«Боди перкуссия как средство развития чувства ритма»

Автор: Скокнина Оксана Васильевна
Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.
Техника \»Body Percussion\» помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.
Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») – многозначное слово:
1. Перкуссия — это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов.
К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго,
бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты
и десятки других этнических ударных инструментов.
Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных
оркестров и ансамблей.

2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.
3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод — «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Первые телесно-перкуссионные
мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-
педагогической работы создал пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.
Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного
музицирования через активные движения.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» — говорил Карл Орф.
Так родилась система “body percussion” (с лат. «звучащие жесты») –
К. Орф вводит 4 типа звучащих жестов (шаги, хлопки, щелчки, шлепки) :
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры BodyPercussion мы видим в детской игре «Ладушки».
Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
В современное время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение.

Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Мне очень понравилась эта идея исполнения музыки, для которой не нужны инструменты. Это гениально и очень подходит современному человеку.

Статья Боди перкуссия.docx