возможно, с родителями, что также положительно скажется на их взаимоотношениях. Затем можно предложить обсудить увиденное на одном из следующих уроков и постепенно приучить детей внимательно относиться к выбору фильмов для просмотра, воспитывать хороший вкус.
Применяя видеозапись, очень важно не забывать о главном методическом приеме: кинофрагмент надо как бы ввести в содержание своей работы, объяснить детям, с какой целью Вы собираетесь показать его, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. После окончания демонстрации следует узнать, как класс воспринял содержание видеозаписи (о чем она, и как она связана с вашим заданием?), т.е. достигнута ли цель показа. Далее нужно обязательно связать содержание видеозаписи с той последующей работой, которую Вы организуете в классе. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированным моментом урока (показ ради показа). Ее содержание должно работать на Вашу методическую цель.
Итак, прежде всего, необходимо показать ученику, что языковые явления, которые он изучает в школе, встречаются везде: даже в мультфильмах, роликах в Интернете и т.д.
Приведу примеры из личного опыта использования нетрадиционного языкового материала.
Так, на уроке русского языка при изучении тем «Устаревшие слова» и «Диалектная лексика» можно использовать «Песню про бабушку» в исполнении хорошо знакомого детям по передаче «Уральские пельмени» В.Мясникова. Реакция детей бывает невероятной: «Как?! На уроке в школе фрагмент из юмористической передачи!» Зато потом, проанализировав устаревшие слова и диалектизмы, воспользовавшись словарем В.И.Даля, они открывают для себя, что, оказывается, можно работать на уроке и с таким знакомым материалом.
При изучении темы «Способы образования слов» можно использовать песню «Следы» из мультфильма «Маша и медведь». Анализируя способы образования существительных в этой песне (бегедил, крокомот и т.п.), дети соберут «правильные» названия животных и придут к выводу, что не все слова, имеющие в середине буквы «о» и «е», образованы путем сложения основ, что большинство этих слов заимствованы из других языков.
Еще одна возможность использования видеофрагментов — это своего рода реклама тех фильмов и художественных произведений, которые детям стоило бы посмотреть или прочитать.
Так, например, в 10 классе ученики на уроке с интересом посмотрели фрагмент фильма «Жестокий романс», снятый по мотивам драмы А. Н. Островского «Бесприданница», затем посмотрели фильм полностью и прочитали произведение. Сколько восторженных отзывов затем было озвучено: у многих фильм стал любимым! Поняв, что «советское» кино может быть таким интересным и актуальным, они заинтересовались отечественной кинематографией и с увлечением стали прислушиваться к советам посмотреть «что-то из старого».
Захотеть посмотреть фильм «Приключения Электроника» и прочитать одноименную книгу дети могут, увидев фотографию главных героев на уроке русского языка по теме «Относительные и вопросительные местоимения», где учитель, задавая вопросы о том, в чем сходство и в чем отличие мальчишек, подводит учеников к тому, что и представленные разряды местоимений тоже очень похожи, но имеют небольшие отличия.
Можно привести еще множество примеров использования нетрадиционного языкового материала, но, наверняка, каждый творчески работающий учитель с удовольствием продолжит этот список и возьмет на заметку то, что представлено в работе.
В качестве проверки результативности вышеизложенного метода я использовала анкетирование с развернутым ответом на некоторые вопросы и получила следующие результаты: использование видеофрагментов как способ активизации познавательной деятельности учащихся оказался довольно продуктивным: 99% учащихся понравились уроки с использованием ИКТ( «Когда я слышу про притяжательные местоимения, я всегда теперь вспоминаю фразу: «Чей туфля? Моё!»); у 80% детей изменилось отношение к старым фильмам и познавательным передачам, 90% считают, что использование видеофрагментов на уроках расширяет их кругозор, заставляет обратиться к книгам и помогает писать сочинения, поэтому мы будем продолжать их использование на разных этапах уроков.